СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь музыки и литературы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь музыки и литературы»

УРОК № 1





Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой,

Е. Д. Критской.



Тема урока: «Что роднит музыку с литературой».









Подготовила

учитель музыки: Хивинцева Е.В.




п.Новоорск

2019г.


Тема урока: «Что роднит музыку с литературой».

Цель: Выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы.


Задачи урока:

        • формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;

        • развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства;

        • выявлять особенности художественного языкаразных видов искусства;

        • развивать воображение через восприятие музыки и поэзии;

        • учить находить взаимосвязь искусства и жизни;

        • учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы;

        • уметь сравнивать музыкальные произведения


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Планируемые результаты изучения:


Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться насодержание услышанного произведения.


Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.


Музыкальный материал:

М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», «Во поле береза стояла» р.н.п. П. Чайковский. Симфония №4, Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия».





Ход урока.


I. Организационная часть.

Провести беседу, посвященную летнему отдыху, кратко повторить темы 4 класса


II. Основная часть.


1. Актуализация знаний.

На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Как вы думаете,нужна ли музыке литература? А без литературы, каких музыкальных произведений не было бы?

- Ответы учащихся:Оперы, балета, мюзикла, оперетты и т.д.

- А почему?

- Потому что в основе их сюжета, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и т.д.) Без стихов нельзя написать песню или романс, кантату.


Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что потеряла бы музыка, если бы не было поэзии и прозы?Именно на эти вопросы мы и попробуем ответить сегодня на уроке.


2. Формулирование темы урока.

- Откройте, пожалуйста, учебник и прочтите тему I полугодия.(Слайд №4), а на следующей странице тему сегодняшнего урока.

- Тема I полугодия: «Музыка и литература», а тема урока: «Что роднит музыку с литературой».

Планирование деятельности.

- А теперь давайте составим план, работы на уроке.

(Дети называют виды деятельности, а учитель формулирует пункты плана).

- Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?


План урока: (Слайд №5)

  • Выяснить, что общего между музыкой и литературой.

  • Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений.

  • Сравнить средства выразительности в музыке и в литературном искусстве.

  • Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного.

  • Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?



3. Работа над новым материалом.Постановка учебной проблемы.

Проблема: «Нужна ли музыке литература?»

- Чтобы ответить на вопрос: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?Надо понять, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание их. Давайте попробуем, вспомним знакомые музыкальные произведения, которые не разрывно связаны со словом, а так же литературные произведения со страниц которых звучит музыка или в которых рассказывается о музыке и музыкантах. (миф об Орфее, былина о Садко). Сюжеты, темы, образы искусств музыки и литературы имеют общий источник – это жизнь (Слайд №6.)

- Что же роднит музыку с литературой?Единым стержнем этих искусств является интонация.(Слайд №7)Разнообразные интонации мы слышим в разговорной речи, литературной и музыкальной речи. Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы можем отличить народную музыку от композиторской, русскую от зарубежной, старинную от современной.

Давайте рассмотрим взаимосвязь музыки и литературы.(Слайд №8)

  • Литература становится основой вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс.

  • Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов побуждают композиторов к созданию больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера.

  • Литературную программу имеют многие инструментальные произведения.

  • Именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа.

  • Жизнь и творчество знаменитых композиторов, исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.

- Эти два искусства – музыку и литературу объединяет общность жанров. (Слайд №9)Нередко в музыке произведения называются – сказка, поэма, баллада, а в литературе – песня, романс, запевка.

- Сейчас прозвучит музыкальная загадка, а вы вспомните, как называется произведение, к какому жанру относится произведение и, что еще вы можете о нем сказать? (Слайд №10)

- Ответы учащихся:Это русская народная песня «Во поле береза стояла».

- Правильно, давайте исполним песню (исполнение)

- Скажите, а кто из композиторов использовал мелодию этой песни в своем творчестве?

- П.И. Чайковский.

- Правильно. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, а вы постарайтесь вспомнить, как оно называется. (Слайд №11)

Слушание: Фрагмент финала «Симфонии №4».

Ответы учащихся:Это финал Симфонии №4. По характеру музыка яркая, бурная стремительная завораживающая. Главная тема финалаотличается от песни темпом, характером, звучит в высоком регистре.

III. Осмысление и закрепление знаний.

На следующем слайде (Слайд №12)вы видите стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок», выразительно прочтите его. - Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы написали бы?

Чтение стихотворения.

Ответы учащихся:Светлую, легкую, парящую, мелодичную, напевную.

- М.И. Глинка написал музыку на стихи Кукольника. (Слайд №13)Послушайте романс «Жаворонок» М. Глинки.

Слушание.

- Обратите внимание, простые строки стихотворения, благодаря их музыкальному прочтению композиторами как бы обрели вторую жизнь. Их звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами. Стихи многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли бы не дойти стихи Кукольника, если бы не простая, задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» Глинки.

- Давайте еще раз послушаем фрагмент романса, и вы поделитесь своими впечатлениями о музыке романса.Слушание.

Ответы учащихся:Создается настроение задумчивости, задушевности, мечтательности.

- Как вы думаете, этот лирический романс создает настроение, которое перекликается с настроением картины Василия Поленова «Монастырь над рекой»? (Слайд №14)

- Да.

- Обратите внимание на то, как созвучны настроение картины Поленова с музыкой Глинки. Назовите сходства выразительных средств живописи и музыки.

Ответы учащихся:Сходство линии рисунка в картине и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке…

- Какой напрашивается вывод?

Ответы учащихся:- Все виды искусств: музыка, литература и живопись тесно взаимосвязаны и имеют очень много общего.

- А теперь ответьте на главный вопрос сегодняшнего урока.(Слайд №15)Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Ответы учащихся:– Если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений тоже не было бы.

- Сделайте вывод по уроку.

Ответы учащихся:

В ы в о д: такие искусства как литература и музыка тесно взаимосвязаны. В них очень много общего. Без литературы не могли бы появиться многие музыкальные произведения. Ведь в основе их сюжета лежит литературное произведение: сказка, рассказ, повесть, роман.



IV. Подведение итогов.

-Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд №16)

-Что самое главное необходимо запомнить с урока?

- Как вы оцениваете свои знания?

(самооценка, взаимооценка)