СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детям-войны посвящается....

Просмотр содержимого документа
«" зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?"»


Литературно-музыкальная композиция

( участвуют родители и дети 5-6 классов).

«Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?»

(на фоне мелодии «С чего начинается Родина»)

Чтец читает слова песни:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

( выходит дочка с мамой, инсценирует диалог)

Мама - Снова дралась во дворе?

Дочка - Ага! мама, но я не плакала! Вырасту – выучусь на моряка, Я уже ванне плавала.

Мама - Боже, не девочка, а беда… Сил моих больше нету.

Д - Мама, а вырасту я когда?

Д Мама - Вырастешь, ешь котлету!

Д - Мама, купим живого коня?

Мама – Коня? Да что ж это делается?

Д - Мама, а в лётчики примут меня?

Мама - Примут, куда ж они денутся? Ты из каждого, сатана, Душу сумеешь вытрясти.

Д - Мама, а правда, что будет война, и я не успею вырасти?

Вед. Лето 1941 года началась замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах…

А в ночь с 21 на 22 июня 1941 года (за сценой голос «22 июня в 4 часа утра без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических Республик»).

( звучит песня «Священная война»).

Вед. Война обрушилась не только на взрослых, но и на детей. Мальчишки и девчонки 1941 года. Их никто не призывал воевать, они считали, что должны взять на себя равную со старшими меру ответственности. «За Россию, за народ, и за всё на свете» (А. Твардовский).

Бомбежки, голод, холод, разруха… Война бесцеремонно вторглась в их жизнь. За особые заслуги, мужество, проявленные в борьбе с захватчиками, звание Героя Советского союза было присвоено:

М1 – Марату Казею – Пятикласснику, ставшему разведчиком в штабе партизанского отряда. Погиб в бою, подорвав врагов и себя.

М2 – Леониду Голикову, тоже погибшему в бою.

М3 – Ваня Котик. Погиб в бою. Удостоен звания посмертно.

Чтец. Не только мальчишки,

Не только мальчишки

Пошли воевать с 13 лет.

Пусть слышит Россия,

Пусть знает Россия

О мужестве маленькой дочки своей.

(В. Викторов)

Д 1 – Зине Портновой. Замучена фашистами. Звания Героя удостоена посмертно.

Д 2 – Лара Михеенко. Разведчица партизанского отряда, была расстреляна фашистам. Награждена орденом Отечественной войны 1 Степени.

Чтец. Ой, Лариса, карие глаза,

Ой, Лариса, светлая слеза.

Слово не досказано,

Песня не допета,

Только сосны знают

Где ты, где ты, где ты?

Вед. 20000 Ребят получили медаль «За оборону Москвы», 15243 юных ленинградцев награждены медалью « За оборону Ленинграда». А они же были совсем дети! И вот что показательно : в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству. Судьбы детей военной поры похожи: судьба смоленского и белорусского мальчиков, судьба украинской и литовской девочек. Война стала общей биографией детей той поры. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Они ковали победу в заводских цехах.

Чтец. Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка, И вот неподкупной зимою военного

Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших директор завода,

А было рабочим - всего по 14 лет! ( В. Радкевич.)

Вед. Только в Пермской области из школ на заводы, шахты и стройки пришло в годы войны 10000 мальчишек и девчонок, были среди них эвакуированные из других городов нашей страны.

М (инсценировка) – Товарищи! Я – ленинградец, Ваня Кометеляков. Мне 15 лет. Отец и мать погибли, защищая свой любимый город Ленинград. За месяц я освоил профессию слесаря. В настоящее время выполняю задание на 400-450%. Нашей бригаде за сентябрь присвоили звание «Фронтовая бригада». Нарушений трудовой дисциплины нет. Находясь в дружной семье уральцев, я даю слово работать ещё лучше для быстрейшего разгрома ненавистного врага.

Вед. Завтра, как и всегда, в 6 часов утра Ваня поднимается с постели, выпьет на ходу горячего кипятка, натянет растоптанные валенки, запахнется в старенький ватник и побежит на завод. Подставит ящик, чтобы дотянутся да станка, и будет всем телом налегать на рукоятку, чтобы переключить скорость. И – так изо дня в день, изо дня в день. Ему было трудно ,но он не мог иначе: шла война ( песня « Священная война»)

Вед. Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. По горячим следам войны прозаики и поэты создавали свои произведения.

( Отрывок из произведения « Сын полка»)(инсценировка).

Ваня – Я - Ваня Солнцев, у которого война отняла всё: родных, дом, само детство. Я попал к разведчикам.… А что это за мальчик?

Мальчик – Чего стоишь?

В – Хочу и стою.

М – Иди, откуда пришёл.

В – Сам иди не твой лес.

М – А вот мой.

В – Как?

М – Так. Здесь наше подразделение.

В – Какое подразделение?

М – Тебя не касается.

В - А ты кто такой?

М - (со щегольством плюнул и строго сказал) Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно.

В - Да мы видали таких ефрейторов.

М - Да, представь, ефрейтор (обидчиво). Видал (показывает медаль).

В - Великое дело.

М - Великое, не великое дело, а медаль за боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришел, пока цел.

В – Не больно модничай, а то сам получишь. А тебе сколько лет?

М - (думает) 14 лет

В – Ге! Какой же ты солдат?

М – Обыкновенный солдат. Гвардейской кавалерии.

В – Больно молод. Таких не берут.

М - А вот и взяли.

В – А меня не взяли разведчики.

М – Стало быть, ты им не показался, раз они не захотели принять за сына.

В – Как это за сына? За какого сына?

М - Известно за сына полка. А без этого не положено.

В – А ты сын?

М – Я сын. У наших казачков второй год за сына считаюсь. Сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Ну, ступай, откуда шел.

В – Прощай.

Вед. Повесть «Сын полка» написана в 1944 году в дни Великой Отечественной войны нашего народа с фашистскими захватчиками замечательным мастером слова В. Катаевым.

Вед. Они все время вместе: живые и мертвые, те, кто пал на полях сражений, и те, кто не вернулся. У них одна победа, одна жизнь, общие мечты, дыхание, стук сердца. Только на живых лежит ещё и огромная ответственность: донести правду о войне детям и внукам, чтобы новые поколения не забыли прошлого, не утратили память истории.

Чтец. Я порою себя ощущаю связной

Между теми, кто жив

И кто отнят войной…..

Вед. Я горжусь тем, что удивительные люди, пережившие все тяготы войны, есть в нашем селе. Это счастье, что мы имеем возможность лично услышать их рассказ. У нас в гостях присутствует __________________(приглашён на мероприятие труженик тыла или ветеран Великой Отечественной войны). В годы войны она находилась на оккупированной территории. О тяготах выпавших на её долю, о том, что ей пришлось пережить в годы войны расскажет сам(а0__________________( приглашённый ветеран).

Вед. Простите нас! Мальчишки и девчонки военных лет! Мы не назвали многие и многие ваши имена, но вы продолжаете жить в книгах, в сердцах людей. Во время второй мировой войны погибло 13 млн. детей.

Чтец. Юные погибшие герои.

Юными остались вы для нас.

Мы – напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Вед. Тихо, ребята, минута молчания

Память героев почтим.

Их голоса тоже когда- то звучали,

По утрам они солнце встречали

Сверстники ваши почти.

(в зале свечи, звук метронома)

Вед. На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его в тревожное время? Как сохранить его душу и жизнь? А вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее? Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитые с не незаплетёнными косичками? И чтобы детство никогда больше не называлось войной?

Чтец. Пусть дети повсюду встречают рассвет

Улыб кою ясной, спокойной.

Давайте же скажем все вместе нет!

Вместе НЕТ! НЕТ!! НЕТ!!

Чтец. Нет грабительским войнам.

(плакаты в руках)

1 чтец. Я нарисую яркое солнце.

2 чтец. Я нарисую синее небо.

3 чтец. Я нарисую свет в оконце

4 чтец. Я нарисую колосья хлеба

5-6 чтец. Мы нарисуем осенние листья

Школу, ручей, друзей беспокойных

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

Вед. Помните рисунки выше,

Чтобы все их видеть могли.

Чтобы всем был сегодня слышен

Голос юных граждан земли.

( исполнение песни «Солнечный круг» 1 куплет)