Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете»
Формирование читательской компетенции как одно из условий повышения образовательного уровня ученика
Составила Тихонова И.Н .
Несколько слов о пользе чтения
Американский исследователь Роберт Уилсон в течение 6 лет наблюдал группу из 294 долгожителей (средний возраст 89 лет). После смерти мозг каждого добровольца подвергался исследованиям, медики искали признаки старческого слабоумия.
Выяснилось, что среди тех, кто читал и писал больше среднего, снижение умственных способностей шло на 32 % медленнее, чем у сверстников.
У тех же, кто не интересовался книгами, болезнь Альцгеймера прогрессировала на 50 % быстрее, чем обычно.
Несколько слов о пользе чтения
Нейрофизиолог Дэвид Льюис обнаружил, что шести минут ежедневного чтения достаточно, чтобы снизить уровень стресса на 70 %. Это более эффективно, чем прослушивание музыки или прогулка.
Несколько слов о пользе чтения
Ученые института Тулузы доказали, что просматривать книгу во время еды полезно для желудка.
Читая, человек медленнее пережевывает пищу, и она лучше пропитывается слюной и пищеварительными соками.
«Чтение — вот лучшее учение.
Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная»
А.С. Пушкин
Читательская компетентность
особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.
Развитие читательской компетентности способствует:
- росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов,
- умению управлять ими,
- успешности в обучении.
Обновление методического аппарата учебника
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
- поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретация информации;
- оценка информации.
Проблемы при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускали ошибки при формулировании вопросов или суждений.
Неудовлетворительные результаты международных исследований PISA и PIRLS
Проблемы здесь возникали уже на начальном этапе - при прочтении заданий.
Невнимательное отношение к формулировкам самих заданий приводило учеников к выполнению какого-то "своего задания"
При работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:
- целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;
- составлять план к прочитанному тексту;
- умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
- логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст; отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника; находить в тексте описание к иллюстрациям; обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;
При работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:
- извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
- сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним;
- соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
- самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;
- готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).
Спасибо за внимание!