СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимообусловленность формы и содержания в музыкальном искусстве

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Взаимообусловленность формы и содержания в музыкальном искусстве»

Министерство образования, науки и молодёжи

Республики Крым



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республик Крым «Крымский учебно-воспитательный

Комплекс-интернат-лицей искусств»







Доклад на тему:

«Взаимообусловленность формы и содержания в музыкальном искусстве»







Методическая работа педагога,

концертмейстера доп. образования

Захидовой А.Х.







2021

Содержание и форма в музыке – область очень сложная и дискуссионная, поскольку специфика музыкальной образности, мышления и языка стала поводом для субъективных интерпретаций, искажений сущности музыки и, прежде всего, её содержания. По мнению некоторых исследователей, сочетание звуков в музыкальном произведении не является носителем идей или ассоциаций с чем-либо. Иными словами, музыкальное произведение должно восприниматься как чисто музыкальное, без отношения к внемузыкальной сфере мыслей. В таком случае совершенно игнорируется очень важная сфера музыкального содержания – сфера идейно-эмоциональная.

Богаты и разнообразны виды музыкального искусства – от бесхитростного народного напева, незатейливого наигрыша на самодельном народном инструменте до сложнейших оперных арий, разнообразных форм оркестровой музыки, таких как увертюра, симфония, симфоническая поэма.

Объединяя однотипные музыкальные произведения в более крупные жанровые группы на основании реального их бытования и особенностей исполнения, можно наметить следующие формы музыкального творчества:

  1. народно-бытовая музыка устной традиции – песенная и инструментальная;

  2. камерная музыка, предназначенная для одного или нескольких исполнителей и звучания в условиях небольших концертных помещений;

  3. симфоническая музыка – для больших симфонических оркестров;

  4. хоровая музыка – для различных хоровых коллективов;

  5. театрально-драматические произведения (опера, балет, музыкальная комедия, оперетта)



В более широком плане все музыкальные жанры можно разделить на две особые группы: вокальную, предназначенную для пения и инструментальную. Основанием для такого разграничения служат важнейшие эстетические закономерности, связанные с иными возможностями раскрытия содержания произведения. Имея в виду прямую и непосредственную связь почти всех вокальных жанров с разговорной речью, языком слов, облегчающим понимание произведений, будь то простая народная песня, романс, большой хор или опера. Напротив, то глубокое, идейно значительное содержание, которое композиторы вкладывают в свои инструментальные произведения, выражено без слов, одними лишь звуковыми образами. Словесно-поэтические образы обладают большей конкретностью, в то время, как образам музыкальным присуща большая обобщённость. Музыка не говорит словами и понятиями, но только звуками, точнее музыкальными интонациями.



Определённая художественная форма, цельность и завершенность композиции, пропорциональность составляющих её частей всегда присущи истинным произведениям искусства и литературы. Согласно определению М.Глинки понятие «музыкальная форма» - «значит красота, то есть соразмерность частей для составления стройного целого.

Многовековая история музыкального искусства рассказывает о том, как на протяжении столетий появлялись и развивались те или иные виды форм музыкальных произведений – музыкальные жанры, с присущими им своеобразными выразительными средствами и особенностями музыкального языка.

На протяжении многих столетий в европейских странах на первом месте стояла вокальная музыка, в особенности хоровая. Уже в 15-16веках композиторы создавали монументальные хоровые формы. Высокого уровня достигло к этому времени хоровое многоголосие, сначала полифоническое, основанное на искусном сочетании мелодически самостоятельных голосов, а позже - аккордово-гармоническое с выделением на первый план одного из главных голосов, чаще всего верхнего.

Что касается инструментальной музыки, то она в этот период сохраняла прикладной характер. Лишь позднее, в 17 веке, возникает потребность в более глубоких по содержанию и сложных по форме инструментальных произведений. Появляются и новые виды музыкальных произведений: сонаты, концерты, симфонии. Возникают и развиваются формы камерной и концертной музыки. Отличительная черта камерной музыки заключается в выдвижении на первый план артистической индивидуальности исполнителя: певца-солиста, скрипача или же инструментального ансамбля – трио, квартета. Идейно-образное содержание в форме камерной пьесы раскрывается творческими усилиями одного солиста или небольшой группы артистов. При этом в большей или меньшей степени проявляется художественная равноправность участников ансамбля.

Во второй половине 18 века возникают малые формы инструментальной музыки. Так рождается форма «вариаций» или « тема с вариациями».

Наряду с варьированием в инструментальной музыке часто применяются контрастные сопоставления движения и ритма. Из таких сопоставлений возникла старинная сюита – циклическое произведение, состоящее из чередования законченных пьес различного содержания и характера. В старинной музыке 17-18 веков важное место принадлежало прелюдии как самостоятельному жанру. Эта форма характеризуется импровизационным складом и ярко выраженной программностью содержания. Особенно в этом жанре преуспели композиторы 19 века. В частности прелюдии Шопена – художественно законченные фортепианные миниатюры самого различного содержания, от лирически-песенного склада до трагико-помпезного.

Формой «прелюдии» не ограничивается создание произведений малой инструментальной формы с программным содержанием. Под влиянием «Каприсов» Н.Паганини возникает жанровая форма концертного фортепианного этюда. Это две тетради этюдов Шопена, «Симфонические этюды» Шумана, переложение Листом скрипичных «Каприсов Паганини» и его же « Этюды трансцендентного исполнения», где многие этюды имеют поэтические заголовки – «Метель», «Шум леса», «Хоровод гномов». Эти этюды предполагают не только овладение высшей степенью виртуозности, но и умение воссоздать программное содержание пьесы. Подобное тесное взаимодействие содержания и формы наблюдается и в этюдах Скрябина, Ляпунова, Рахманинова.

Особое место в программной инструментальной музыке занимают скерцо и баллады. Образное содержание формы «скерцо» весьма различны, но статус самостоятельной пьесы ему определил Ф.Шопен. Четыре шопеновских скерцо – большие концертные пьесы лирико-драматического характера с контрастными сопоставлениями образов. В творчестве русских композиторов форма «скерцо» используется и как самостоятельная оркестровая пьеса. Но наиболее тесная связь содержания с музыкальной формой существует в балладах. Эта форма и возникла под воздействием литературной романтической баллады. Форме «баллада» присуще напряженное развитие, ведущее к драматической кульминации, а затем к развязке и заключительному эпизоду. К жанру баллады обращались Лист, Брамс, Григ, Дворжак.

В 19 веке популярным жанром становится «рапсодия» - свободная форма, основанная на ярких контрастных эпизодах: лирических, эпических, героико-драматических. Это род инструментальной фантазии, преимущественно на темы народно-песенного склада. Создателем этого жанра считается Ф.Лист.



В отличие от малых форм инструментальной музыки, сонатно-симфонические циклы заключают в себе не один-два музыкальных образа, а целую их систему. Соната – произведение циклическое, многочастное. В различные исторические периоды характер идейно-эмоционального содержания частей сонаты нередко связывался с вполне определённым кругом художественных образов. Сонатная форма представляет собой драматическую композицию, возникающую из контрастного сопоставления различных музыкальных образов, мыслей, порой из напряженных и конфликтных столкновений.

«Староклассическая соната» сформировалась во второй половине 17 века в творчестве итальянских скрипачей Венеции. Высокого художественного совершенства ансамблевая и сольная скрипичные сонаты впервые достигли в творчестве А.Корелли, а затем получили достойное развитие в музыке Вивальди, Тартини, Баха, Генделя.

Мелодическая изобретательность, богатство музыкальных образов, изящество художественной формы делают их ценнейшим вкладом в сокровищницу камерной музыки. Широко известная соната Тартини «Дьявольские трели» гениально предвосхитила многие приёмы скрипичной игры, характерные для последующего 19 века.

В эпоху «романтизма», проникнутого страстным протестом, бунтарскими порывами, композиторы усматривают свою задачу художника-творца в том, чтобы создать для новых идей новые формы. Подобно другим областям искусства музыка обогащается в этот период новыми жанрами и формами, свободными и непосредственно отвечающими новому идейно-художественному содержанию. Первым из композиторов Ф.Лист применяет название «соната» к свободно построенным одночастным композициям. Обе его монументальные фортепианные сонаты «По прочтении Данте» и «Фаустовская» содержат признаки цикла, но как бы вдвинутого в рамки своеобразной одночастной структуры. Круг образов чрезвычайно широк и очень точно соответствует музыкальным характеристикам. Очень большое распространение получила эта музыкальная форма в творчестве русских композиторов. К сонате-поэме обращается Скрябин. В них он с большой художественной силой воплотил психологическое богатство внутреннего мира человека, благородные и возвышенные чувства, волевые порывы и романтические устремления к прекрасным идеалам.

Особое взаимодействие формы и содержания представлено в симфонической музыке. Именно произведения симфонической музыки: симфонии, увертюры, концерты, поэмы, фантазии по глубине содержания, образности можно сравнить с театральной драмой, трагедией или даже романом. Самый большой вклад в усовершенствование искусства оркестровки внёс Й.Гайдн. Значительность гайдновских симфоний заключается в их ярком драматическом содержании, в их глубокой связи с народным бытом, интонациями народной музыки.

В симфоническом творчестве В.Моцарта возросло значение лирического начала. В симфонизме Бетховена появляется совершенно новое содержание – путь борьбы от мрака к свету через потери и победы. Такова была направленность революционной эпохи конца 18 века. В постбетховенское время симфония преобразуется в новый, романтический тип. Создателем его был Р.Шуман. Лирика симфоний этого направления формировалась из песенно-лирического начала, они были, своего рода, поэтическими дневниками, лирической исповедью героя сюжета, зачастую носящую и жанрово-бытовой характер. Симфонической музыке композиторов-романтиков характерно полное единение содержания и формы. Особенно удобно проследить взаимообусловленность формы и содержания в новом виде сюжетно-драматической « программой» симфонии, основанной на музыкальном воплощении какого-либо литературного сюжета. Создателями его были Г.Берлиоз и Ф Лист. «Фантастическая симфония» и «Гарольд в Италии» Берлиоза снабжены развёрнутым литературным предисловием-программой, разъясняющей художественный замысел каждой части симфонического цикла.

Много нового появляется в симфоническом творчестве в 19 веке. Появлению новых форм способствовало изменение круга художественных образов, основанных на новом сложном и противоречивом духовном мире своих современников. Для новых образов и идей требовались новые формы. Так появилась концертная увертюра. Сюжетность таких произведений как «Манфред» Шумана, «Фауст-увертюра» Вагнера, «Римский карнавал» Берлиоза очевидна. В русской музыке многие увертюры и фантазии получили раскрытие сюжетов и образов, взятые из мировой литературы.

К одночастным произведениям свободной формы с поэтическим подзаголовком, уточняющим характер и музыкальные образы, относится симфоническая поэма. Появлением этого жанра мы обязаны Ф.Листу. Отражение разнообразных переживаний и чувств также свойственно симфоническим поэмам русских композиторов: «Русь», «В Чехии» Балакирева, «Стенька Разин» Глазунова, «Франческа да Рамини» Чайковского, « Поэма экстаза» и «Прометей» Скрябина. Русские композиторы охотно сочиняли симфонические картины с характерной для них живописной изобразительностью: «Садко» Римского-Корсакова, «Ночь на Лысой горе» Мусоргского, «Волшебное озеро» Лядова.

Во второй половине 19 века появляется программная симфоническая сюита. Отличительной особенностью многих сюит картинно-эпического характера является удивительное интонационно-мелодическое единство, достигнутое обращением к национально-песенному материалу народной музыки. В фортепианной музыке к жанру программной сюиты относятся знаменитые «Картинки с выставки» Мусоргского, сюита Балакирева к трагедии «Король Лир», а также «Бабочки», «Карнавал», « Детские сцены» Роберта Шумана.



Анализ музыкального произведения с точки зрения содержания и формы позволяет сделать вывод о сложности его внутреннего строения. В результате взаимопроникновения и диалектического тождества содержания и формы, само музыкальное произведение многими нитями связано с объективным миром. Музыкальное произведение как отражение выступает в качестве специфического этапа многоуровневой отражательной деятельности. Работает связь «объективная действительность – музыка». Объективная действительность – источник жизненного содержания для всех видов искусства, в том числе и музыки. Подчёркивая роль жизненных истоков музыкального произведения, мы тем самым утверждаем очень важный тезис – об объективном характере музыкального содержания т формы, об отражении в структуре музыкального произведения как личностных идеалов художника, так и закономерностей и свойств самой действительности.





Список используемой литературы:



Адамян А. Статьи об искусстве. М., 1961

Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963

Корыхалова Н. Интерпретация музыки. Л., 1979

Мазель Л. Вопросы анализа музыки. М., 1978

Цукерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970