СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи на определение координат

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка задач и интересных заданий на определение географических координат. Материал поможет при организации закрнпления материала

Просмотр содержимого документа
«Задачи на определение координат»

3. Игра: “Найди меня”

Ответы по каждому заданию команды записывают на листочках, на которых написаны названия команд. Задания, проверяются и оцениваются.

1) На каком транспорте сухопутном или морском вы будете приближаться ко мне, если я нахожусь в точке с координатами 30° южной широты и 70° восточной долготы. (Индийский океан - на морском транспорте).
2) Я сейчас нахожусь на замечательном объекте, который открыл английский путешественник Давид Ливингстон в 1856 году. Найдите его на карте по координатам 18° южной широты 26° восточной долготы. На каком материке он находится? (Водопад Виктория – в Африке).
3) До какого океана я быстрее доберусь, если мои координаты 3° южной широты 37° восточной долготы. (Вулкан Килиманджаро в Африке – до Индийского океана).

4. Игра с тестами “Определи географический объект по географическим координатам”

Каждая команда получает одно тестовое задание, где из четырёх ответов выбирает один правильный (1 минута.).

Задание 1. “28 января 1820 года вблизи 70° ю.ш. и 2° з.д. с обоих судов была замечена земля” - так писал об этом событии М. П. Лазарев. Какая земля была открыта в этот день?

Варианты ответов:

А. Новая Гвинея.
Б. Новая Зеландия.
В. Куба.
Г. Антарктида.

Задание 2. 10 января 1821 года русская экспедиция на судах “Восток” и “Мирный” открыла остров с координатами 69° ю.ш. и 91° з.д. Это был остров:

Варианты ответов:

А. Врангеля.
Б. Петра I.
В. Тасмания.
Г. Мадагаскар.

Задание 3. Потерпевший кораблекрушение герой романа Ж. Верна капитан Гранд сумел добраться до острова, координаты которого: 37° ю.ш. и 153° з.д. Это был остров:

Варианты ответов:

А. Петра I.
Б. Табор.
В. Шри-Ланка.
Г. Сахалин.

Задание 4. Лёгкое парусное судно в Индийском океане терпит бедствие. Его координаты 10° ю.ш. и 60° в.д. На берегу, какого материка радисты первыми услышат сигнал SOS?

Варианты ответов:

А. Африки.
Б. Евразии.
В. Австралии.
Г. Южной Америки.

Задание 5. Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают другим названием. Как называется этот остров на карте, если его координаты: 27° ю.ш. и 109° з.д.

Варианты ответов:

А. Пасхи.
Б. Гренландия.
В. Петра I.
Г. Мадагаскар.

Ответы.

Задание 1. Г. Антарктида.

Задание 2. Б. Остров Петра I.

Задание 3. Б. Остров Табор.

Задание 4. А. Африка.

Задание 5. А. Остров Пасхи.

Команды зачитывают ответы. В случае неверного ответа, другие команды его исправляют.

5. Игра “ Определи координаты своего населённого пункта”

Каждая команда по контурным картам для 6 класса, где нанесён город Юрга, в течение одной минуты определяет его географические координаты.

6. Игра “Определи направление движения”

Команды получает одно задание на определение направлений по карте (время 1 минута). Представитель от каждой команды называет ответ и показывает направление движения по карте полушарий или по физической карте России.

Задание 1. В каком направлении течёт река Нил в Африке? (С юга на север).

Задание 2. В каком направлении необходимо двигаться кораблю от острова Мадагаскар, чтобы попасть в Индию? (С юго-запада на северо-восток).

Задание 3. В каком направлении протянулись Уральские горы? (С севера на юг).

Задание 4. В каком направлении течёт река Амазонка в Южной Америке? (С запада на восток).

Задание 5. В каком направлении нужно лететь самолёту, из города Москвы в Пекин? (С северо-запада на юго-восток).

Ведущий: «Ваши корабли находятся в городе Санкт-Петербург. Отметьте на контурной карте этот город и определите координаты». Команда, выполнившая задание первой, получает 1 балл.

Ведущий: «Ваш путь лежит из Орла. Его координаты 55 с.ш. 37 в.д. Отметьте город на контурных картах и определите расстояние от Орла до Санкт-Петербурга». Команда, выполнившая задание первой, получает 1 балл.

Ведущий: «Корабли вышли в океан и должны взять курс на остров Сокровищ. Определите по карте, в каком направлении поплывут наши корабли, а также вычислите азимут движения». Команда, выполнившая задание первой, получает 1 балл.

Ведущий: « А тем временем в Атлантике разыгрался шторм. Океан швырял корабль из стороны в сторону и так потрепал его, что пришлось встать на ремонт. А пока корабль ремонтируют, команда разгадывает кроссворды».

Задание № 2 (см. приложение). Команда, выполнившая задание первой, получает 1 балл.
Ведущий: «В рубке радиста запела морзянка. Это же сигнал СОС! Однако сигнал нечеткий и где находится команда, попавшая в беду, мы не знаем. Но сможем узнать, если расшифруем письмо».
Задание № 3 (см. приложение). Команда, выполнившая задание первой, получает 1 балл.
Ведущий: « Остров совсем рядом, да вот беда: на горизонте внезапно появился корабль с «Веселым Роджером» на мачте. Пираты! А это значит – неизбежна перестрелка».
Задание № 4 (см. приложение). За каждый правильный ответ – 1 балл.

Ведущий: « И вот впереди желанный остров. Определите по плану, где закопан клад.
На какой высоте он находится?
С какой стороны вам легче будет подняться на вершину холма?
Что вы встретите на пути, если будете двигаться с юга на север?
С запада на восток?»
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ведущий: « Итак, сокровище в ваших руках. Конечно же, это знание карты. Пусть это малая часть тех сокровищ, которые вам дает география, но ведь впереди еще целые моря приключений и океаны труда».
3. Подведение итогов. Оценки за урок.


Задание № 1. Расшифруй записку.

Расшифруй письмо.
Я, йыратс тарип сноБ, яувтсвуч дереп йомеунимен йеовс йоничнок яинезыргу итсевос, юащеваз иовс ащиворкос умот, отк тедйан утэ уксипаз. Далк тыраз ан евортсо, мещюеми ытанидроок 22 ш.с., 65 д.з. аН угереб авортсо тетсар оверед, в елпуд огороток – атрак. ИдйаН ее и ащиворкос иовт.

Задание № 3. Прочитай письмо.

Прочитай письмо.
Трехмачтовое судно «Чайка» из г……………………., координаты которого 22 ю.ш., 44 з.д., направлялось в г…………….. с координатами 52 с.ш. 0 д. Судно пересекло ………………….океан, но 17 октября 2010 года потерпело крушение около…………………..
полуострова. Координаты места крушения 40 с.ш. 10 з.д. Матросы и капитан высадились на необитаемый остров. Придите им на помощь или они погибнут.

Задание №4. Вопросы для перестрелки:


Что называется масштабом?
Окружность Земли?
Кем была открыта Америка?
Кем была открыта Антарктида?
Что такое план местности?
Каким бывает масштаб?
Что такое меридиан?
Что называют географической картой?
Что такое параллель?
Кто открыл Тихий океан?
Что такое азимут?
Что такое рельеф?

Что такое абсолютная высота?
Что такое относит. высота?
Что называют градусной сеткой?
Какой может быть долгота?
Какова длина меридиана в километрах?
Что такое географические координаты?
Какой может быть широта?
Назовите географическую широту северного полюса?
Что такое глобус?

В каком месте Земли должен находится человек, если взглянув в любую сторону, он смотрел бы только на север.

Назовите материки планеты


Нам под ответственность дана

И вся Земля, и вся страна,

Страна возможностей гигантских,

Страна просторов океанских,

Страна Семеновых-Тяньшанских,

Бергов, Пржевальских,

Воейковых, Шокальских,

Страна, в которой быть, друзья,

Плохим географом нельзя!

Ю. Ефремов

Уважаемые ребята! Мы с вами изучили первую тему « План и карта « и сегодня на уроке, обобщая знания по данной теме, должны сделать вывод, каким географом будет каждый из вас для страны.

На урок я пришла не одна, а с учениками 10 класса. Они будут помогать мне на уроке-игре.

1.1. И так игра начинается. Я вам – загадку, а вы мне отгадку.

(за правильный ответ – жетон)

Географические загадки

1.Поэт П. Богданов пишет:

Ни разу не был я на океане

Мне даже не представить никогда,

Что на каком-то там меридиане

От полюса до полюса вода!

Существует ли такой? (нет)



2.Они все длинные—предлинные,

И словно режут шар земной на дольки апельсиновые.

(меридианы)

3. Мы знаем эту линию

То черную, то синюю.

На карте эта линия очень нам нужна,

Чтоб нам не спутать вдруг, где там север, где там юг.

(экватор)



4.Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

(географическая карта)



5.Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг?

(северный полюс)



6.Сколько существует полюсов, через которые условно проходит земная ось?

(два)



7.По стране в поход идем,

Друга мы с собой берем.

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута отклониться.

Нам покажет верный друг

Путь на север, путь на юг.

(компас)



8.Иди, иди,

А конца не найдешь.

(земной шар)



9.Невидимкой по Земле бегу

От одного брата к другому.

Дорогу путнику

«север—юг» показываю.

(меридиан)



10.Виден край, да не дойдешь (горизонт)



11.Есть на земном шаре точка, координаты которой 0?

(пересечение экватора с нулевым меридианом)

12.К этому месту можно подойти только с севера. Где и как называется?

(Южный полюс)



13.Назвать материк, который пересекают все меридианы Земли.

(Антарктида)



14.Как измерить расстояние нотами? (милями)



15. В трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» есть такая сцена. Царь Борис входит к своим детям и застает сына Федора за черчением. На вопрос отца: «а ты, мой сын, чем занят? Это что?»- Федор отвечает:

Чертеж земли Московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса,

А вот Сибирь.

Чем занимался Федор? Как называется этот чертеж?

(географическая карта)



16.Я – звезда мореходов,

Древний маяк небес.

Я вела аргонавтов

Волнам наперерез.

Я помогала Колумбу

И его кораблям.

Тезка мой – Марко Поло

Верил моим огням.

Свет мой искали в небе

Нельсон и Магеллан,

И желторотый юнга,

И седой капитан.

О какой звезде говорится в стихотворении? Какие еще «небесные маяки» вы знаете?

(Полярная звезда, солнце)

Разминка закончилась. И мы сейчас обратим внимание на доску. Внимательно прочитайте написанные слова и подумайте, что они означают. Да, это понятия и термины по теме «План местности». Я провожу географический диктант.

1.2. Диктант (запись на доске):

1.Ориентирование

2.Компас

3.Азимут

4.Север

5.Восток

6.Рулетка

7.Масштаб

8.Полюс

9.Горизонт

10.Съемка

Последовательность диктовки

1.Угол на местности, образуемый направлением на север и направлением на выбранный предмет. 2.Сторона горизонта, имеющая азимут 90 3.Прибор для ориентирования 4.Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане 5.Точка, из которой проводится визирование на местные предметы при полярной съемке плана местности 6.Направление на Полярную звезду 7.Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности на ровном месте 8.Умение определять стороны горизонта на местности 9.Работа по составлению плана местности 10.Прибор для измерения расстояния

Ключ для проверки: 3, 5, 2. 7, 8, 4, 9, 1, 10, 6