Просмотр содержимого документа
«Задачи на развитие функциональной математической грамотности»
Задачи на развитие функциональной математической грамотности
Оксана Юрьевна БУСОВА,
учитель математики МБОУ «Школа №144 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Казани
Столяров Николай Георгиевич
В 2023году наша страна отмечала 78 –летие со дня Победы в Великой Отечественной Войне. 26 казанцев, удостоены звания Героя Советского Союза. В Кировском районе нашего города одна из улиц, длиной 561м, названа в честь Николая Георгиевича Столярова, советского пилота штурмовика Ил-2, командира 667 звена штурмового авиационного полка, дважды Героя Советкого Союза.
На войну Н.Г. Столяров попал 20-летним юношей. Уже через год стал командиром 667 звена штурмового авиационного полка. Во время Великой Отечественной Войны Николай Столяров совершил 186 боевых вылетов в результате которых были уничтожены 52 танка и другая военная техника. Самолет Ил-2 был оснащен двумя пушками ШВАК, две пушки ВЯ-23 и два пулемета ШКАС. Всего было 4600 снарядов
Задача 1.
Оцените потери вражеских автомашин, самолетов и артиллерийских батарей, танков, если автомашин было уничтожено в 4 раза больше, чем танков, вражеских самолетов н
чем танков и в 3 раза меньше, чем артиллерийских батарей.
Решение:
52·4=208(шт)-автомашин;
52-44=8(шт) – самолетов;
8·3=24(шт) –артиллерийских батарей;
208+8+24+52=292(шт).
Ответ: 292
Задача 2.
Число снарядов в пушке ШВАК относится к числу снарядов в пушке ВЯ и к числу снарядов в пулемете, как 5:3:15. Сколько боевых снарядов было в каждой пушке и в пулемете? Выберите правильный ответ.
1000; 600; 3000.
500; 300; 1500.
200; 600;30000
Решение:
(5+3+15)*2=46 – частей всего
4600:46=100 (снарядов) -1 часть
5·100=500(с)-в одной пушке ШВАК
3·100=300(с) – в одной пушке ВЯ;
15·100=1500(с) в одном пулемете.
Ответ: 2
Задача 3.
Масштаб карты 1:3000. Каким отрезком будет изображена улица им. Н.Г. Столярова на карте? Уместиться ли на одной странице тетради?
Решение:
56100:3000=18,7(см).
Ответ:18,7; нет.
Задание 1. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область: изменение и зависимости Компетентностная область: применять Контекст: образовательный Уровень сложности: средний Формат ответа: задание с кратким ответом Объект оценки: извлекать информации из текста, вычислять |
Задание 2. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область: изменение и зависимости Компетентностная область: применять Контекст: образовательный Уровень сложности: средний Формат ответа: задание с выбором ответа Объект оценки: вычислять отношение величин (задачи на части) |
Задание 3. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область: пространство и форма Компетентностная область: формулировать, оценивать Контекст: образовательный Уровень сложности: средний Формат ответа: задание с кратким ответом Объект оценки: вычислять масштаб |
Михаил Петрович Девятаев
Герой Советского Союза, летчик-истребитель - Михаил Петрович Девятаев. Хорошо известен его подвиг. Он и еще девять его товарищей бежал на немецком самолете из фашистского плена. И не просто из плена, а из лагеря смертников с острова Узедом. Но мало, кто знает, что признание соотечественников и заслуженную Золотую Звезду Героя Советского Союза Михаил Девятаев получил далеко не сразу.
Задача 1. Во время Великой Отечественной войны Девятаев служил командиром звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка. Позывной – «мордвин». В общей сложности Гвардии старший лейтенант Девятаев сбил в воздушных боях девять вражеских самолетов. Упростите выражения, и разгадайте кроссворд.
1 | 7x2·5x2·6x3= | 2 | -5a2b·(-6ab2)= | 3 | 54c2d2f3·cd3f= | 4 | 10m·5n·2g= | 5 | -(-5a3x2)3= | 6 | 0,2c2d·5,4c3d3= | 7 | (-10x2y4)5= | 8 | -17x2y·(-2x2y2)= | 9 | -b3·0,5b2= | 10 | (-0,2c3d)4= | -0,5b5 | Летчик |
34x5y3 | Самолет |
-105x10y20 | Война |
1,08c5d4 | Вера |
100mng | Риск |
54c3d5f4 | Герой |
125a9x6 | Мужество |
30a3b3 | Бомбардировка |
210x7 | Небо |
0,8c12d4 | Девятаев |
| | | 1 Н | Е | 2 Б | О | | | | | | | |
| | | | | О | | | | | | | | |
| | | | | 5 М | У | Ж | Е | С | Т | В | О | |
| 3 Г | | | | Б | | | | | | | | |
10 Д | Е | В | Я | Т | А | Е | 6 В | | | | | | |
| Р | | | | Р | | Е | | | | | | |
| О | | | | Д | | Р | | | | | | |
| Й | | | | И | | А | | | | | | |
| | | | | Р | | | 8 С | | | | | |
| | | | 7 В | О | Й | Н | А | | | | | |
| | | | | В | | | М | | | | | |
| | 4 Р | И | С | К | | | О | | | | | |
| | | | | А | | | 9 Л | Ё | Т | Ч | И | К |
| | | | | | | | Ё | | | | | |
| | | | | | | | Т | | | | | |
Задача 2.
Известно, что команда Девятаева бежала из плена на бомбардировщике «Heinkel He 111». Его конструкторами были Siegfried и Walter Gunter. На чертеже, масштабом 1:4, расстояние от одного конца крыла до конца крыла другого равно 6 см. Оцените длину самолёта, если она составляет ¾ от размаха крыльев.
Решение
1)6×4=24 (м) – размах крыльев
2) (24:4)·3=18 (м)
Ответ: 18 м
Задача 3.
Улица Девятаева начинается у центрального вокзала, и заканчивается у Казанского речного порта. Её протяжённость составляет 600 м. На конце улицы располагается парк Стадион Водник. Ближайшая автобусная остановка находится примерно в 80 метрах от Стадиона Водника. Парк входит в улицу Девятаева. Известно, что его ширина относится к длине улицы Девятаева как 1:5. За какое время можно пересечь улицу Девятаева от самого начала, до остановки, если идти со скоростью 4км/ ч?
Решение:
1) 600:5=120(м) - ширина парка
2)600-(120+80)=400(м)- длина без парка и остановки
3)0,4:4=0,1(ч)= 6 (мин)
Ответ: за 6 минут
Задание 1. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область: изменение и зависимости Компетентностная область: применять Контекст: образовательный Уровень сложности: средний Формат ответа: задание с кратким ответом Объект оценки: извлекать информации из текста, вычислять |
Задание 2. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область: изменение и зависимости Компетентностная область: применять Контекст: образовательный Уровень сложности: средний Формат ответа: задание с развернутым ответом Объект оценки: вычислять отношение величин (задачи на части) |
Задание 3. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область: пространство и форма Компетентностная область: формулировать, оценивать Контекст: образовательный Уровень сложности: средний Формат ответа: задание с развернутым ответом Объект оценки: вычислять масштаб |