Предмет | Математика | Класс | 5 |
Тема урока | Задачи на совместную работу. |
Тип урока | Приобретение новых знаний. |
Цели | Сформировать способность к решению задач на совместную работу, повторить и закрепить действия с натуральными числами. Расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры. Содействовать развитию активности, мобильности, умению слушать, формированию интереса к математике и повышению общей культуры. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать. | Обучающиеся должны объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, понимать и осознавать социальную роль ученика; проявлять положительное отношение к урокам математики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности. |
Организационная структура урока |
№ | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время |
учителя | учащихся |
1 | Организационный | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | | 1 мин |
2 | Мотивация и актуализация | Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания Регулятивные: целеполагание, планирование, выполняют тренировочное учебное действие Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Устный счет. Запишите ряд, составленный из ответов примеров, и два следующих числа в этом ряду: 210 ׃ 7 | 34·5 | 56 – 8 | 39+ 42 | 25 –90 | 4500 ׃ 50 | · 20 | + 190 | ׃ 16 | ׃ 9 | ׃ 40 | · 6 | | - 240 | ׃ 60 | · 80 | · 40 | · 7 | ׃ 27 | | ׃ 18 | · 15 | ׃ 2 | - 40 | + 19 | - 14 | | · 5 | - 58 | - 23 | ׃ 5 | · 2 | · 16 | | ? | ? | ? | ? | ? | ? | | Ответ: 100, 32, 97, 64, 94, 96, 91, 128, …
| Выполняют задания, анализируя и сравнивания предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания. | | 5 мин |
3 | Приобретение новых знаний | Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
| Рассмотрим с учениками старинную задачу из математической рукописи XVII века: « Два плотника рядились двор ставить. И говорит первый: - Только бы мне одному двор ставить, то я бы поставил за 3 года. А другой молвил: - Я бы поставил его в шесть лет. Оба решили сообща ставить двор. Сколько долго они ставили двор?» Возникшее затруднение, связано с тем, что при совместной работе складываются не время работы, а часть работы, которую делают ее участники за единицу времени (год, месяц, день, час и т.д.), а вся выполняемая работа принимается за 1 – «целое». Поэтому для продолжения решения данной задачи целесообразно задать ребятам наводящие вопросы: Какую часть работы сделает первый плотник за год? 1 ׃ 3 = (двора) Какую часть работы сделает второй плотник за год? 1 ׃ 6 = (двора) Какую часть работы сделают оба плотника вместе за год? (двора) За сколько времени сделают они всю работу, если будут работать совместно? 1 ׃ = 2 (года) Ответ: Два плотника поставят двор, работая вместе за 2 года. Задача 2. Для выравнивания дороги поставлены две грейдерные машины различной мощности. Первая машина может выполнить всю работу за 36 дней, а вторая – 45 дней. За сколько дней выполнят всю работу обе машины, работая совместно? 1) 1 ׃ 36 = (дороги) – первая машина за 1 день 2) 1 ׃ 45 = (дороги) – вторая машина за 1 день 3) (дороги) – вместе обе машины за 1 день 4) 1 ׃ (дней) – выполнят работу машины, работая совместно Ответ: за 20 дней. Схема решения задач на совместную работу: Какую часть работы выполнит первый объект за единицу времени? Какую часть работы выполнит второй объект за единицу времени? Какую часть работы выполнят оба объекта вместе за единицу времени? За сколько времени выполнят они всю работу, если будут работать совместно? | Обсуждают решение задачи. Сталкиваются с затруднением
Разбирают решение задачи
Один ученик у доски, остальные решают на местах.
Записываю схему
| | 15 мин |
4 | Закрепление знаний и навыков | Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге. | № 955 (а) Решение: 1/3 наполняет первая труба за 1 час 1/6 наполняет вторая труба за 1 час 1/3+1/6=2/6+1/6=3/6=1/2 вместе за 1 час. № 958 Решение: 1/30 уткам на 1 день 1/45 гусям на 1 день 1/30+1/45=3/90+2/90=5/90=1/18 на 1 день уткам и гусям 1: 1/18= 18 дней № 960 Решение: 1/6 - совместная работа за час 1/10 – работа за час 1-го тракториста. 1/6-1/10=10/60-6/60=4/60=1/15 за час второй тракторист. 1:1/15= 15 часов. Задача. Школа заказала в швейной мастерской спортивную форму для участников соревнований. Одна швея может выполнить весь заказ за 20 дней, второй для выполнения заказа требуется этого времени, а третьей – в раза больше времени, чем второй. За сколько времени выполнят весь заказ три швеи, работая совместно? 20 · (дней) – вторая масте-кая 12 · (дней) – третья масте-ая 1 ׃ 20 = (заказа) – первая мастерская за 1 день 1 ׃ 12 = (заказа) – вторая мастерская за 1 день 1 ׃ 30 = (заказа) – третья мастерская за 1 день (заказа) – три мастерские вместе за 1 день 1 ׃ (дней) – выполнят заказ три мастерские Ответ: за 6 дней выполнят заказ три мастерские, работая совместно. | 1 ученик выполняет у доски, остальные выполняют самостоятельно, анализируют решение | | 20 мин |
5 | Подведение итогов. Домашнее задание. | Личностные: проводят самооценку Познавательные: сформирован навык для правильного выполнения домашнего задания Коммуникативные: планируют сотрудничество, определяют кому нужна помощь | № 955 (б), 959 Дает краткое пояснение каждого номера домашнего задания.
| Формулируют правило Записывают домашнее задание в дневник, делая необходимые пометки. | | 1 мин |
6 | Рефлексия | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений | Задает вопросы: На уроке - Было трудно … - Было интересно … - Я научился … - Меня удивило | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Выражают свои мысли | | 2 мин |