Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов
Выступление на педагогическом совете
учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 24 с. Агой
Лаховой Н.А.
"Нам не дано предугадать:" (Ф.И. Тютчев)
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать.
Увы, не каждый раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить.
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в жизни молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.
1. Актуальность внедрения Федеральных государственных стандартов не вызывает сомнений. За это время сделано многое: в целях исполнения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» были подробно изучены документы ФГОС, создана рабочая группа, проведены мероприятия по изучению изменений и дополнений образовательной системы школы:
семинары, совещания при завуче, заседания МО, на которых шло обсуждение нового образовательного стандарта;
административная команда и учителя принимали участие в разработке ООП, написании рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности;
учителя, реализующие ФГОС, прошли курсовую подготовку;
идеи новых стандартов представлялись родительской общественности. Их знакомили с режимом работы школы, с новшеством, связанным с введением стандартов, определились с выбором УМК.
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные, то есть универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные).
В связи с этим, целью своей работы в этом направлении являлось формирование функционально грамотной личности, т. е. человека, который обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания, принимать решения и нести за них ответственность, толерантен по своей жизненной позиции. Понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других, эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей, способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.
Коллектив педагогов МБОУ СОШ №24 делал первые шаги в данном направлении и в связи с этим по ходу реализации программ вносились необходимые изменения и коррективы, программы дополнялись средствами психолого-педагогической поддержки. При организации внеурочной деятельности мы старались максимально использовать возможности образовательного учреждения. Привлекали по мере возможности специалистов других организаций: сельской библиотеки, спортивной школы, детской школы искусств, сельского Дома культуры.
Нам хотелось заинтересовать каждого ребенка, дать возможность проявить своё «я», создать сообщество увлеченных детей и творческих учителей. Решая эти проблемы, мы определили ряд задач, без решения которых невозможно освоить ФГОС:
овладение учебно-методическими и информационными ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
обеспечение оптимального вхождения в систему ценностей современного образования, для чего необходимо проанализировать имеющиеся условия, определить проблемное поле;
обозначение направления работы по приведению образовательной среды школы в соответствие с требованиями к условиям реализации ФГОС.
Отслеживание результатов.
Методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью Портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Портфель достижений – средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности ученика;
формирование умения учиться, ставить цели, планировать собственную учебную деятельность.
Творческой группой учителей начальных классов было разработано положение о Портфолио ученика начальной школы. В нём отслеживается накопительная система оценки, собраны все диагностические материалы.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Важным элементом формирования УУД учащихся начальной школы является ориентировка в информационных и коммуникативных технологиях, способность грамотно применять их на практике. Реализация программы формирования УУД – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Мы отслеживали формирование УУД учащихся с 1 по 4 классы по следующим направлениям: общеучебные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД.
Нами разработаны рабочие программы по всем предметам с 1 по 4 классы, которые прошли экспертизу, выставлены на сайте школы, на сайтах учителей начальной школы. За разработку рабочих программ по внеурочной деятельности творческая группа учителей нашей школы получили благодарность.
В связи с внедрением ФГОС произошли изменения и в учебном плане.
Основным отличием явилось внедрение внеурочной деятельности по пяти направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное). Проведён опрос родителей на выбор спектра занятий. Особым спросом пользуются кружки «Наглядная геометрия», «Мир деятельности», «Разговор о правильном питании», «Школа доктора Природы», «Тропинка к своему Я», «Спортландия», «По пути иголочки» и др. Каждый год учитель, набирающий 1 класс вносит корректировки и расширяет выбор кружков.
Диагностика и мониторинг.
Разработана система отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения; система по формированию социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Ведется психолого-педагогическое сопровождение учащихся.
Разработана программа коррекционной работы. Коррекция осуществляется как на уроке учителями, так и во внеурочной деятельности через индивидуальные консультации и занятия кружка «Тропинка к своему Я».
Мониторинг полноты и качества реализации основной образовательной программы начальной школы способствует осуществлению длительного отслеживания образовательного процесса для определения его соответствия нормам или стандартам, или желаемому результату с целью принятия адекватных управленческих решений. Именно поэтому мониторинг является неотъемлемым и важнейшим фактором управления реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Согласно стандарту 1 поколения к учащимся предъявлялся ряд требований к ЗУН в конце каждого года обучения. Теперь же представлен портрет выпускника начальной школы.
И наконец, каким же должен быть выпускник начальной школы?
Учитель начальных классов, работающий по ФГОС видит своего выпускника:
любящим свой народ, свой край и свою Родину;
уважающим и принимающим ценности семьи и общества;
любознательным, активно и заинтересованно познающим мир;
владеющим основами умения учиться, способным к организации собственной деятельности;
готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
8. Заключение.
Сегодня, когда внедрены образовательные стандарты в практику образовательного процесса, очевидно, что готовность педагога к формированию и оцениванию УУД младших школьников является, с одной стороны, гарантией успеха внедрения ФГОС, с другой стороны, не должно быть личной проблемой отдельного педагога. Это результат системной методической работы с педагогами через проведение семинарских занятий, практикумов, работу творческих групп в школе; через тесное сотрудничество с семьёй в организации учебного процесса и внеурочной деятельности; через творческий подход к своему труду – постоянному поиску новых форм работы, новых идей, чтобы реализация требований новых стандартов образования позволила учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.
3