Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Сколько четырехугольников изображено на чертеже?  Ответ: 5 | Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задания на формирование навыка устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
• Какие числа должны стоять в пустых клетках такого треугольника?  | Фронтальная | Устные ответы |
• Вычислите массы и покажите отношения: синим – «Я легче тебя», зеленым – «Наши массы равны», красным – «Я не легче тебя».  – На сколько свинья тяжелее кота? | Устно вычисляют массу объектов | Фронтальная | Устные ответы |
• Решите задачу. В круглом аквариуме 20 рыбок, а в прямоугольном – 6. На сколько в прямоугольном аквариуме меньше рыбок, чем в круглом? | Устно решают задачу | Фронтальная | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите чертеж на доске:  – Какие фигуры здесь изображены? Укажите признаки окружности, треугольника, четырехугольника. – Какая фигура лежит сверху? Какие трудности у вас возникли? – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6). – Сегодня на уроке мы рассмотрим взаимное расположение фигур на плоскости | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Работа по карточке | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Выполните задание по карточке. Отметьте красным карандашом точку, которая расположена вне круга, но внутри квадрата. Отметьте синим карандашом точку, которая расположена вне круга и вне квадрата. Отметьте зеленым карандашом точку, которая расположена внутри круга, но вне квадрата. Отметьте желтым карандашом точку, которая расположена и внутри круга, и внутри квадрата.  | Выполняют дидактические упражнения, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы. Выполняют задание по карточке | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представляют цепочки объектов и явлений. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной речи | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Практическая работа | Проводит практическую работу, в которой используются заранее вырезанные из бумаги многоугольники и круги. Показывает, как могут располагаться две фигуры на плоскости, например, треугольник и четырехугольник, четырехугольник и круг (пересекаться и не пересекаться).  | Выполняют практическую работу с геометрическими фигурами | Индивидуальная, фронтальная | Наблюдение |
Работа по учебнику. Задание 1 (с. 93) | – Рассмотрите рисунок. Что здесь изображено? (Лучи CD, ОМ и ВА.) – Что такое луч? Назовите признаки луча. Какой луч пересечет луч АВ? (Луч ОМ.) • Луч – бесконечная фигура. По рисунку видно, что луч CD не пересекает луч ВА. А луч ОМ пересекает луч ВА.  | Определяют, какие из данных лучей пересекаются | Индивидуальная, фронтальная | Наблюдение |
Задание 2 (с. 93) | – Две фигуры часто бывают расположены так, что имеют общую часть. Общей частью двух фигур может быть любая фигура – многоугольник, отрезок, точка. Учащимся будет проще выполнить задание, если одну из моделей они вырежут из прозрачной бумаги.   | Накладывают фигуры друг на друга так, чтобы их общей частью был треугольник, четырехугольник | Индивидуальная, фронтальная | Наблюдение |
Задание 3 (с. 94) | – Рассмотрите чертеж. – Какие фигуры являются пересечением треугольника и четырехугольника?  | Определяют, какие фигуры являются общей частью треугольника и четырехуголь- ника | Фронтальная | Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 7 (с. 95) | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения. – Запишите условие, используя «окошки». 6 + = 16 – 14 = 5 14 – = 5 16 – 6 = 10 14 + 5 = 19 14 – 5 = 9 6 + 10 = 16 19 – 14 = 5 14 – 9 = 5 – Какие знания помогли вам выполнить это задание? | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение | Индивидуальная | Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 10 (с. 95) | – Прочитайте задачу. – Что известно в задаче? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие задачи и решите ее.  Решение: 5 + 5 + 5 + 5 + 10 + 10 = 40 (коп.) Ответ: 40 копеек | Записывают условие, используя «окошки» | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 11 (с. 95) | – Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему? – Что известно в задаче? Что требуется узнать? | Решают задачу. | Индивидуальная, | Выполнение |
| – Запишите кратко условие задачи в таблице.  Решение: 1) 15 + 15 = 30 (р.) – стоят 2 бутылки молока. 2) 30 + 36 = 66 (р.) – стоимость всей покупки. Ответ: 66 рублей | Записывают условие задачи в таблицу. Решают задачу по действиям | фронтальная | задания в рабочей тетради |
Работа в печатной тетради № 1. Задание 1 | • Что такое луч? (Луч, в отличие от отрезка, – бесконечная фигура.) • Для того чтобы ответить на вопрос задания в отношении каждого из лучей, надо сначала правильно показать этот луч на чертеже. Вывод: окружность пересекают лучи CD, FN и отрезки КМ, РО | Определяют, какие фигуры пересекают окружность на чертеже | Фронтальная | Наблюдение |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полу-ченных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Назовите признаки окружности. – Как вы обозначите свою успешность на уроке? У каждого ученика три картинки: солнышко, тучка, вопросик. Дети оценивают свою успешность, показывая одну из картинок. Если вы довольны собой…  Если вы недовольны…  Если вам нужно что-нибудь выяснить…  | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его. Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание ра-боты уча-щихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 8, 9 (учебник) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |