Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие с родителями воспитанников: как повысить эффективность.»
Взаимодействие с родителями воспитанников: как повысить эффективность.
Тренинговая психологическая работа с педагогами позволяет повысить эффективность сотрудничества во взаимодействии: воспитатель – родитель.
Задачами социального практического тренинга являются развитие навыков конструктивного взаимодействия воспитателей ДУ с родителями, актуализировать возможные проблемы взаимодействия.
Упражнение – самодиагностика «Я в лучах солнца»
Чтобы понимать другого человека, необходимо знать самого себя, свои сильные и слабые стороны. Участникам предлагается нарисовать круг в центре листа со своим именем и пририсовать к нему лучи в виде солнца со своими характерными качествами. Анализируется количество лучей как ясное представление о себе (оптимально 10 – 18) и преобладание положительных качеств как позитивное восприятие себя.
Дискуссия «Общение с родителями»
Участники тренинга делятся на 3 группы, каждой из которых дается задание указать положительные стороны взаимодействия с родителями, отрицательные стороны, пути налаживания контактов с родителями. Проводится обсуждение.
Упражнение «Преврати недостаток в достоинство»
Участникам предлагается найти позитивное в отрицательных сферах общения с родителями (например, конфликты позволяют выявить взаимные претензии и обозначить пути их разрешения) Затем акцентировать внимание на правилах построения эффективного общения: доброжелательная улыбка как способ расположить к себе, имя собеседника и комплимент (хвалить самое дорогое для человека – для родителей дети)
Игра «Тренировка интонации»
Участникам раздаются карточками с фразами, которые нужно произнести определенной интонацией оттенками иронии, упрека, безразличия, требовательности, доброжелательности (например, «Мне хотелось бы большего взаимопонимания в нашем разговоре», «Мне небезразличны успехи вашего ребенка») По окончании выполнения педагоги делятся впечатлениями, какой интонацией возможно достигнуть цели общения и какая наиболее приемлема в общении с родителями.
Упражнение «Посылай и воспринимай уверенность»
Проводится под звуки релаксационной музыки: Закройте глаза, сделайте по три глубоких вдоха и выдоха, и представьте над вашей головой золотую звезду, которая принадлежит только вам и заботится о том, чтобы вы были счастливы. Представьте, что вы полностью озарены светом своей звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет ярко заполняет эти места вашего тела. Представьте себе, что вы, как и ваша звезда, излучаете теплый, ясный свет, он идет к вашим коллегам, которые находятся в этом помещении. Теперь подумайте о своих близких, направьте свет им. Прислушайтесь к себе: какие чувства вы сейчас ощущаете. Сохраните эти чувства в памяти и обращайтесь к ним, когда вы устали и вам нужны новые силы и уверенность в себе. Сейчас мысленно поблагодарите свою звезду и возвращайтесь в эту комнату. Когда я досчитаю до трех, вы открываете глаза.
Упражнение «Чему я научилась»
Участникам предлагается дописать неконченые предложения: я научилась, мне понравилось, я узнала, я была удивлена тем, самым важным для меня было. Проводится обсуждение высказываний. Все участники тренинга получают памятки.
Памятка «Навыки конструктивного общения и бесконфликтного взаимодействия с родителями»
Поддерживайте для собеседника состояние безопасности и комфорта в течение всей беседы: расслабленная поза, отсутствие напряженности и резких движений, вызывающих интонаций в голосе.
Используйте прием присоединения, т.е. найдите общее: «Я сама такая же», «У меня то же самое» Чаще употребляйте в разговоре местоимение «мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы дети…», «Нас всех беспокоит, что…», «Нас объединяет общее дело – воспитание детей»
Привлекайте родителей к сотрудничеству.
Развивайте в себе равную позицию с родителями.
Покажите родителям свое уважение и заботу об их ребенке.
Ищите новые формы сотрудничества с родителями.
Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка.
Учитывайте личные интересы родителей.
Придерживайтесь принципа «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга»