СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Аннотация проекта.
Формулирование проблемы. Актуальность проекта для молодежи, социальная значимость.
Цель и задачи проекта.
План реализации проекта.
Реализация плана действий.
Социологический опрос (анкетирование учащихся).
Изучение литературы по проблеме твёрдых бытовых отходов, их влияния на окружающую среду и на здоровье человека.
Изготовление поделок.
Изготовление и распространение листовок в общественных местах села.
Другие мероприятия, проводимые в рамках охраны природы.
Организация и проведение конференции.
Заключение. Вывод.
Ожидаемые результаты.
Используемая литература.
Приложения.
Человек совершил огромную ошибку,
когда возомнил,что может
отделить себя от природы
и не считаться с её законами.
В.И. Вернадский
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Аннотация проекта.
Человек, посмотри по сторонам: это твоя страна, твой город, твое село, твои поля, реки, озера. И, к сожалению, мусор тоже твой! Мы думаем, у каждого человека возникает внутреннее недовольство, вызванное окружающим мусором, так привычно вписанным в ландшафт лесов, скверов, парков, да и просто жилых дворов.
Малая Родина – место, где родился, где вырос и живешь. Место, о котором скучают, находясь вдали от дома и куда вновь хочется вернуться, с которым связаны добрые моменты жизни. Это тот уголок, который так дорог сердцу. И очень хочется, чтобы наша малая Родина была чистая и уютная, чтобы каждый житель мог гордиться своим селом.
В настоящее время в селе Филиппенково местное население не совсем бережно относится к окружающей среде, бросают мусор себе под ноги и устраивают свалки на улице.
На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1т. мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы. (Д.М. Жилина «Современные проблемы утилизации мусора», журнал «Химия и жизнь» №2 2005год).
В целом переработка твёрдых бытовых отходов (ТБО) не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв, пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И тем не менее проблема ТБО остро стоит во многих странах, особенно в России.
Повсеместно вокруг городов и сёл растут ожерелья несанкционированных свалок. Мусор сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах. С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие лёгкие отходы. «Дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей.
Тогда может, не стоит ждать какого-то доброго волшебника, который придет и наведет чистоту в наших городах и селах, а попробовать хоть что-нибудь самим сделать для этого?
Проект «Экология: что может сделать каждый?» призван сформировать у учащихся, а также их родителей правильное отношение к утилизации мусора.Данный проект учит детей ответственному бережному отношению к окружающей среде и природным ресурсам, способствует привлечению внимания к проблемам экологии и необходимости вторичного использования природных ресурсов.
Проект будет реализован учащимися 8,9 классов М КОУ Филиппенковская ООШ и направлен на улучшение экологической ситуации в селе Филиппенково.
1.2 Формулирование проблемы. Актуальность проекта для молодежи, социальная значимость.
Бытовой мусор является одним из видов отбросов жизнедеятельности человека. Он образуется в жилых домах, учебных заведениях, детских учреждениях, больницах, гостиницах, административных зданиях и т.д. За одну человеческую жизнь его скапливается очень много.
В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий. Традиционно всё это выбрасывается. Проблема мусора была вечной.
Мир изменяется, но не настолько, чтобы избавить человека от необходимости выносить мусор. Этого мусора становится все больше.
Проблема утилизации отходов усугубляется в основном потому, что большая часть товаров народного потребления обречена на кратковременную службу человеку и тем, что естественное разложение различных материалов требует определенного времени.
Очевидно, что одной из главных проблем современности является утилизация и переработка бытовых отходов. Человечество не беспомощно перед его лицом. Существует масса современных эффективных способов утилизации и переработки отходов.
В жизненно важном деле охраны природы и ее рациональном использовании каждый человек может и должен что-то делать. Пусть даже малое, но нужное и полезное в его работе и жизни. Только совместными усилиями можносохранить природу для нас и для тех, кто придет к нам на смену.
Проблема твердых бытовых отходов для нас очень актуальна, так как повсеместно на улице, или выйдя за село, наталкиваемся на горы мусора, основную часть которого составляют пластиковые бутылки, одноразовые стаканчики, банки из под пива, обертки от конфет и полиэтиленовые пакеты.
В проекте затронута тема, касающаяся экологических проблем и посильная помощь подростков в их решении. Актуальность представленной темы очевидна, так как наша планета находится в опасности. К несчастью, развитие цивилизации нарушило экологический баланс в природе и стало причиной огромных проблем в окружающей среде.
Наша школа находится в селе Филиппенково Бутурлиновского района Воронежской области и проблема твердых бытовых отходов для нас тоже очень актуальна.
Наш проект привлечет внимание учеников нашей школы и их родителей к проблемам экологии и необходимости вторичного использования природных ресурсов.
Мы считаем, что общими усилиями можно если не решить всю проблему, то хотя бы сдвинуть ее с мертвой точки.
1.3. Цель и задачи проекта.
Цель проекта:
Повышение уровня экологического сознания участников.
Задачи проекта:
Воспитывать экологическую культуру школьников.
Формировать активную гражданскую позицию.
Сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в её решении.
Повышение личной ответственности за чистоту окружающего пространства.
План реализации проекта.
Повышение личной ответственности за чистоту окружающего пространства
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ
Социологический опрос (анкетирование учащихся).
В анкетировании принимали участие ученики5– 9 классов. Всего 12 ребят. Цель данного анкетирования: изучить мнение учащихся по экологическим проблемам. Они ответили на следующие вопросы.
Считаете ли Вы село Филиппенково чистым?
Кто больше сорит на улицах?
Что является причиной загрязнения села?
Что нужно предпринять, чтобы сделать село чистым?
«Считаете ли Вы экологическую безопасность (чистота воздуха, воды, почвы) главным в жизни?».
Анализ анкетирования показал следующие результаты.
Вопрос №1. Положительно ответили 4 учащихся (21%). Остальные считают, что село не совсем чистое.
Вопрос №2. Почти все (96%) ответили, что сорят сами жители села.
Вопрос №3. 76% опрошенных считают, что причина в том, что сами жители не осознают свои действия. Остальные затруднились с ответом.
Вопрос №4. Все дети ответили, что нужно не сорить и убирать мусор около домов и на улицах.
Вопрос №5. 82% учеников ответили положительно, так как они считают, что от этого зависит их дальнейшая жизнь.
Анализ анкетирования показал, что ученики осознают необходимость и значимость чистоты улиц села, а значит и экологической обстановки в целом.
3.2 Изучение литературы по проблеме твёрдых бытовых отходов, их влияния на окружающую среду и здоровье человека.
Начав работать по данной проблеме, наша группа изучила много различной литературы (в библиотеке и сети Интернет), касающейся проблемы мусора.
Интересно было узнать, что эта проблема своими корнями уходит в древние века. Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый эдикт,запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города. Подобно многим греческим изобретениям, такая практика утилизации отходов была забыта в средние века. Жители продолжали выбрасывать мусор в окно вплоть до 14 века. Но несколькими веками позже, когда тысячи людей стали переселяться в промышленные города с тем чтобы получить работу, они, неся с собой эту порочную практику, принесли и мусорный кризис. Муниципалитеты оформили ответственность за сбор и утилизацию отходов в законах. Мусор вывозили за городские ворота и просто складировали на различных хранилищах в сельской местности. В результате роста городов свободные площади в их окрестностях уменьшались, а неприятные запахи, возросшее количество крыс, вызванное свалками, стали невыносимыми. Отдельно стоящие свалки были заменены ямами для хранения мусора. В густо же населенных районах Европы этот способ, как требующий слишком больших площадей и способствующий загрязнению подземных вод, был предпочтен другому.
Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твёрдых бытовых отходов, примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг мусора. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие – бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.) Чтобы представить весь масштаб данной проблемы, стоит увидеть «Остров Мусора» в Тихом океане. И становится страшно! Всё чаще стали люди задумываться о том, как же сдерживать наступление этого многоголового монстра, рожденного ими самими? Есть несколько способов борьбы с отходами.
1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. При обычной свалке из неё вытекают токсичные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берёт на себя» 20 % эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой плёнки, в которой уплотнённые слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то воды окружающую среду не загрязняют - их собирают и очищают. Тем не менее, метан в атмосферу всё-таки попадает, а объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.
2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 КВт-час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы требует захоронения. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся.
3.Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос.
Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2 % мусора.
Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах. С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие лёгкие отходы. «Дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей.
На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую природную среду, создавая эпидемиологическую и токсикологическую опасность. Страдает атмосферный воздух, почвы и грунтовые воды. Почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок. Вблизи свалок в почве и грунтовых водах накапливаются соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля.
Не в любом месте можно устроить специально оборудованную свалку. К решению этой задачи должны привлекаться специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи и др. При этом должны учитываться:
роза ветров в районе свалки;
расстояние от населённых пунктов, водоохранных и природоохранных зон;
водопроницаемость грунтов;
площадь территории, отводимой под свалку (площадь должна быть достаточной для приёма мусора в течение длительного времени);
4. Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов.
Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества. Органические вещества, имеющие естественное (растительное и животное) происхождение, под воздействием бактерий и кислорода воздуха разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками.
Каждый из нас ежедневно пользуется множеством вещей, которые после их использования также становятся отходами, например:
батарейки;
неиспользованные медикаменты;
остатки химических средств защиты растений (ядохимикатов);
остатки красок, лаков и клеев;
остатки косметики и т.д.
Проблема отходов усложняется в связи с тем, что естественное разложение различных материалов требует определённого времени. Например, для разложения бумаги необходимо от 2 до 10 лет, консервной банки - 90 лет, фильтра от сигареты - 100 лет, полиэтиленового пакета - 200 лет, пластмассы - 500 лет, стекла - 1000 лет. Всё большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них ещё не использованные источники сырья.
3.3. Изготовление поделок
Куда бы ты ни пошёл: на речку с семьёй, в лес за грибами, даже просто гуляя по улице, всюду ты находишь «клад под ногами»- пустые пластиковые бутылки. Они лежат вдоль обочин дорог. Особенно их много становится после праздников. Целые пакеты с пустыми бутылками выбрасываются прямо на дорогу. Все задворки, окрестности наших сёл, городов постепенно превращаются в одну большую свалку.
Для людей с фантазией и умелыми руками не составит труда превратить ненужные вещи в настоящие шедевры. Мастера и новички используют поделки из пластиковых бутылок для интерьера, как садовый декор и в виде практичной мебели. Цветные крышки от пластиковых бутылок – отличный материал для мозаичных панно на стенах и изгородях. Лучшие идеи с подробными инструкциями и фото легко воплотить на даче, превратив голый участок в «поляну сказок», а дом наполнить полезными мелочами.
Наша группа тоже решила проявить свою фантазию и сделать поделки из пластиковых бутылок, т.е. из твёрдых бытовых отходов. Это хоть и маленькая, но тоже лепта в процесс благоустройства нашего села.
3.4 Изготовление и распространение листовок в общественных местах села
Никто не заставляет нас собирать мусор в селе или на природе, но если сделать это, перед тем как повесить плакат или листовку против мусора, то есть большая вероятность, что это место станет чище.
3.5 Другие мероприятия, проводимые в рамках охраны природы.
Работа по охране природы проводилась в нашей школе и раньше. В 2016 году ученики 9 класса заложили дендрарий около школы.(Приложение4).
Всего было посажено 6 кленов, 6 рябин, по 6 кустов ежевики и калины.Ежегодно ребята нашей школы участвуют в субботниках по благоустройству территории вокруг школы, в уборке мусора на улицах родного села. (Приложение 5.)
Надеемся, что наше село будет красивым, зеленым, а самое главное – чистым!
3.6 Организация и проведение конференции
Завершением акции «Давайте жить и с природою дружить!» явилось проведение школьной конференции, в ходе которой присутствующие познакомились с информацией о вреде бытовых отходов на здоровье человека, состоянием биосферы, со способами утилизации бытовых отходов.
Целью нашего выступления было осознание важности сохранения чистоты нашего села, выражения своей позиции к проблеме чистоты родных улиц, утилизации мусора в своей школе. В ходе выступления мы попытались раскрыть суть одной из главных экологических проблем современности – загрязнение биосферы бытовым мусором, познакомили с результатом акции «Давайте жить и с природою дружить!», обратились с призывом к учащимся, родителям и учителям нашей школы о соблюдении чистоты в селе, выполнении элементарных правил, предотвращающих мусорные свалки.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОД.
Конечно, мы понимаем, что наше участие в таких конкурсах - не решение проблемы, но уже то, что нам это небезразлично, и мы реально пытаемся сделать хоть самую малость в вопросах чистоты и порядка в нашем селе, даёт нам надежду, что город будет чистым и красивым.
В России слабо развита перерабатывающая промышленность, слабо ведется работа по подготовке и воспитанию населения по раздельному сбору отходов, не организована система сбора вторичных ресурсов, не везде налажена система вывоза образующихся отходов, слабый контроль над их образованием. Это влечет за собой ухудшение состояния окружающей среды, негативное воздействие на здоровье человека. Очевидно, что ни одна технология сама по себе не решит проблемы накопления мусора до тех пор, пока каждый из нас не поймет, что чистота в селе, а значит и на Планете, зависит не только от работы местной власти, но и от каждого из нас.
Выйди на улицу, оглянись: далеко ли ближайшая мусорная урна? Да – а, не близко. А в руке, как на грех, фантик от конфеты. Бросить под ноги, успокаивая себя тем, что так делают все?
Но если человек лишен внутренней культуры, ответственности, сострадания, то любые законы бессильны.
Говорят, «Один в поле не воин», но мы считаем, что к проблеме, которую мы рассматривали, это не относится. Только от каждого из нас зависит «жить среди мусора или в чистоте», ведь дом человека - это не четыре стены, а нечто большее и этот дом должен быть чистым и красивым.
4.1. Ожидаемые результаты.
Активная жизненная позиция учащихся в сфере экологической и природоохранной деятельности;
Осознанное повышение экологической культуры школьников и жителей села;
Осознание значимости проблемы и улучшение эстетического и экологического состояния села;
Чистая от бытовых отходов территория села и его окрестности;
Повышение знаний учащихся об использовании ТБО, с целью получения вторичного сырья;
Применение на практике полученных знаний. Перестать мусорить самому! Ведь это так просто: кидать мусор в урну, высыпать ведро в контейнер, а не мимо него, и всегда забирать бутылки из леса и берега реки.
Взрослые должны приучать своих детей с малых лет бережно относиться к природе и сами быть для них примером:
V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.“Экологические очерки о природе и человеке” под редакцией Б. Гржимека, “Прогресс” 1988 год
2. “Что нужно знать о ТБО?” Игнатович Н.И., Рыбальский Н.Г. М., 1995 год
3. «Страны, хозяйство, люди», А.П. Кузнецов. Москва Просвещение,1988 год
3. eco-service.pro – Азбука мусора
4. VtorOthodi.ru - Что такое ТБО?
5. сайт «Экология-России. ekologia-rossii.ru».
6. Д.М. Жилина «Современные проблемы утилизации мусора» (журнал «Химия и жизнь» №2 2005г).