СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Выступление на тему " Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей" на методическом объединении классных руководителей.
Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей
Ахременко М. А.
Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности конфликт между учениками.
Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, будь то бурса в произведениях Н. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристократическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове, из книги «Повелитель мух» английского писателя У. Голдинга.
Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, без-жалостности. Детская жестокость — явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле себе подобных.
Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).
На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностной ос-новы важной становится не агрессий как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность но отношению к другим при низком уровне самоконтроля.
Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста — формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению (В. Лозоцева).
Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, потому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе. А ведь для того чтобы управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить, дабы понять движущие силы их развития. Однако определенные усилия в этом направлении уже сделаны и делаются.
В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.
Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.
Возраст — определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Можно выделить такие основные возрастные периоды: младенческий (до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3 года — 6-7 лет), младший школьный возраст (6-7 — 10-11 лет), подростковый (10-11 — 15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет), поздняя юность (18-23 года), зрелый возраст (до 60 лет), пожилой (до 75 лет), старческий (свыше 75 лет).
Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах. Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно — в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.
Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе.
В-третьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется внешним укладом жизни на селе, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась сегодня в сельской местности. Сельская школа является неотъемлемым и важным структурным элементом сельского социума. Она влияет на Жизнь в селе. Но и обстановка в селе вообще и конкретной деревне в частности оказывает существенное влияние на Положение дел в сельской школе. Взаимоотношения и конфликты в коллективах сельских школ соответственно отражают все основные противоречия и проблемы, которыми насыщена сегодня жизнь на селе. Общаясь с родителя¬ми, ученики узнают о главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Так или иначе, школьники знают о многих проблемах жизни села, по-своему переживают их, трансформируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Исследование, проведенное под руководством В.И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.
Конфликты «ученик — ученик» возникают в таких ситуациях:
• из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%;
• из-за отсутствия взаимопонимания — 7%;
• в связи с борьбой за лидерство — 7%;
• из-за противопоставления личности ученика коллективу — 7%;
• в связи с общественной работой — 6%;
• у девочек — из-за парня — 5% .
Считают, что конфликтов у учеников не было — 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников.
Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.
Основные причины ненависти к сверстникам:
• подлость и предательство — 30%;
• подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей — 27%;
• личная обида — 15%;
• ложь и высокомерие — 12%;
• соперничество между одноклассниками — 9%.
На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:
• причина агрессии: желание выделиться среди сверстников — 12%;
• источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых — 11%;
• все зависит от взаимоотношений в классе — 9,5%;
• в агрессивности ученика виновата семья — 8%;
• агрессивные школьники — дети с психическими отклонениями — 4%;
• агрессивность — явление возрастное, связанное с избытком энергии — 1%;
• агрессивность — плохая черта характера — 1%;
• в классе были агрессивные ученики — 12%;
• в классе не было агрессивных учеников — 34,5%.
Конфликты между учениками в школе возникают в том
числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:
• курение — 50% ;
• употребление спиртных напитков — 44%;
• грубость, хамство в общении — 31%;
• употребление в речи нецензурных выражений — 26,5%;
• ложь — 15% ;
• неуважение учеников друг к другу — 13%;
• распущенность в половой жизни — 10%;
• мелкие кражи — 10%;
• драки — 10% ;
• хулиганство — 10% ;
• наркомания — 6% ;
• издевательства над младшими и слабыми — 6%;
• азартные игры (на деньги) — 3%.
Особенности конфликтов между учениками школы определяются прежде всего спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.
Литература:
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллетиве / серия «Библиотека школьного психолога»
Алгоритм деятельности по разрешению конфликта «17 шагов» (по А. Я. Анцупову)
Опыт деятельности по управлению конфликтами третьей стороной может быть обобщен в определенный алгоритм - систему «17 шагов» Предлагаемая последовательность действий может уточняться исходя из особенностей ситуации.
1-й шаг. Представить общую картину конфликта и определить ее суть, исходя из анализа той информации, которой вы в данный момент располагаете. Оценить позиции и скрытые интересы обеих сторон.
2-й шаг. Побеседовать с одним из оппонентов, позиция которого на данный момент кажется вам более оправданной. Узнать о его точке зрения на причины конфликта, чего он хочет добиться и чего опасается. Установить его мнение об основных интересах и опасениях второго оппонента.
3-й шаг. Обязательно побеседовать со вторым оппонентом.
4-й шаг. Побеседовать о причинах и характере конфликта с друзьями первого оппонента. Они дадут более объективную информацию об интересах и опасениях своего друга. В дальнейшем они же могут помочь в разрешении конфликта.
5-й шаг. Побеседовать о причинах, характере и способе урегулирования конфликта с друзьями второго оппонента.
6-й шаг. Обсудить причины, способы урегулирования и перспективы с неформальными лидерами коллектива.
7-й шаг. При необходимости обсудить проблему с руководителями обоих оппонентов.
8-й шаг. Понять главную причину конфликта и представить, что в конфликте участвуют не эти конкретные участники, а абстрактные люди.
Теперь для руководителя анализ данных и выработка конкретных действий. Это может быть примирение сторон, выдвижение рекомендаций обязательных для выполнения, или просто решение вопросов, обеспечивающих успешность взаимодействия оппонентов.
9-й шаг. Определить подсознательные мотивы, скрытые за внешними поводами. Точно понять скрытое содержание конфликта.
10-й шаг. Определить, в чем каждый из оппонентов прав, а в чем не прав. Поддержать в том, в чем они правы, и указать на слабые места в позиции каждого.
11-й шаг. Оценить наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий. Определить, возможно ли, чтобы стороны сами пришли к компромиссу.
12-й шаг. Оценить возможные скрытые, отсроченные и перспективные последствия вашего вмешательства в конфликт. Чтобы не превратиться во врага одного из оппонентов.
13-й шаг. Продумать и разработать программу-максимум. Подготовить 3-4 варианта предложений оппонентам совместных действий по реализации этой программы.
14-й шаг. Продумать и разработать программу-минимум. Подготовить 3-4 варианта предложений оппонентам совместных действий по реализации этой программы.
15-й шаг. Обсудить обе программы с друзьями каждого из оппонентов, неформальными лидерами, при необходимости – с руководителями. Внести коррекцию в планы общих действий.
16-й шаг. Попытаться разрешить конфликт, корректируя не только тактику, но и стратегию действий с учетом конкретной ситуации. Активно привлекать друзей, неформальных лидеров, при необходимости – руководителей. Лучше разрешать конфликт их руками.
17-й шаг. Обобщить позитивный и негативный опыт, приобретенный в результате вмешательства в данный конфликт
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ
по профилактике конфликтов
1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
• оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
• ухудшают качество мышления;
• снижают объективность оценки окружающих;
• по закону эмоционального заражения вызывают ответную не¬приязнь у партнера по общению.
4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.
5. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников: Перевоспитание и воспитание школьника — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
6. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.
7. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.
8. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек — не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
9. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить или уважать все же гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со взрослыми.
10. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.
11. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.
12. Расширяйте пространственные границы своего мировосприятия. Живите не только в доме, на приусадебном участке, в школе, но и в Солнечной системе. Изучите учебник по астрономии. И жизнь станет гораздо интереснее, и конфликтов будет намного меньше.
13. Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной деревни, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить ее на конфликты не очень-то умно. *
14. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.
15. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.
Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей
1.3. Психологическая характеристика и особенности межличностных
взаимоотношений детей подросткового возраста.
Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно
или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально
– психологические характеристики.
Фаза индивидуализации, характеризуется уточнением и развитием
представлений о самом себе – формированием образа "Я". По сравнению с
начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются
контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных
организаций, кружков по интересам, спортивных секций выводит подростка на
орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых отношений сочетается с
интенсивным формированием личностных взаимоотношений, которые с этого
времени приобретают особо важное значение.
Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и
стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств "хорошего товарища"
повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально –
волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием
предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и
интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники,
которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и
в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного
выбора.
Выявлено, что "предпочитаемые" и "отверженные" подростки в классе
отличаются разными системами ориентаций. "Предпочитаемые" в большей степени
ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты
статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность
приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер.
Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом
на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того
неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и
даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками. Значимость
эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения,
сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического
дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.
Как популярные, так и непопулярные школьники отличаются по уровню
социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые подходы к
анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и
рассматривают их даже несколько отстранённо. Восприятие событий у
непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации. Они либо
уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не
задумываются о последствиях предпринятых ими действий.
Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с
максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и
продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять процессы
группового развития. "Индивидуализация рождает напряженную потребность,
которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний
мир другого.
Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов
индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на доверии,
взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от
статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции
личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая
творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и
коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления
индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания.
Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в
себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом
межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет
деиндивидуализации других.
Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам:
семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности
групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит
в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей
различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может
сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.
Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа
сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой
ориентируется в значимых для себя ситуациях.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить
родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у
дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на
развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же
подростков по своей сути является коллективно-групповым.
Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему
подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным
причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации о
вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие
может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый
характер.
При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы,
скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и
многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения,
признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной
сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию
и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать,
командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не
осознаются.
Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и
девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и
характера аффиляции.
На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С
самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакт с другими
детьми, затевают совместные игры и т.д. чувство принадлежности к группе
сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин.
Однако различия между полами в уровне общительности не столько
количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и
собственный успех означает для мальчиков больше, чем наличие симпатии к
другим участникам игры.
С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки
– к интенсивному общению; мальчики чаще всего играют большими группами, а
девочки – по двое или по трое. Разные способы социализации мальчиков и
девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны –
создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет
не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и
девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и
жизнедеятельности.
Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в
свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не
просто способ проведения досуга, но средство самовыражения, установления
новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается
что-то интимное, исключительно свое.
Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их
удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и
привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя
улица.
Разные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и
сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.
Если компании формируются лавным образом на базе совместных
развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми,
обычно остаются поверхностно. Качество совместного времяпрепровождения
часто оставляют желать лучшего.
Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные.
Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой
истории. Явление это многоуровневое. Саамы глубинный, универсальный его
пласт – противопоставление. «Мы» и «Они» по территориальному принципу –
существуют практически везде. Однако ослабление влияние семьи, особенно
отцовского начала, повышает степень идентификации мальчика-подростка и
группой, создавая та называемый «эффект стаи».
Межличностные отношения детей
Межличностные отношения детей
Каждый ребенок развивается в переплетении связей различного рода и отношений. Межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников, складываются именно в детских и подростковых группах.
На разных возрастных этапах действуют общие закономерности становления и развития межличностных отношений, несмотря на то, что их проявления в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю.
Характеристика межличностных отношений детей
Существенное влияние на детское восприятие оказывают установки учителей и других значимых взрослых, окружающих ребенка. Малыш, будет отвергнут одноклассниками, если он не принимается учителем.
Во многих сферах психического развития ребенка прослеживается влияние взрослого, это осуществляется благодаря тому, что:
1. Взрослый для детей является источником разнообразных воздействий (слуховых, сенсомоторных, тактильных и др.);
2. Подкрепление усилий ребенка осуществляет взрослый, их поддержку и исправление;
3. При обогащении опыта ребенка взрослый знакомит его с чем-то, а после ставит задачу овладеть каким-то новым навыком;
4. В контактах со взрослым ребенок наблюдает за его деятельностью и видит образцы для подражания.
Как меняется значение взрослого в жизни ребенка в разные возрастные периоды?
В дошкольном периоде роль взрослых для детей является максимальной и минимальна роль детей.
В младшем школьном периоде - решающая роль взрослых уходит на второй план и возрастает роль детей.
В старшем школьном периоде роль взрослых руководящая, к концу этого периода роль сверстников становится доминирующей, в этот период сливаются воедино личные, деловые отношения.
Какие межличностные отношения могут складываться в детских коллективах?
В детских и подростковых группах могут быть выделены следующие виды отноешний:
Функционально-ролевые отношения, развиваются в различных видах жизнедеятельности детей таких, как трудовой, учебной, продуктивной, игровой. В ходе этих отношений ребенок усваивает нормы и способы действия в группе под контролем и непосредственным руководством со стороны взрослого.
Эмоционально-оценочные отношения между детьми – это осуществление исправления поведения сверстника в соответствии с нормами, которые приняты в совместной деятельности. Здесь на первый план выступают эмоциональные предпочтения – антипатии, симпатии, дружеские привязанности и т.д. Они возникают рано, и формирование этого типа отношений может быть обусловлено внешними моментами восприятия или оценкой взрослого, либо прошлым опытом общения.
Личностно-смысловые отношения между детьми - это такие взаимосвязи в группе, при которых цели и мотивы одного ребенка в группе сверстников приобретает для других малышей личностный смысл. Когда товарищи в группе начинают переживать за этого ребенка, его мотивы становятся своими собственными, ради которых они действуют.
Особенности межличностных отношений у детей дошкольного, младшего и старшего школьного возрастов
Период дошкольного детства
Период дошкольного детства наступает примерно с 2-3 лет, когда ребенок начинает осознавать себя членом человеческого общества и до момента систематического обучения в 6-7 лет. В этот период создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности, формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка. Для дошкольного детства характерны такие черты:
1. Чрезмерно высокая роль семьи в удовлетворении материальных, духовных, познавательных потребностей;
2. Максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;
3. Низкая возможность самозащиты ребенка от пагубных влияний окружающей его среды.
У ребенка в этот период интенсивно развивается (через отношения с взрослыми) способность к идентификации с людьми. Малыш учится быть принятым в позитивных формах общения, быть уместным во взаимоотношениях. Если окружающие люди относятся к малышу ласково и с любовью, полностью признают его права, оказывают ему внимание, он становится эмоционально благополучным. Это способствует формированию нормального развития личности, выработке у ребенка положительных качеств характера, доброжелательного и позитивного отношения к окружающим людям.
Специфика детского коллектива в этот период является то, что носителем руководящих функций выступают старшие. Родители играют огромную роль в формировании и регулировании детских взаимоотношений.
Признаки межличностных отношений, складывающихся между детьми в дошкольном возрасте.
Главной функцией коллектива детей дошкольного является формирование той модели отношений, с которой они войдут в жизнь. Она позволит им включиться в процесс социального созревания и раскрыть свой нравственный и интеллектуальный потенциал. Таким образом, для межличностных отношений в дошкольном возрасте характерны такие признаки:
1. Формируются и развиваются основные стереотипы и нормы, которые регулируют межличностные отношения;
2. Инициатором отношений между детьми выступает взрослый;
3. Контакты носят не долговременный характер;
4. Дети всегда ориентируются на мнение взрослых, в своих действиях всегда равняются на старшего. Проявляют идентификацию с людьми, которые близки им в жизни и сверстниками;
5. Главная специфичность межличностных отношений в этом возрасте заключается в том, что отчетливо проявляется в подражании взрослым.
Младшее школьное детство - этот период начинается с 7 лет и длится до 11 лет. На этом этапе происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических качеств личности. Интенсивное формирование основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны:
1. Доминирующая роль семьи в удовлетворении эмоциональных, коммуникативных, материальных, потребностей ребенка;
2. Доминирующая роль принадлежит школе в развитии и формировании социально-познавательных интересов;
3. Возрастает способность ребенка противостоять негативным влияниям окружающей среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой.
Начало школьного возраста определяется важным внешним обстоятельством - поступлением в школу. Ребенок к этому периоду уже многого достиг в межличностных отношениях:
1. Он ориентируется в семейно-родственных отношениях;
2. Он имеет навыки самообладания;
3. Может подчинить себя обстоятельствам - т.е. имеет прочный фундамент для построения отношения с взрослыми и сверстниками.
В развитии личности ребенка существенным достижением является преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу». Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии внимания, речи, памяти, мышления, воображения. Это создает новые условия для личностного развития.
С поступлением в школу у детей происходит новый шаг в развитии общения, усложняется система взаимоотношений. Это определяется тем, что расширяется круг общения малыша, в него вовлекаются новые люди. Происходят изменения внешней и внутренней позиции ребенка, расширяется тематика его общения с людьми. В круг общения между малышами включаются вопросы, которые соотносятся с учебной деятельностью.
Учитель является самой авторитетной личностью для детей младшего школьного возраста. Оценки педагога и его суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке, контролю. В учителе ребенок видит справедливого, доброго, внимательного человека и понимает, что учитель много знает, уметь поощрять и наказывать, создавать общую атмосферу коллектива. Многое определяется тем опытом, который ребенок получил и усвоил в дошкольном возрасте.
В межличностных отношениях со сверстниками важна роль учителя. Дети смотрят друг на друга через призму его мнений. Оценивают поступки, проступки товарищей мерками, которые ввел учитель. Если педагог позитивно оценивает ребенка, то он становится объектом желаемого общения. Негативное отношение к ребенку со стороны педагога, делает его отверженным в своем коллективе. Это иногда приводит к тому, что у малыша формируется высокомерие, неуважительное отношение к одноклассникам, стремление добиться поощрения учителя любой ценой. А иногда, дети эмоционально воспринимают, не осознавая свое неблагоприятное положение, но переживают его.
Таким образом, для межличностных отношений в младшем школьном возрасте характерно:
1. Функционально-ролевые отношения заменяются эмоционально-оценочными, происходит осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности;
2. На формирование взаимных оценок влияет учебная деятельность и оценка учителя;
3. Доминирующим основанием для оценок друг друга становятся ролевые, а не личностные характеристики сверстника.
Старший школьный возраст - это период развития ребенка от 11 до 15 лет, для которого характерны следующие черты:
1. Семья играет доминирующую роль для удовлетворения материальных, эмоционально-комфортных нужд ребенка. К концу старшего дошкольного возраста появляется возможность самостоятельной реализации и удовлетворения части этих потребностей;
2. Школа играет решающую роль для удовлетворения социально-психологических и познавательных потребностей ребенка;
3. Начинает появляться способность противостоять негативным влияниям окружающей среды, в свою очередь она сочетается со склонностью ребенка к подчинению им при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах;
4. Сохраняется высокая зависимость от влияния окружающих взрослых (учителей, бабушек и дедушек, родителей) в развитии личного самопознания и самоопределения.
В старшем (подростковом) возрасте происходит целый ряд важнейших изменений в физическом, умственном, эмоциональном развитии школьника. К 11 годам у детей начинает происходить интенсивный физический рост, происходят значительные изменения в строении всего организма. Происходят не только внешние и внутренние изменения в организме подростков, обусловленные физическим развитием. Меняются так же потенциальные способности, определяющие интеллектуальную и умственную деятельность ребенка.
В этот период определяющим фактором поведения ребенка являются внешние данные и характер сопоставления себя со старшими людьми. У детей возникает неадекватная оценка своих возможностей и самих себя.
Отечественные психологи, начиная с Л. С. Выготского считают, что главным новообразованием в подростковом возрасте является чувство взрослости. Но сравнение себя с взрослыми и ориентация на взрослые ценности очень часто заставляют подростка видеть себя несамостоятельным и относительно маленьким. Отсюда возникает противоречивое чувство взрослости.
Любой подросток психологически принадлежит к нескольким социальным группам: школьному классу, семье, дружеским и дворовым компаниям и т. п. Если ценности и идеалы групп не противоречат друг другу, то формирование личности ребенка проходит в однотипных социально-психологических условиях. Если же возникает противоречивость норм и ценностей между этими группами, то это ставит подростка в позицию выбора.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что для межличностных отношений в старшем школьном возрасте характерно:
1. Эмоционально-оценочные отношения между детьми постепенно сменяются личностно-смысловыми. Это говорит о том, что мотив одного ребенка может приобретать для других сверстников личностный смысл;
2. На формирование взаимооценок и взаимоотношений влияют уже не взрослые, а только личностные, нравственные характеристики партнера по общению;
3. Морально-волевые качества партнера в этом возрасте становятся важнейшим основанием выбора в установлении связей;
4. Но в этот период роль взрослого все же остается существенной для выбора формы и стереотипов регулирования межличностных отношений.
5. Взаимоотношения подростков становятся более стабильными и избирательными;
6. Уровень развития межличностных отношений между партнерами по общению в этом возрасте очень четко определяет специфику процессов индивидуализации подростков.
Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей
Ахременко М. А.
Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности конфликт между учениками.
Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, будь то бурса в произведениях Н. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристократическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове, из книги «Повелитель мух» английского писателя У. Голдинга.
Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, без-жалостности. Детская жестокость — явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле себе подобных.
Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).
На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностной ос-новы важной становится не агрессий как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность но отношению к другим при низком уровне самоконтроля.
Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста — формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению (В. Лозоцева).
Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, потому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе. А ведь для того чтобы управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить, дабы понять движущие силы их развития. Однако определенные усилия в этом направлении уже сделаны и делаются.
В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.
Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.
Возраст — определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Можно выделить такие основные возрастные периоды: младенческий (до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3 года — 6-7 лет), младший школьный возраст (6-7 — 10-11 лет), подростковый (10-11 — 15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет), поздняя юность (18-23 года), зрелый возраст (до 60 лет), пожилой (до 75 лет), старческий (свыше 75 лет).
Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах. Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно — в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.
Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе.
В-третьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется внешним укладом жизни на селе, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась сегодня в сельской местности. Сельская школа является неотъемлемым и важным структурным элементом сельского социума. Она влияет на Жизнь в селе. Но и обстановка в селе вообще и конкретной деревне в частности оказывает существенное влияние на Положение дел в сельской школе. Взаимоотношения и конфликты в коллективах сельских школ соответственно отражают все основные противоречия и проблемы, которыми насыщена сегодня жизнь на селе. Общаясь с родителя¬ми, ученики узнают о главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Так или иначе, школьники знают о многих проблемах жизни села, по-своему переживают их, трансформируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Исследование, проведенное под руководством В.И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.
Конфликты «ученик — ученик» возникают в таких ситуациях:
• из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%;
• из-за отсутствия взаимопонимания — 7%;
• в связи с борьбой за лидерство — 7%;
• из-за противопоставления личности ученика коллективу — 7%;
• в связи с общественной работой — 6%;
• у девочек — из-за парня — 5% .
Считают, что конфликтов у учеников не было — 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников.
Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.
Основные причины ненависти к сверстникам:
• подлость и предательство — 30%;
• подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей — 27%;
• личная обида — 15%;
• ложь и высокомерие — 12%;
• соперничество между одноклассниками — 9%.
На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:
• причина агрессии: желание выделиться среди сверстников — 12%;
• источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых — 11%;
• все зависит от взаимоотношений в классе — 9,5%;
• в агрессивности ученика виновата семья — 8%;
• агрессивные школьники — дети с психическими отклонениями — 4%;
• агрессивность — явление возрастное, связанное с избытком энергии — 1%;
• агрессивность — плохая черта характера — 1%;
• в классе были агрессивные ученики — 12%;
• в классе не было агрессивных учеников — 34,5%.
Конфликты между учениками в школе возникают в том
числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:
• курение — 50% ;
• употребление спиртных напитков — 44%;
• грубость, хамство в общении — 31%;
• употребление в речи нецензурных выражений — 26,5%;
• ложь — 15% ;
• неуважение учеников друг к другу — 13%;
• распущенность в половой жизни — 10%;
• мелкие кражи — 10%;
• драки — 10% ;
• хулиганство — 10% ;
• наркомания — 6% ;
• издевательства над младшими и слабыми — 6%;
• азартные игры (на деньги) — 3%.
Особенности конфликтов между учениками школы определяются прежде всего спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ
по профилактике конфликтов
1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
• оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
• ухудшают качество мышления;
• снижают объективность оценки окружающих;
• по закону эмоционального заражения вызывают ответную не¬приязнь у партнера по общению.
4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.
5. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников: Перевоспитание и воспитание школьника — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
6. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.
7. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.
8. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек — не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
194
9. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить или уважать все же гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со взрослыми.
10. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.
11. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В со¬временной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.
12. Расширяйте пространственные границы своего мировосприятия. Живите не только в доме, на приусадебном участке, в школе, но и в Солнечной системе. Изучите учебник по астрономии. И жизнь станет гораздо интереснее, и конфликтов будет намного меньше.
13. Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной деревни, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить ее на конфликты не очень-то умно. *
14. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.
15. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.