Развитие связной речи является важнейшим условием полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей, а так же одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению.
Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Монологическая речь (монолог) определяется в психологии речи и психолингвистике как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности (А.Г. Зикеев, И.А. Зимняя и др.).
Просмотр содержимого документа
«Задачи и содержание обучения монологической речи дошкольников»
«Задачи и содержание обучения монологической речи дошкольников »
Учитель-логопед:
Волкова Е. В.
- Развитие связной речи является важнейшим условием полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей, а так же одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению.
- Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
- Монологическая речь (монолог) определяется в психологии речи и психолингвистике как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности (А.Г. Зикеев, И.А. Зимняя и др.).
Особенности связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи
- Отсутствие четкости, последовательности изложения;
- ошибки языкового оформления;
- бедность и однообразие используемых средств фразовой речи;
- трудности программирования содержания речевого высказывания.
Использование моделирования для развития монологической речи
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей.
Модель – это любой условный образ (изображение, схема, чертеж, план) какого-либо процесса или явления, используемый в качестве заместителя.
Наглядное моделирование – это отображение главных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Оно осуществляется с помощью: опорных схем, мнемотаблиц, пиктограмм, предметных картинок. Модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Предметная модель
- физическая конструкция предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов.
- физическая конструкция предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов.
Предметно-схематическа я
- выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков, схем.
- выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков, схем.
Графическая модель
- графики, формулы, схемы, пиктограммы.
- графики, формулы, схемы, пиктограммы.
В дошкольном обучении применяют три вида моделей:
Этапы моделирования:
- Использование готового символа или модели. (На этом этапе педагог демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.)
- Составление моделей и схем детьми совместно с педагогом.
- Самостоятельное использование моделей и схем для составления связного монологического высказывания.
Пересказ
Описательный рассказ
Творческий рассказ
Метод наглядного моделирования
Составление рассказов по картине и серии сюжетных картин
Составление рассказа из личного опыта
Модель сериационного ряда
Модель двигательного ряда
Совмещение двигательного и сериационного ряда при рассказывании сказки «Репка»
1 способ
2 способ
Наглядная схема для пересказа русской народной сказки «Маша и медведь»
Сенсорно-графическая схема В.К. Воробьевой
Схема описания и сравнения времен года Т.А. Ткаченко
Мнемотаблица для составления рассказа-описания о животном
Сравнительное описание предметов
Использование наглядного моделирования в процессе обучения составлению рассказов по сск
Спасибо за внимание