В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания… Е. Н. Ильин
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацелен на обеспечение прежде всего духовно-нравственного развития, воспитания учащихся. [1] Литература занимает особое место в системе школьного образования. В Примерной Программе среднего (полного) общего образования по предмету литература охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения». [2, 54] Сегодня проблема воспитания подрастающего поколения стоит перед нашим обществом особенно остро. У многих подростков вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, — негативное влияние мощного информационного потока низкопробного уровня, стихийно льющегося на подростка из Интернета, телевидения и т. д. И поэтому главная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок нравственности. Русская же литература — это литература, устремлённая к вечной гармонии личности, мира и Бога. Лучшие русские писатели задавались важнейшими, главными человеческими вопросами: что такое истина? кто я? так ли я живу? для чего пришёл в этот мир? То есть наша литература поднимает как раз те вопросы, которые непременно задаёт себе любой думающий подросток. Путь нравственного самосовершенствования всегда труден, но необходим
Все герои русской литературы (Онегин, Печорин, Базаров, Обломов, Безухов и др.) мучительно искали своё предназначение, свой путь в этом мире. Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка. Как же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок?
Прислушаемся к совету известного педагога Евгения Николаевича Ильина: ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… — словом, языком искусства». Основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих учащихся. Т. е. учителю литературы необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания однозначных оценок. В средних классах ребята уже вполне могут рассуждать о многих нравственных вопросах, отталкиваясь от произведений, включённых в программу.
Изучая басни или сказки, стихи или рассказы, обязательно с учениками беседуем о том, какие человеческие качества, жизненные ценности важны с точки зрения автора.
При изучении рассказа «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого ученики 5 класса, работая в группах, создают и заполняют кластеры по теме «Качества характера, помешавшие Костылину и помогшие Жилину освободиться». Работа строится по плану: сначала участники групп выбирают важные для характеристики персонажей эпизоды, затем анализируют поведение одного и другого персонажа, после этого перечисляют качества характера, проявленные героями рассказа в этих эпизодах. Вся работа вносится в заготовленный макет кластера. На этапе демонстрации образовательного продукта ученики обсуждают получившиеся кластеры, отмечают удачи каждой группы, а затем, переходя к этапу систематизации полученной продукции, совместно делают выводы о том, какие качества характера нужно воспитывать в себе.
Заканчивая изучение сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», провожу урок-беседу по теме «Нравственные проблемы в произведении». В начале урока нацеливаю шестиклассников на то, что итогом сегодняшней беседы станет домашнее сочинение. Поэтому предлагаю ученикам фиксировать главные моменты нашей беседы, нужные цитаты, для этого раздаю листы с вопросами в свёрнутом виде (в ходе беседы ученики будут «открывать» вопрос за вопросом, вписывать понравившиеся ответы в оставленное после вопроса место).
Система вопросов:
1. Что такое нравственность? Обсудив варианты ответов, обязательно обращаемся к Толковому словарю С. И. Ожегова: «НРАВСТВЕННОСТЬ, -и, ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».
2. Нужно ли придерживаться правил поведения, соблюдать этические нормы? Ответы учащихся сводятся к мысли: да, потому что мы живём в обществе.
3. Какое поведение можно назвать нравственным? Приведите примеры из жизни. Ребята, анализируя примеры из жизни, приходят к выводу, что это такое поведение, которое не причиняет вреда человеку или обществу в целом, а наоборот, приносит определённую пользу.
4. Докажите, что Настя и Митраша, оставшись без родителей, вели себя нравственно, приведите подтверждения из текста. Ученики вспоминают о том, что брат и сестра трудились, помогали соседям, участвовали в общественной жизни, жили дружно. Зачитываются фрагменты текста.
5. Какие нравственные ошибки совершили герои произведения? («Поссорившись, разошлись», «Митраша не обратил внимания на подсказки мудрой природы», «Настя забыла о брате, её обуяла жадность»)
6. С помощью какой художественной детали писатель «подсказывает» нам, что ребята неправы оба? (Тропа, которая разошлась у Лежачего камня, в лесу вновь соединилась) Можно предложить ученикам составить варианты совместного маршрута Насти и Митраши.
7. Как ребята исправили свои ошибки? (Митраша смог «договориться» с собакой, стать для неё хозяином, избавил лес от опасного хищника, Настя отдала всю собранную клюкву детям из блокадного Ленинграда)
8. Имеет ли человек право ошибаться? Примерные выводы учеников: «Допустить ошибку может каждый. Главное, уметь раскаяться в совершенной ошибке, постараться её исправить. Только нужно помнить, что ошибка может привести к непоправимым последствиям». Дома ученики пишут сочинение на тему «Имеет ли право человек на ошибку?» (на материале произведения или на личном опыте).
Над этими же вопросами шестиклассники задумаются после изучения рассказов «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева, «Уроки французского» В. Г. Распутина. На основе этих двух рассказов ученики тоже напишут сочинение. Предлагаю ученикам две темы: 1. «Нравственный выбор героев рассказов «Конь с розовой гривой» (Астафьев) и «Уроки французского» (Распутин)», 2. «Уроки доброты (по рассказам Астафьева «Конь с розовой гривой» и Распутина «Уроки французского»)». К обеим темам на подготовительном уроке совместно составляем планы.
Произведения Николая Васильевича часто заставляют читателя задуматься о духовно-нравственных проблемах. Предательство и любовь Андрия Бульбы вызывают живой отклик у семиклассников. Предлагаю ребятам письменно прокомментировать поступок Андрия. Мне радостно отметить, что большинство ребят всё же осуждают его предательство ради любви. Но всегда звучит и другая точка зрения: плохо, что Андрий предал отца, брата, товарищей, мать, Родину, но он это сделал во имя любви, поэтому его можно понять
Важные духовно-нравственные аспекты становятся предметом дискуссий на уроках литературы в средних классах: взаимоотношения отцов и детей («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Телеграмма» К. Г. Паустовского), милосердие и жестокость («В дурном обществе» В. Г. Короленко, «Юшка» А. П. Платонова, «После бала» Л. Н. Толстого), честь и бесчестье («Капитанская дочка» А. С. Пушкина), храбрость и трусость («Тихое утро» Ю. П. Казакова)… В старших классах вопрос духовно-нравственного воспитания выходит на новый, более высокий уровень. Использование на уроках литературы в старших классах интерактивных форм, инновационных технологий позволяют старшекласснику стать полноправным участником образовательного процесса, со-творцом урока. Такие уроки позволяют ученику глубже понять и прочувствовать своё личностное «я». Например, урок-исследование в старших классах подразумевает значительную самостоятельность, инициативу учащихся. Чтобы ученики проявили на таком уроке максимум творчества, самостоятельности, учитель готовит систему проблемных вопросов. Приведу в пример один из таких уроков по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Прошу ребят письменно, одним предложением, ответить на вопрос: В чём юридическая и в чём нравственная вина Раскольникова? (Ответ на этот вопрос покажет, насколько мои ученики проникли в философские глубины романа; очень внутри себя радуюсь, когда получаю ответ: нравственная его вина в том, что он разрешил себе убить.) Далее: на какие собственные имена опирается Раскольников, строя свою теорию? (Ликург, Магомет, Наполеон и др.) Затем центральный вопрос урока: какое одно-единственное имя опрокидывает эту теорию и почему? Предлагаю ребятам произвести анализ нескольких эпизодов. К концу урока совместно приходим к ответу: это имя — Христос, единственный в истории человечества Учитель, не требовавший жертв, пожертвовавший собой. Во имя чего? Во имя любви к человеку. Кто так же поступает в романе? Софья. И итоговый вопрос урока: какова позиция автора? (Есть только одна истина — великая христианская любовь к человеку.)
Вообще, следует заметить, что при изучении русской литературы нужно помнить о её православных истоках, нельзя не обращаться к страницам Библии, изучая, например, драму Островского «Гроза», «Очарованного странника» Лескова, «Мастера и Маргариту» Булгакова и другие.
Не зря ещё М.Горький считал, что литературу следует называть человековедением. А Евгений Николаевич Ильин, говоря о воспитательном значении литературы, утверждает, что литература должна стать: 1) человековЕдением, 2) человековИдением, 3) человековедЕнием. [6] Нынешние ученики — ближайшее будущее нашей страны. Уроки литературы — прекрасная возможность говорить с поколением будущего о вечных важнейших вопросах Жизни: любви и дружбе, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, о душе и духовности. А выбор? Выбор за ними.
На уроках русского языка также большая возможность заниматься духовно-нравственным воспитанием. Я использую тексты, влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему.
При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.
Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения –рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. На уроках русского языка просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.
При изучении темы «Союз» можно создать на уроке условия для усвоения такой нравственной – этической категории как союз человеческих сердец. Вместе с детьми мы решаем духовно – нравственную проблему: Дружба + Товарищество = Союз. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же отношения и в нашей жизни.
Если взять, к примеру, урок в 8 классе по теме « Обособленные члены предложения», то и там мы находим отражение духовно - нравственной тематики. Об этом говорит ключевое слово « обособленные», которое мы непосредственно связываем с человеком. Обучающиеся непосредственно находят ту главную ниточку, которая подводит их к полному представлению о том, в чём же всё-таки состоит связь члена предложения с человеком.
Таким образом, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях, использовать различные методические приёмы, активизировать познавательную деятельность учащихся разнообразными эффективными способами, повышать качество гуманитарной подготовки современных школьников.
Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.
Становится традицией проводить открытые уроки и приглашать родителей. Это позволяет родителям увидеть ту работу, которая проводится с детьми на уроках.С учащимися 5б класса подготовили и провели урок русскго языка на тему « Семья всему начало»
В своей работе также практикую исследовательские проекты «( Нравственные проблемы в произведении В.Г.Короленко « В дурном обществе», « Русские поэты о Рождестве») , творческие проекты(инсценировка фрагментов произведений, чтение по ролям ).
С учащимися 6 б класса был дан открытый урок на тему толерантности.Проведена огромная работа по подготовке материалов к данному занятию не только учителем, но и сами учащиеся принимали активное участие.
Во внеурочной деятельности также немало внимания уделяем нравственному воспитанию . Учащиеся 7б класса проводили открытое мероприятие для своих мам. Родители активно принимали участие в празднике. Поставили спектакль по народным сказкам, разработали и провели «Лермонтовский бал»
Проводим тематические классные часы.
