СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете "Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, когда внедрены образовательные стандарты  в практику образовательного процесса, очевидно, что готовность педагога к формированию и оцениванию УУД младших школьников является,   с одной стороны, гарантией успеха внедрения ФГОС, с другой стороны, не должно быть личной проблемой отдельного педагога. Это  результат системной методической работы с педагогами через проведение семинарских занятий, практикумов, работу творческих групп в школе; через тесное сотрудничество с семьёй в организации учебного процесса и внеурочной деятельности; через творческий подход к своему труду – постоянному поиску новых форм работы,  новых идей, чтобы реализация требований новых стандартов образования позволила учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов"»

Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов

Выступление на педагогическом совете

учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 24 с. Агой

Лаховой Н.А.


"Нам не дано предугадать:" (Ф.И. Тютчев)

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать.
Увы, не каждый раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить.
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в жизни молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.

1. Актуальность внедрения Федеральных государственных стандартов не вызывает сомнений. За это время сделано многое: в целях исполнения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» были подробно изучены документы ФГОС, создана рабочая группа, проведены мероприятия по изучению изменений и дополнений образовательной системы школы:

  • семинары, совещания при завуче, заседания МО, на которых шло обсуждение нового образовательного стандарта;

  • административная команда и учителя принимали участие в разработке ООП, написании рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности;

  • учителя, реализующие ФГОС, прошли курсовую подготовку;

  • проводились родительские собрания совместно с психологом, заместителем директора;

  • идеи новых стандартов представлялись родительской общественности. Их знакомили с режимом работы школы, с новшеством, связанным с введением стандартов, определились с выбором УМК.

    1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные, то есть универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные).

В связи с этим, целью своей работы в этом направлении являлось формирование функционально грамотной личности, т. е. человека, который обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания, принимать решения и нести за них ответственность, толерантен по своей жизненной позиции. Понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других, эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей, способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

Коллектив педагогов МБОУ СОШ №24 делал первые шаги в данном направлении и в связи с этим по ходу реализации программ вносились необходимые изменения и коррективы, программы дополнялись средствами психолого-педагогической поддержки. При организации внеурочной деятельности мы старались максимально использовать возможности образовательного учреждения. Привлекали по мере возможности специалистов других организаций: сельской библиотеки, спортивной школы, детской школы искусств, сельского Дома культуры.

Нам хотелось заинтересовать каждого ребенка, дать возможность проявить своё «я», создать сообщество увлеченных детей и творческих учителей. Решая эти проблемы, мы определили ряд задач, без решения которых невозможно освоить ФГОС:


  • овладение учебно-методическими и информационными ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;

  • обеспечение оптимального вхождения в систему ценностей современного образования, для чего необходимо проанализировать имеющиеся условия, определить проблемное поле;

  • обозначение направления работы по приведению образовательной среды школы в соответствие с требованиями к условиям реализации ФГОС.

    1. Отслеживание результатов.

Методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью Портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Портфель достижений – средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности ученика;

  • формирование умения учиться, ставить цели, планировать собственную учебную деятельность.

Творческой группой учителей начальных классов было разработано положение о Портфолио ученика начальной школы. В нём отслеживается накопительная система оценки, собраны все диагностические материалы.

    1. Формирование УУД.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Важным элементом формирования УУД учащихся начальной школы является ориентировка в информационных и коммуникативных технологиях, способность грамотно применять их на практике. Реализация программы формирования УУД – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Мы отслеживали формирование УУД учащихся с 1 по 4 классы по следующим направлениям: общеучебные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД.

Нами разработаны рабочие программы по всем предметам с 1 по 4 классы, которые прошли экспертизу, выставлены на сайте школы, на сайтах учителей начальной школы. За разработку рабочих программ по внеурочной деятельности творческая группа учителей нашей школы получили благодарность.

    1. Внеурочная деятельность.

В связи с внедрением ФГОС произошли изменения и в учебном плане.

Основным отличием явилось внедрение внеурочной деятельности по пяти направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное). Проведён опрос родителей на выбор спектра занятий. Особым спросом пользуются кружки «Наглядная геометрия», «Мир деятельности», «Разговор о правильном питании», «Школа доктора Природы», «Тропинка к своему Я», «Спортландия», «По пути иголочки» и др. Каждый год учитель, набирающий 1 класс вносит корректировки и расширяет выбор кружков.

    1. Диагностика и мониторинг.

Разработана система отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения; система по  формированию социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Ведется психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Разработана программа коррекционной  работы.  Коррекция осуществляется как на уроке учителями, так и во внеурочной деятельности через индивидуальные консультации и занятия кружка «Тропинка к своему Я».

Мониторинг полноты и качества реализации основной образовательной программы начальной школы способствует осуществлению длительного отслеживания образовательного процесса для определения его соответствия нормам или стандартам, или желаемому результату с целью принятия адекватных управленческих решений. Именно поэтому мониторинг является неотъемлемым и важнейшим фактором управления реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Согласно стандарту 1 поколения к учащимся предъявлялся ряд требований к ЗУН в конце каждого года обучения. Теперь же представлен портрет выпускника начальной школы.

    1. И наконец, каким же должен быть выпускник начальной школы?

Учитель начальных классов, работающий по ФГОС видит своего выпускника:

  • любящим свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающим и принимающим ценности семьи и общества;

  • любознательным, активно и заинтересованно познающим мир;

  • владеющим основами умения учиться, способным к организации собственной деятельности;

  • готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

8. Заключение.

Сегодня, когда внедрены образовательные стандарты  в практику образовательного процесса, очевидно, что готовность педагога к формированию и оцениванию УУД младших школьников является,   с одной стороны, гарантией успеха внедрения ФГОС, с другой стороны, не должно быть личной проблемой отдельного педагога. Это результат системной методической работы с педагогами через проведение семинарских занятий, практикумов, работу творческих групп в школе; через тесное сотрудничество с семьёй в организации учебного процесса и внеурочной деятельности; через творческий подход к своему труду – постоянному поиску новых форм работы, новых идей, чтобы реализация требований новых стандартов образования позволила учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.

3