СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи и содержание обучения монологической речи дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие связной речи является важнейшим условием полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей, а так же одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению.

Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Монологическая речь (монолог) определяется в психологии речи и психолингвистике как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности (А.Г. Зикеев, И.А. Зимняя и др.).

Просмотр содержимого документа
«Задачи и содержание обучения монологической речи дошкольников»

«Задачи и содержание обучения монологической речи дошкольников » Учитель-логопед: Волкова Е. В.

«Задачи и содержание обучения монологической речи дошкольников »

Учитель-логопед:

Волкова Е. В.

Развитие связной речи является важнейшим условием полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей, а так же одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению. Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Монологическая речь (монолог)  определяется в психологии речи и психолингвистике как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности (А.Г. Зикеев, И.А. Зимняя и др.).
  • Развитие связной речи является важнейшим условием полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей, а так же одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению.
  • Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
  • Монологическая речь (монолог) определяется в психологии речи и психолингвистике как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности (А.Г. Зикеев, И.А. Зимняя и др.).
Особенности связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи  Отсутствие четкости, последовательности изложения;  ошибки языкового оформления;  бедность и однообразие используемых средств фразовой речи;  трудности программирования содержания речевого высказывания.

Особенности связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи

  • Отсутствие четкости, последовательности изложения;
  • ошибки языкового оформления;
  • бедность и однообразие используемых средств фразовой речи;
  • трудности программирования содержания речевого высказывания.
Использование моделирования для развития монологической речи Моделирование  – исследование каких-либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей. Модель – это любой условный образ (изображение, схема, чертеж, план) какого-либо процесса или явления, используемый в качестве заместителя.  Наглядное моделирование – это отображение главных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Оно осуществляется с помощью: опорных схем, мнемотаблиц, пиктограмм, предметных картинок. Модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Использование моделирования для развития монологической речи

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей.

Модель – это любой условный образ (изображение, схема, чертеж, план) какого-либо процесса или явления, используемый в качестве заместителя.

Наглядное моделирование – это отображение главных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Оно осуществляется с помощью: опорных схем, мнемотаблиц, пиктограмм, предметных картинок. Модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Предметная модель физическая конструкция предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. физическая конструкция предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. Предметно-схематическа я выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков, схем. выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков, схем. Графическая модель графики, формулы, схемы, пиктограммы. графики, формулы, схемы, пиктограммы. В дошкольном обучении применяют три вида моделей:

Предметная модель

  • физическая конструкция предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов.
  • физическая конструкция предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов.

Предметно-схематическа я

  • выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков, схем.
  • выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков, схем.

Графическая модель

  • графики, формулы, схемы, пиктограммы.
  • графики, формулы, схемы, пиктограммы.

В дошкольном обучении применяют три вида моделей:

Этапы моделирования:  Использование готового символа или модели. (На этом этапе педагог демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.) Составление моделей и схем детьми совместно с педагогом. Самостоятельное использование моделей и схем для составления связного монологического высказывания.

Этапы моделирования:

  • Использование готового символа или модели. (На этом этапе педагог демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.)
  • Составление моделей и схем детьми совместно с педагогом.
  • Самостоятельное использование моделей и схем для составления связного монологического высказывания.
Пересказ Описательный рассказ Творческий рассказ Метод наглядного моделирования Составление рассказов по картине и серии сюжетных картин Составление рассказа из личного опыта

Пересказ

Описательный рассказ

Творческий рассказ

Метод наглядного моделирования

Составление рассказов по картине и серии сюжетных картин

Составление рассказа из личного опыта

Модель сериационного ряда

Модель сериационного ряда

Модель двигательного ряда

Модель двигательного ряда

Совмещение двигательного и сериационного ряда при рассказывании сказки «Репка»

Совмещение двигательного и сериационного ряда при рассказывании сказки «Репка»

 1 способ  2 способ

1 способ

2 способ

Наглядная схема для пересказа русской народной сказки «Маша и медведь»

Наглядная схема для пересказа русской народной сказки «Маша и медведь»

Сенсорно-графическая схема В.К. Воробьевой

Сенсорно-графическая схема В.К. Воробьевой

Схема описания и сравнения времен года Т.А. Ткаченко

Схема описания и сравнения времен года Т.А. Ткаченко

Мнемотаблица для составления рассказа-описания о животном

Мнемотаблица для составления рассказа-описания о животном

Сравнительное описание предметов

Сравнительное описание предметов

Использование наглядного моделирования в процессе обучения составлению рассказов по сск

Использование наглядного моделирования в процессе обучения составлению рассказов по сск

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание