СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие родителей и детей в подростковом возрасте

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  разработка родительского собрания поможет доступно осветить для родителей основные проблемы подросткового возраста и научится взаимодействовать с детьми эффективно.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие родителей и детей в подростковом возрасте»

14


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:

Тема: «Взаимодействие родителей и детей в подростковом возрасте».

Автор: Сафонова Ульяна Владимировна

(педагог-психолог первой квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 6»)

Цель: помочь родителям восстановить контакт с подростком и содействовать эффективному взаимодействию между подростком и родителем.

Задачи:

-проинформировать родителей о возрастных особенностях подросткового возраста и способах эффективного взаимодействия с подростком.

- побудить родителей порассуждать о закономерности развития детей, в подростковом возрасте и поиску способов воздействия.

1.Тема, предлагаемая для мероприятия: «Взаимодействие родителей и детей в подростковом возрасте».

Большая часть проблем в данном классе связана с наступлением подросткового возраста и отсутствием взаимопонимания между родителями и детьми, поэтому именно данная тема является наиболее актуальной для данного класса и возраста. От того, насколько доверительно сложатся взаимоотношения детей и родителей, зависит успешность процесса взросления, формирования подростка и приобретение необходимых новообразований возраста. Постоянно присутствующая в диалоге между родителем и подростком задача понимать ребенка предполагает проникновение в мир ценностей, идеалов, стремлений, переживаний подростка, что возможно только при условии четкого понимания особенностей подросткового возраста. Необходимость информирования родителей об особенностях подросткового возраста, возможных проблемах и способах их эффективного разрешения сложно переоценить, т.к. подростковый возраст с научной точки зрения считается самым сложным в воспитательном значении.

2.Выбранная форма, обоснование выбора.

Форма проведения родительского собрания – проблемная лекция. Поскольку главной задачей нашего собрания стало восстановление эффективного взаимодействия родителя с подростком, решение этой задачи невозможно в отрыве от реальных жизненных ситуаций и поэтому недостаточно просто проинформировать родителей о возрастных особенностях и о методах взаимодействия, необходимо чтобы родители на основе конкретных проблемных ситуаций, с которыми они сталкиваются в жизни проанализировали возникающие проблемы и пришли к определенным выводам. Более активные формы проведения мероприятия на данную тему считаю не целесообразной, т.к. первый разговор с родителями о подростковом возрасте должен быть ненавязчивым, чтобы родитель мог задуматься над данной проблемой. Родители, сталкиваясь со сложностями подросткового возраста допускают множество ошибок и испытывают страх перед открытым активным разговором на данную тему, поэтому первый разговор психолога на данную тему должен вызывать интерес у родителя и осознание комфортной, безопасной формы общения с психологом. Формой удовлетворяющей данным двум требованиям считаю проблемную лекцию.

3.Форма приглашения родителей – письменная с помощью объявления.

Текст приглашения:

«Уважаемые родители! Каждый родитель мечтает о теплых, доверительных отношениях со своим ребенком, но в подростковом возрасте сталкивается с тем, что достучатся до ребенка каждый раз становиться все труднее и труднее. Если вам хочется разобраться в том, что происходит с ребенком в этом возрасте, и как научится наиболее эффективно общаться с ним, приглашаем Вас посетить родительское собрание на тему: «Взаимодействие родителей и детей в подростковом возрасте». Собрание состоится в актовом зале.

4.Сценарий встречи.

Добрый вечер уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашем мероприятии и благодарна за то, что выбрали время для того, чтобы разобраться в возрастных особенностях того, возраста в котором находятся ваши дети и хочется надеяться, что каждый из Вас найдет ответ на тревожащие его вопросы.

Каждый родитель мечтает о тесных, доверительных отношениях с ребенком, но в подростковом возрасте многие родители замечают, что общаться и каким-то образом влиять на ребенка становиться гораздо сложнее, а у кого-то даже возникает страх невозможности восстановить утраченный контакт с ребенком. Управлять поведением своего ребенка Вам становится сложнее с каждым разом, но при этом задача формирования социально приемлемого поведения, четкого выполнения школьных требований ни кто не отменял. Как же восстановить контакт со своим ребенком и при этом иметь возможность влиять на поведение ребенка

( выполнение домашних обязанностей, соблюдения правил поведения, необходимая организация учебной деятельности и т.д.). Эта задача решается посредством открытого доверительного контакта, с помощью внимательного анализа поступков, путем пристального всматривания, вчувстования в мир подростка. Для этого важно четко понимать особенности подросткового возраста. Поэтому предлагаю сначала обсудить возрастные особенности подростков, а затем поговорить о способах взаимодействия с ними.

Для начала я попрошу родителей высказать свое мнение о том, какие изменения вы почувствовали в своем ребенке с момента начала подросткового возраста?

Родители высказывают свои мнения, который психолог записывает на доску в форме тезисов.

Среди основных изменений родители назвали следующие: упрямство, снижение учебного интереса, общение со сверстниками становится важнее всех остальных жизненных аспектов, мнение сверстников по поводу одежды, увлечений и т.д. является определяющим, нежелание выслушивать мнение родителей и подчиняться родительским требованиям, нежелание делиться с родителями своими проблемами, мыслями.

Давайте рассмотрим особенности различных возрастных этапов подросткового возраста.

11 лет - дети импульсивны, частая смена настроения, бунт против родителей, частые ссоры со сверстниками.

12 лет – вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, старается быть независимым от семьи, усиливается влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу.

13 лет – подросток обращен внутрь себя (увлеченность своим внутренним миром). Очень чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.

14 лет – подросток энергичен, очень общителен, уверен в себе, проявляет повышенный интерес к другим людям, то есть обсуждает себя и сравнивает с героями.

Упрямство в этом возрасте в 6 раз чаще, чем в другом возрасте. Своеволие в 5 раз чаще, чем в другом.

Немотивированные поступки в 42 раза чаще, чем в другом возрасте.

15 лет – ранимость, восприимчивость к вредным влияниям. Приобретается свобода от внешнего контроля взрослых.

В подростковом возрасте у детей происходит переломный момент – «подростковый кризис». Он связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой, которого является появление у подростков стремление познать себя как личность. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению.

«Переломный момент» подросткового возраста внешне проявляется в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.

Бывают случаи бескризисного развития ребенка в этом возрасте, это происходит если взрослые чутко относятся к новым потребностям детей и перестраивают свои отношения с ним, таким образом, что дети могут удовлетворить свои потребности.

А кризисный характер перехода показывает, что у ребенка появились новые потребности удовлетворение, которых затруднено.

На образование подросткового кризиса влияют:

Внешние факторы

Состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке от которой ребенок стремится избавиться, считая себя взрослым, чтобы принимать самостоятельные решения.

Внутренние факторы

Состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослому).

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот процесс преобразования и определяет основные особенности личности детей подросткового возраста. Подростковый возраст длится с 11 до 15 лет. Он считается самым трудным в воспитательном отношении.

Первый источник проблем – непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложное представление о его переживаниях, мотивах тех или иных поступках.

Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными интересами, отношениями, переживаниями. Именно в этом возрасте формируется круг интересов, которые со временем приобретают устойчивость.

Увеличение мышечной массы и бурной физиологической перестройки организма мешает полноценной работе организма в целом. Отсюда быстрая и внезапная смена настроений, чувства радости сменяется чувством тревоги, депрессии. Взрослый иногда не понимает таких неровностей поведения, то непомерный азарт, то необъяснимая усталость: «Как в футбол играть так ты первый, а как уроки делать, так ты устал!». Взрослым следует принять это во внимание, дозируя объем предъявляемых к подростку требований. Появляется много энергии, которая требует разумных путей выражения – занятия спортом, физическим трудом. Нужно не ограничивать запретами, а показать разумные пути применения этой энергии.

Готовность признать двусторонний, взаимный характер воздействующего эффекта общения – необходимое условие построения контакта. Основное внимание должно быть направлено не сколько на оценку личности и коррекцию развития ребенка, сколько на организацию условий при которых формируются социально желательные черты личности.

Бурный рост организма приводит к неуклюжести и к несовпадению темпов роста разных частей тела. Поэтому подростки могут чувствовать себя неуверенно. Подросток проявляет повышенное внимание к своей внешности. Подростку важно, как он выглядит в глазах окружающих.

Он становится особенно чувствителен к невинным замечаниям к своей внешности. Подростки могут страдать от заниженной самооценки, становятся застенчивыми.

Пристально внимание подростков к своей внешности нормальное явление. Любая бестактность со стороны родителей в этом вопросе ведет к травмам.

В целом особенности развития подростка проявляются в следующих симптомах: Возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход от школы, то есть главное для ребенка теперь происходит вне школы – детские компании, поиск друга, поиск того, кто может тебя понять.)

В этом возрасте главную роль играет общение со сверстниками. Даже при выполнении таких видов деятельности, как учебная и спортивная у детей возникает стремление участвовать в общественно-необходимой работе. Они учатся строить общение в разных коллективах. Самая главная для них потребность - занять достойное положение в коллективе сверстников и внутри семьи. Стремление обзавестись верным другом, избежать изоляции в классе.

С одной стороны у подростков огромное стремление быть «как все», с другой стороны стремление выделиться и отличиться любой ценой, заслужить авторитет и уважение сверстников.

В этом возрасте у детей возникают трудности с умением владеть своим поведением, умением организовать свою жизнь, свой труд, учебу. В этом возрасте для того, чтобы организовать свою жизнь важно только одно – наличие цели. Если у ребенка есть какая-то своя конкретная цель (хорошо учиться, перейти в следующий класс), то тогда он будет стараться что-то делать для этой цели, стараться организовать свою жизнь чтобы ее достичь. Важно, чтобы эта цель была не заимствована (от друзей и родителей).

Характер общения со взрослыми существенно влияет на самооценку у подростков. Те подростки, которые могут доверительно общаться с родителями, обычно не имеют нарушения самооценки. У ребят с преобладанием регламентированного типа общения с родителями формируется неадекватная самооценка в 88 % случаях. У 79 % школьников устойчивая адекватная самооценка, если им есть с кем доверительно общаться.

Самооценка подростка является прямым воспроизводством оценки родителей. Дети отмечают в себе, прежде всего, те качества, которые подчеркиваются родителями. Если внушается негативный образ и ребенок разделяет эту точку зрения, у него формируется устойчивое негативное отношение к себе.

В 12-13 лет протест против неправильности действий родителей только назревает, в 15-17 лет разразится буря рано или поздно, если не было понимания и разговора по душам. Все многолетние обиды прорвутся, как расплата за родительское непонимание. Именно постоянное желание понять, почувствовать желание, посмотреть на ситуацию глазами ребенка и терпеливо вести переговоры изо дня в день – ведет к установлению утраченного контакта.

Родители должны понять, что ребенок уже тяготится зависимостью от старших и готовится начать новую жизнь. Родители должны стать мудрыми наставниками, готовыми всегда помочь, понять. Если это будет так, то обе стороны смогут сохранить теплые уважительные отношения к друг другу.

Подростки охотно воспринимают советы и руководство взрослых, если они чувствуют, что их любят и ценят. Подростки стремятся к тому, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении. Вместо того, чтобы окружать подростков запретами, нужно создать такие отношения, в основе которых будет доверие, юмор и бескорыстная помощь.

Подросток не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого.

Как я и рассказывала ранее главной задачей в подростковом возрасте – становиться необходимость построение доверительных, тесных отношений с подростком.

Давайте разберемся какие могут предпринять родители, чтобы восстановить утраченный с подростком контакт, но при этом иметь возможность управлять поведением подростка в вопросах требующих четкого выполнения ( подготовки домашних заданий, выполнение домашних обязанностей и т.д.).

Для восстановления контакта важно руководствоваться следующими правилами по отношению к подростку:

1. Безусловно принимать его.

2. Активно слушать его переживания, и потребности.

3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Обнимать не менее 4‑х, а лучше по 8 раз в день.

9. Конструктивно разрешать конфликты.

Уважаемые родители, чтобы точно понять озвученное правило предлагаю сначала поговорить с Вами о том, какие конфликтные ситуации в ваших отношениях с подростком у вас возникают. Высказываются желающие родители.

Как Вы думаете: « Что значит конструктивно разрешать конфликты?»

Желающие родители высказывают свои точки зрения.

Давайте разберем сначала алгоритм конструктивного разрешения конфликтов.

Как с подростком конструктивно решать конфликты:

1. Прояснение конфликтной ситуации (родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д.)

2. Сбор предложений (этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?», или: «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты).

3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

4. Выполнение решения; проверка. Не стоит пенять ему при каждой неудаче. (Лучше подождать несколько дней. В удобный момент, когда есть время у него и у вас и никто не раздражен, можно спросить: «Ну как у тебя идут дела? Получается ли?». Лучше; если о неудачах скажет сам ребенок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить, в чем, по его мнению, причина.

Может быть, что‑то не учли, или нужна какая‑то помощь; или он предпочел бы другое, «более ответственное» поручение).

А теперь предлагаю родителям, озвученные Вами ранее конфликтные ситуации попробовать разрешить конструктивно.

Далее родители называли конкретные конфликтные ситуации и описывали ситуацию его конструктивного разрешения. Каждую конфликтную ситуацию, обсуждаемую с родителями я как психолог комментировала и помогала родителям испытывающих затруднения при решении конфликтной ситуации.

А теперь еще одно правило для восстановления контакта с ребенком.

10. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

Давайте проследим, что может слышать ребенок в течение дня: «Вставай», «Сколько можно валяться?», «Посмотри, как у тебя заправлена рубашка», «Опять с вечера не собрал портфель», «Не хлопай дверью, малыш спит», «Почему опять не вывел собаку (не покормил кошку)? Сам заводил, сам и следи», «Опять в комнате черт знает что!», «За уроки, конечно, не садился», «Сколько раз говорила, чтобы мыл за собой посуду», «Устала напоминать про хлеб», «Гулять не пойдешь, пока...», «Сколько можно висеть на телефоне?», «Ты когда‑нибудь будешь ложиться спать вовремя?!»

Помножьте эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит. Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще полученных от самых близких людей. Чтобы как‑то уравновесить этот груз, ему приходится доказывать себе и родителям, что он чего‑то стоит. Самый первый и легкий способ (он, кстати, подсказывается родительским стилем) — это подвергнуть критике требования самих родителей. постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его.

А теперь предлагаю обсудить вопрос о том, каким же образом сочетать внимание к подростку, о котором мы с вами так много говорили, но при этом добиться от подростка выполнения общепринятых требований (учебных, социальных и т.д.).

1. Избегайте борьбу с позиции силы. Избегайте открытого принуждения в отношениях с ребенком. Если ребенок не желает идти вам навстречу, установите ряд правил и следите за тем, чтобы во всех случаях нарушения этих правил наступали обещанные последствия, так вы сможете управлять его поведением.

2. Постарайтесь улучшить общение со своим ребенком (больше обсуждать положительные поступки ребенка и то, что его интересует (хобби, спорт, танцы, музыку, одежду и т.д.)

3. Идите на компромиссы.

А прежде чем, объяснить следующее важное правило попрошу всех взять в руки лист бумаги лежащий перед Вами и выполнив четко мои инструкции, при этом уточняющих вопросов мне задавать нельзя. Итак слушаем инструкцию: «Сложите лист пополам и оторвите правый верхний угол, далее опять сложите лист пополам и вновь оторвите правый верхний угол, далее опять сложите лист пополам и вновь оторвите правый верхний угол, далее опять сложите лист пополам и вновь оторвите правый верхний угол, а теперь разверните лист поднимете над собой, посмотрите что получилось у остальных. И теперь прошу ответить Вас на вопрос , почему у всех получились совершенно разные снежинки?».

Родители пришли к выводу о том, что инструкции была не достаточно четкой, и каждый додумывал сам и производил действие исходя из своих представлений. Поэтому придя к такому выводу, мы можем сформулировать следующее правило.


4.Формулируя правила и последствия, вы должны добиваться максимальной конкретности и ясно излагать то, что имеете ввиду. Например, вы говорите подростку зайдя в его комнату: «подними все с пола», зайдя через некоторое время в комнату вы обнаруживаете, что ребенок не стал убираться, а просто переложил вещи с пола на кровать. Вы недовольно, но он четко выполнил инструкцию, которую вы дали своему подростку. Поэтому, чтобы избегать двусмысленности и напряженности в отношениях важно четко формулировать свои требования.

5.Вознаграждение, наказание, игнорирование – основные типы последствий, используемые для поддержки дисциплины.

Допустимые формы наказаний

1.Потеря привилегии.

2. Запрет на приятные для ребенка занятия.

Правила применения наказаний.

1. Наказывайте поведение, а не самого ребенка.

2. Старайтесь наказывать сразу.

3. Не злоупотребляйте наказаниями.

А самым главным методом воспитания подростка должен стать убеждения. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения своих мыслей, будьте тактичны, убеждая его.

Теперь вы знаете об основных особенностях подросткового возраста и о том, как важно сейчас попытаться установить доверительные отношения с подростком. Надеюсь ваши выводы к которым вы сегодня пришли, помогут Вам построить крепкие отношения с вашими детьми.

В заключении мне хотелось поблагодарить всех родителей за внимание и участие в обсуждение проблемы.

5.Организация пространства встречи:

Встреча с родителями проводилась в актовом зале. Актовый зал представляет собой просторное, комфортное помещение в пастельных тонах. Поскольку целью встречи была необходимость предоставить информацию об особенностях возраста и дать конкретные советы для эффективного взаимодействия родители были рассажены за парты, чтобы иметь возможность записывать необходимую для них информацию. Для родителей были приготовлены листы формата А 4 и листы цветной бумаги, для проведения эксперимента в рамках данного мероприятия. Эксперимент проводился с целью подкрепления одной из рекомендаций, предложенных родителям. Эксперимент в данном случае использовался как элемент метода проблемного обучения, то есть предварял рекомендацию, предлагаемую родителям. Задачей родителей было по итогам эксперимента сделать вывод о том, почему именно таким получился исход эксперимента и как этот вывод может применяться в общении с подростками.

Место психолога находилось возле экрана для трансляции мультимедийной презентации. Все мероприятие сопровождалось слайдами тематической презентации.

6.Самооанализ: что родителям понравилось, что было тяжело слушать. Собственные трудности и находки.

Поставленные цель и задачи в ходе проведения мероприятия достигнуты.

О результативности проведенного мероприятия может служить анализ высказываний и отзывов родителей, которые говорили о том, что благодаря проведенному мероприятию многие поняли, чем объясняется то или иное поведение детей, проанализировали свои методы воспитания и причины неэффективности некоторых из них. Кроме того, родители поблагодарили за то, что была дана исчерпывающая информация об особенностях подросткового возраста, и четкие, конкретные рекомендации общения и решения конфликтных ситуаций с подростком.

Степень воздействия проведенного мероприятия на родителей и достижение его цели можно оценить высоко: 74 % родителей в ходе проведения мероприятия активно включались в обсуждение, задавали вопросы, приводили конкретные примеры из жизни, 28 % родителей подошли после мероприятия и поделились своими впечатлениями, 14% попросили провести с ними индивидуальную консультацию.

Благодаря мультимедийной презентации материал родителями воспринимался максимально эффективно, доступно, с интересом. Степень заинтересованности родителей в материале, представленном в рамках данного мероприятия можно оценить высоко, особенно внимательно родители слушали материал о правилах разрешения конфликтных ситуаций, о правилах применения наказаний иллюстрируемых конкретными примерами, ситуациями из жизни, более сложно воспринимался теоретический материал о физиологических изменениях подросткового возраста.

Трудности, возникшими в ходе мероприятия, заключались в том, что некоторые родители, приводя пример из жизни, переводили разговор с режима общего обсуждения в режим индивидуальных консультаций, сложно было вернуть высказывания таких родителей в рамки данного мероприятия.

К собственным находкам данного мероприятия могу отнести использование эксперимента для иллюстрации одного из правил, и саму последовательность представления информации оказалась наиболее удачной и удобной для восприятия родителями.