О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРЕТЕНЗИИ
Виды претензий:
— обоснованные — опирающиеся на реальные факты;
— необоснованные — опирающиеся на субъективную интерпретацию фактов, домысливание родителями, то есть не соответствующие действительности.
Если родитель обращается с обоснованной претензией, то педагог работает с реальной ситуацией — выясняет причины, определяет пути ее исправления.
Если родитель обращается с необоснованной претензией, то возможны два варианта действий — неконструктивный и конструктивный.
Типичные неконструктивные способы реагирования на необоснованные претензии:
— стремление оправдаться;
— обвинение себя;
— обещание исправить ситуацию;
— поиски виновного (взрослого или ребенка);
— стремление переложить ответственность (жалоба в администрацию).
Конструктивный способ реагирования на необоснованные претензии опирается на понимание действительных потребностей родителя:
— выплеснуть агрессию, раздражение;
— почувствовать собственную силу, значимость;
— избежать одиночества;
— скрыть родительскую некомпетентность;
— снизить свои страхи за ребенка.
Этапы конструктивной беседы с родителем:
1. Необходимо «побывать» в предъявляемой ситуации:
— выслушать родителя, дать ему выговориться;
— выразить понимание («Я понимаю, что вы обеспокоены...», «Конечно, вас огорчает...», «Я с вами абсолютно согласна» и т.д.).
2. Перейти от конкретной ситуации к общим проблемам ребенка («А вот меня беспокоит...», «Я часто замечаю...», «Саше трудно...» и т.д.).
3. Описать свои действия в отношении проблемы ребенка.
4. Запросить помощь родителя в разрешении проблемы ребенка.
5. В случае необходимости рекомендовать обратиться к психологу.
О. Хухлаева Школьная психологическая служба.
Работа с педагогами. – М.: Генезис, 2008.
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ
При наличии проблем в учебной деятельности педагогу следует:
1. Повышать познавательный интерес:
— раскрывать значимость и необходимость знаний;
— использовать наглядность и занимательные задания;
— вести урок эмоционально;
— использовать парадоксы;
— применять активные и игровые методы обучения;
— побуждать детей задавать «умные» вопросы;
— уделять особое внимание вопросу оценивания учащихся: оценивать знания следует с опорой на личностное, а не сопоставительное оценивание; имеет значение не только результат, но и процесс работы; важно побуждать детей к само- и взаимооцениванию;
— применять задания, предусматривающие выбор, творческое выполнение.
2. Повышать значимость хорошей успеваемости. Для этого рекомендуется:
— повышать статус учащихся с хорошей успеваемостью;
— подчеркивать учебные успехи позитивных лидеров (у подростков пользуются успехом негативные лидеры, которые учатся плохо, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы они воспринимали учебные успехи лидеров как образец для подражания);
— убеждать учащихся в том, что успешность в учении является следствием развития волевых качеств, поэтому должна быть свойственна настоящему человеку, в том числе подростку, который считает себя взрослым;
— рассматривать хорошую успеваемость как важнейший показатель взрослости;
— обсуждать жизненные планы учащихся и рассматривать знания как предпосылку жизненного успеха.
3. Повышать у детей уверенность в себе, в своих возможностях (частая причина лени — неуверенность в себе):
— поощрять даже небольшие достижения (иногда можно не обратить внимания на отдельные недочеты);
— демонстрировать собственную веру в возможности ученика, в том числе используя ободряющие высказывания («Я верю, что ты сможешь...» и т.п.);
— давать задания, в которых ученик обязательно достигнет успеха
— разъяснять, какие конкретные действия должен предпринять ученик для достижения успеха;
— использовать позитивную лексику.
4. Стремиться стать для учащихся значимым человеком, объекто\ идентификации:
— проявлять уважение к личности и мнению учащегося;
— демонстрировать собственную внутреннюю уверенную пс зицию;
— по возможности использовать юмор, создавать атмосферу радости на уроке;
— открыто признавать свои ошибки и слабости (это позволяе учащемуся почувствовать себя сильнее, не переживать ели! ком остро свои неудачи).