ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Зачем творить добро»
ФИО – Протопопова Ирина Борисовна
Место работы: МБОУ Чертковская СОШ № 2
Должность - учитель начальных классов
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль
«Основы православной культуры»
Класс - 4
Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» № 21
Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во
Просвещение, 2015 г
Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»
Задачи:
- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;
- метапредметные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- регулятивные: - умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, делать выводы;
- познавательные: - умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов;
- коммуникативные: - Умение оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в группе, договариваться, общаться.
Тип урока - урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в парах, составление синквейна, участие в учебном диалоге.
Необходимое техническое оборудование - компьютер, мультимедийный проектор.
Раздаточный материал: рабочий лист.
Перечень используемых на уроке ЭОР:
Презентация к уроку.
Иллюстрации Андреевского креста, Андреевского флага.
Смайлики, символизирующие добро и зло.
Видеофайл - Физ.минутка «Добрым быть совсем не просто»
Видеофайл к легенде об апостоле Петре.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой.
Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна,
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся.
- Прослушайте внимательно сказку. Слушая, подумайте, о чём она.
Сказка Л. Н. Толстого «Белка и волк»: (Слайд 2)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
-Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
- О чем эта сказка? (О добре и зле.)
Формирование темы и целей урока.
Да, тема нашего разговора - ДОБРО и ЗЛО
-Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?
(Что такое добро? Что такое зло?)
-Как вы думаете, чего должно быть больше? (Добра)
-А для чего? Почему? (чтобы мир был лучше)
-Т.е. мы сегодня будем говорить о том, зачем делать добрые дела, творить добро.
(Слайд 3)
(Зачем творить добро? Записывают тему урока в рабочий лист.) (Слайд по щелчку)
Давайте откроем учебник (Стр. 99)
-Сегодня на уроке нам предстоит узнать:
-Как подражают Христу.
-Чему радуются святые.
Актуализация знаний и пробного учебного действия.
- Давайте вспомним рассказ Л.Н. Толстого «Старик и яблоня». (Слайд 4)
- Предположите, что ответил старик? (ответы детей)
- Посмотрим какая версия автора.
+ «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». (по щелчку)
Анализ текста.
- Зачем старик сажал яблони? (чтобы было больше цветущих деревьев на земле, приносящих плоды и радость людям)
- Для кого дедушка сажал яблоню?
(для людей, своих детей и внуков, кто живет рядом)
- Какой поступок совершил дедушка?
(хороший, добрый)
- А зачем совершать добрые поступки?
(чтобы радовать окружающих, помогать друг другу).
- Что для вас добро? Какие вызывает ассоциации?
(Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог …)
- В рабочем листе изобразите «добро» на смайлике.
Затем открываю смайлик добро на доске.
- А теперь давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре С. И. Ожегова.
Что такое добро? Толковый словарь С. И. Ожегова. (Слайд 5)
«Добро- всё положительное, хорошее, то что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
Открытие нового знания.
- Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило морали?
(«Не делай людям того, чего не хотел бы себе».) (Слайд по щелчку)
Работа с учебником.
- Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл. (Стр. 99 первый абзац)
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
-Прочтите следующую фразу Стр. 99 первый абзац «У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»
Словарная работа.
Кто такие эгоисты? (слова открываю на магнитной доске)
Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.
Дать определение понятия «эгоизм» (Слайд 6)
ЭГОИЗМ- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
Работа в рабочем листке.
эгоист эгоизм
Кто? Что?
(человек манера поведения, человеческие качества)
-У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.
Прочтите первую причину. (Стр. 99)
- Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?
(Благо, дарить.)
Благодарность (Слайд 6 по щелчку)
Благо дарить
Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.
Работа с легендой. (Рассказ учителя) + видео Легенда (Учебник Стр. 99-100)
(Там, где зачёркнуто, рассказ в видеолегенде)
Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.
Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.
Среди последних оказался император Рима - Нерон. И вдруг в городе начался пожар.
Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что поджигателями были христиане. Их стали арестовывать и казнить. Пётр решил покинуть Рим. Когда он выходил из Рима, на дороге ему встретился другой странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу.
Их взгляды встретились – и Пётр узнал Христа…
Поражённый Пётр спросил: «Куда ты идёшь, Господи?» Христос ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.»
И Пётр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего учителя. Теперь же выходит так, что он бросает ещё и своих учеников.
Пётр решил вернуться, чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих друзей от трусости и предательства, поддержать их словом и делом.
Анализ текста.
-Понравилась легенда?
-Кого обвинили в поджоге города? (Христиан.)
-Как с ними поступили? (Арестовывали, казнили)
-Почему Пётр решил покинуть Рим? (Он был христианином, испугался преследований.)
-Что это за странник повстречался Петру? (Христос.)
-Куда шёл Христос? (В Рим)
-Зачем? Для чего? (Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.)
-Как поступил Пётр, когда услышал ответ Христа? (Вернулся в город.)
(Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.)
-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?
(Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»)
-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?
(Да Пётр был благодарен Христу.)
-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро? Возможно даже рискуя своей жизнью.
(Христос и Пётр.)
-Что говорил Христос, найдите в учебнике. (Стр. 100 Зачитывают фразу. 2-ой абзац)
Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.
Ученики Христа, подражая его жертве, стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.
Такое состояние человека называют самоотверженность.
- Как вы понимаете это слово? (Ответы детей.)
Словарная работа.
Самоотверженность. (Слайд 7 + щелчок)
человек жертвование
Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.
- Как подражали Христу его ученики? (Самоотверженно.)
- Приведите примеры самоотверженного поведения в жизни.
- Обратите внимание: В православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный» не считаются синонимами.
- А какого человека можно назвать святым?
(Слайд 8)
Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.
-Так чему же радуются святые? (Духовной радости, духовному опыту.)
- Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами.
Запись в рабочий листок. (Слайд 8 по щелчку)
Святой
↓
(добрый) человек
↓
(духовный) опыт
Физкультминутка под песню «Добрым быть совсем не просто.
Рассказ учителя «Это интересно» Стр. 100
Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно. Когда апостола Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой учитель. Распните меня головой вниз»
(Слайд 9 по щелчку) (Распятие Христа, апостола Петра, апостола Андрея)
(Крест был перевёрнут и Пётр распят вниз головой.)
Брат апостола Петра апостол Андрей проповедовал у северных границ Римской империи, но заходил и в те края, где позднее стали жить славяне (наши предки). Его распяли на косом кресте. В русском народе всегда жило убеждение, что апостол Андрей по Днепру дошёл до Киевских гор и предсказал появление великого христианского города.
(Слайд 9 по щелчку) (Распятие апостола Андрея)
(На косом кресте.)
Работа с иллюстрацией. (Учебник Стр. 100)
Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона».
-Как на иконе изображен апостол Андрей?
(Андрей стоит на фоне косого креста.)
Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга-символ знания, рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от сердца.
Апостол Андрей всегда особо почитался на Руси, а косой Андреевский крест изображён на Военно-морском флаге Российской Федерации. Ещё его называют Андреевский стяг.
-Почитается ли имя апостола Андрея? (Да, почитается.)
- Что символизирует имя апостола Андрея? (Косой Андреевский крест.) (Открываю на доске)
- На каком знамени изображён Андреевский крест?
(Андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота.)
(Открываю на доске)
- Как называется этот флаг? (Андреевский флаг.)
Первичное закрепление с проговариванием вслух.
- Так что же такое добро для христианина? (Ответы детей.)
ДОБРО - все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться, процветать.
Понятие многогранно:
- добро- хорошие поступки, добрые дела
-добро- качества человека
Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.
- Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру.
(полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)
- Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя)
Работа над понятием ЗЛО
- Что такое зло? (противоположность добра)
- Нарисуйте смайлик, каким вы представляете себе зло в рабочем листке.
Открываю смайлик «зло» на доске.
ЗЛО- все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.
(проговариваем вслух)
Соотнесение понятий ДОБРО и ЗЛО
-Что совершать легче: добро или зло? Почему? (Ответы детей)
(Слайд 10)
Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби: «Человек рожден для добра, а не для зла. Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и не заметишь. Так было всегда: зло прикидывалось добром. Обычный способ приспособляемости. Иначе как, скажите, злу выжить».
-Для чего рождён человек?
-Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.
(дал списать д/з; «Как ты сегодня плохо выглядишь»)
Работа над притчей «Два волка» (Слайд 11)
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Беседа по притче:
- C чем сравнивает старик внутренний мир человека?
- Что представляет собой каждый волк?
- Что ответил Старик Внуку?
- Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?
- В чём нравственный урок притчи?
Вывод: Человек – это своего рода духовный сосуд. И чем будет наполнен этот сосуд – добром или злом – зависит только от самого человека.
Творческая работа (самостоятельно по вариантам).
Составьте синквейн по теме нашего разговора: (Слайд 12)
Существительное
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол
Предложение
Существительное – синоним
Работа в рабочих листах. 1 вариант – зло, 2 вариант - добро
А у меня получился вот
такой синквейн. Можете дополнить ваш синквейн, у кого были затруднения.
(Слайд 13)
Зло
Беспощадное, изворотливое
Губит, калечит, убивает.
Зло необходимо уничтожить!
Борьба!
Добро.
Светлое, радостное.
Помогает, спасает, лечит.
Добро должно победить!
Счастье! - Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми.
Давайте составим правила доброты (2 правила)
Работа в парах. (в рабочих листах)
Примерный вариант:
1. Помогать людям.
2.Защищать слабого.
3.Не завидовать.
4. Прощать ошибки другим.
5. Не обманывать.
После того, как дети прочитают правила, которые у них получились, открываю правила (Слайд 14)
Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока. (Слайд 15)
- Ну а теперь покажите. Довольны ли вы своей работой на уроке? Какое у вас настроение?
Заключительное слово учителя.
Категории «добро» и «зло»- вечные.
Мне хочется закончить урок стихотворением:
Хочу я, чтоб ДОБРО
к тебе пришло,
Как свет весенний,
как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра.
Не станет то, что для другого зло.
- Ребята, мне очень приятно было с вами работать. Большое спасибо всем за урок!
Особенно хотелось бы отметить детей, которые активно работали на уроке.
Это … (называю детей, вручаю жетоны)
Дифференцированное домашнее задание. (в рабочих листах) (Слайд 16)
Прочитать текст параграфа стр. 99-102 и ответить на вопросы на стр. 102;
Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор:
-расскажи близким о пройденной теме и придумай, что бы ты мог сделать для своих близких;
-подбери пословицы о доброте;
-подбери притчу о доброте.