Подготовка к ЕГЭ 2025 год
задание 11
Базовый уровень
В спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2025 году единого государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ (базовый уровень) в качестве проверяемого результата обучения применительно к заданию 11 указывается « Решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин, использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы ».
Уровень сложности — базовый.
Максимальный балл за выполнение задания — 1.
Примерное время выполнения задания выпускником (мин.) — 11.
От деревянного кубика отпилили все его вершины (см. рис.). Сколько граней у получившегося многогранника (невидимые ребра на рисунке не изображены)?
От деревянного кубика отпилили все его вершины (см. рис.). Сколько граней у получившегося многогранника (невидимые ребра на рисунке не изображены)?
! Сначала вспомним сколько всего граней и вершин у куба: шесть граней и восемь вершин. Теперь на месте каждой вершины образуется новая грань после отпила, значит у модифицированного в задании куба шесть родных граней и восемь новых (после отпила).
Итого получаем: 6 + 8 = 14 граней.
Если бы нас спросили, а сколько вершин у нового «куба». Очевидно, если вместо одной становится три, а их всего восемь, то получаем: 8 • 3 = 24
Ответ: 14.
От деревянной правильной треугольной призмы отпилили все её вершины (см. рис.). Сколько рёбер у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)?
От деревянной правильной треугольной призмы отпилили все её вершины (см. рис.). Сколько граней у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)?
От деревянного кубика отпилили все его вершины (см. рис.). Сколько вершин у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)?
От деревянной правильной пятиугольной призмы отпилили все её вершины (см. рис.). Сколько граней у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)? Ответ. 17.
От деревянной правильной пятиугольной призмы отпилили все её вершины (см. рис.). Сколько ребер у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)? Ответ. 45.
От деревянной правильной пятиугольной призмы отпилили все её вершины (см. рис.). Сколько вершин у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)? Ответ. 30.
От деревянного кубика отпилили все её вершины (см. рис.). Сколько граней у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)? Ответ. 14.
От деревянного кубика отпилили все её вершины (см. рис.). Сколько ребер у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)? Ответ. 36.
От деревянного кубика отпилили все её вершины (см. рис.). Сколько вершин у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)? Ответ. 24.
От деревянной правильной треугольной призмы отпилили все её вершины (см. рис.). Сколько граней у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)? Ответ. 11.
От деревянной правильной треугольной призмы отпилили все её вершины (см. рис.). Сколько ребер у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)? Ответ. 27.
От деревянной правильной треугольной призмы отпилили все её вершины (см. рис.). Сколько вершин у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)? Ответ. 18.
Плоскость, проходящая через точки А, В и С (см рис.), разбивает правильную треугольную призму на два многогранника. Сколько ребер у получившегося многогранника с большим числом вершин?
Плоскость, проходящая через точки А, В и С (см рис.), разбивает правильную треугольную призму на два многогранника. Сколько ребер у получившегося многогранника с большим числом вершин?
Построим сечение, проходящее через точки А, В и С.
Из рисунка видно, что у многогранника
с большим числом вершин 12 ребер.
Плоскость, проходящая через точки A, B и C (см. рисунок), разбивает тетраэдр на два многогранника. Сколько рёбер у получившегося многогранника с большим числом вершин?
Плоскость, проходящая через точки A, B и C (см. рисунок), разбивает тетраэдр на два многогранника. Сколько рёбер у получившегося многогранника с большим числом вершин?
Плоскость отсекает от тетраэдра тетраэдр поменьше с правой нижней вершиной — у него 4 вершины.
У оставшегося же многогранника 6 вершин — 3 от исходного тетраэдра и вершины
Ответ: 6
Плоскость, проходящая через три точки A , B и C , разбивает куб на два многогранника. Сколько граней у многогранника, у которого больше граней ? Ответ . 7.
Плоскость, проходящая через три точки A , B и C , разбивает куб на два многогранника. Сколько ребер у многогранника, у которого больше ? Ответ. 15.
Плоскость, проходящая через три точки A , B и C , разбивает куб на два многогранника. Сколько вершин у многогранника, у которого больше ? Ответ. 10.
Плоскость, проходящая через три точки A , B и C , разбивает куб на два многогранника. Сколько граней у многогранника, у которого меньше граней ? Ответ . 5.
Плоскость, проходящая через три точки A , B и C , разбивает куб на два многогранника. Сколько ребер у многогранника, у которого меньше ? Ответ. 9.
Плоскость, проходящая через три точки A , B и C , разбивает куб на два многогранника. Сколько вершин у многогранника, у которого меньше ? Ответ. 6.
Плоскость, проходящая через три точки A , B и С , разбивает правильную треугольную призму на два многогранника. Сколько рёбер у многогранника, у которого больше вершин? Ответ. 12.
Плоскость, проходящая через три точки A , B и С , разбивает правильную треугольную призму на два многогранника. Сколько граней у многогранника, у которого больше ? Ответ. 6.
Плоскость, проходящая через три точки A , B и С , разбивает правильную треугольную призму на два многогранника. Сколько вершин у многогранника, у которого больше ? Ответ. 8.
Плоскость, проходящая через три точки A , B и С , разбивает правильную треугольную призму на два многогранника. Сколько рёбер у многогранника, у которого меньше ? Ответ. 9.
Плоскость, проходящая через три точки A , B и С , разбивает правильную треугольную призму на два многогранника. Сколько граней у многогранника, у которого меньше ? Ответ. 5.
Плоскость, проходящая через три точки A , B и С , разбивает правильную треугольную призму на два многогранника. Сколько вершин у многогранника, у которого меньше ? Ответ. 6.
Плоскость, проходящая через точки A , B и C (см. рис.), разбивает тетраэдр на два многогранника. Сколько рёбер у получившегося многогранника с большим числом вершин?
Ответ. 9.
Плоскость, проходящая через точки A , B и C (см. рис.), разбивает тетраэдр на два многогранника. Сколько вершин у получившегося многогранника с большим ?
Ответ. 6.
Плоскость, проходящая через точки A , B и C (см. рис.), разбивает тетраэдр на два многогранника. Сколько граней у получившегося многогранника с большим ?
Ответ. 5
Плоскость, проходящая через точки A , B и C (см. рис.), разбивает тетраэдр на два многогранника. Сколько вершин у получившегося многогранника с меньшим ? Ответ. 4.
Плоскость, проходящая через точки A , B и C (см. рис.), разбивает тетраэдр на два многогранника. Сколько ребер у получившегося многогранника с меньшим ?
Ответ. 6.
Плоскость, проходящая через точки A , B и C (см. рис.), разбивает тетраэдр на два многогранника. Сколько граней у получившегося многогранника с меньшим ?
Ответ. 4.
Даны две коробки, имеющие форму правильной четырёхугольной призмы. Первая коробка в четыре с половиной раза выше второй, а вторая втрое шире первой. Во сколько раз объём первой коробки меньше объёма второй?
Даны две коробки, имеющие форму правильной четырёхугольной призмы. Первая коробка в четыре с половиной раза выше второй, а вторая втрое шире первой. Во сколько раз объём первой коробки меньше объёма второй?
! Алгоритм выполнения:
- Записать формулу, для вычисления объема правильной четырехугольной призмы.
- Записать в общем виде формулу для нахождения объема в первом и втором случае.
- Найти отношение объемов.
- Преобразовать полученное выражение с учетом соотношения измерений первой и второй призмы.
- Сократить получившуюся дробь.
Даны две коробки, имеющие форму правильной четырёхугольной призмы. Первая коробка в четыре с половиной раза выше второй, а вторая втрое шире первой. Во сколько раз объём первой коробки меньше объёма второй?
V 1 = a 1 · b 1 · c 1
V 2 = a 2 · b 2 · c 2
Найдем отношение объемов.
V 1 / V 2 = (a 1 · b 1 · c 1 )/ ( a 2 · b 2 · c 2 )
По условию c 1 = 4,5 c 2 (первая коробка в четыре с половиной раза выше второй),
b 2 = 3 b 1 (вторая коробка втрое шире первой).
Так как это правильные четырехугольные призмы, то в основании лежит квадрат, а значит глубина второй коробки тоже втрое больше глубины первой, то есть a 2 = 3 a 1
Подставим эти выражения в формулу отношения объемов:
V 1 / V 2 = (a 1 · b 1 · c 1 )/ ( a 2 · b 2 · c 2 ) = (a 1 · b 1 · 4,5c 2 )/ ( 3a 1 · 3b 1 · c 2 ) = (a 1 · b 1 · 4,5c 2 )/ ( 9a 1 · b 1 · c 2 )
Сократим получившуюся дробь на a 1 · b 1 · c 2 . Получим:
V 1 / V 2 = (a 1 · b 1 · 4,5c 2 )/ ( 9a 1 · b 1 · c 2 ) = 4,5/9 = ½.
Объем первой коробки в 2 раза меньше объема второй.
Ответ: 2.
! Алгоритм выполнения:
- Записать формулу, для вычисления объема правильной четырехугольной призмы.
- Записать в общем виде формулу для нахождения объема в первом и втором случае.
- Найти отношение объемов.
- Преобразовать полученное выражение с учетом соотношения измерений первой и второй призмы.
- Сократить получившуюся дробь.
В бак, имеющий форму прямой призмы, налито 5 л воды. После полного погружения в воду детали уровень воды в баке поднялся в 1,4 раза. Найдите объем детали. Ответ дайте в кубических сантиметрах, зная, что в одном литре 1000 кубических сантиметров.
В бак, имеющий форму прямой призмы, налито 5 л воды. После полного погружения в воду детали уровень воды в баке поднялся в 1,4 раза. Найдите объем детали. Ответ дайте в кубических сантиметрах, зная, что в одном литре 1000 кубических сантиметров.
! Алгоритм выполнения
- Вводим обозначения для объема до погружения детали и после. Пусть это будет соответственно V 1 и V 2 .
- Фиксируем значение для V 1 . Выражаем V 2 через V 1 . Находим значение V 2 .
- Переводим результат, полученный в литрах, в куб.см.
В бак, имеющий форму прямой призмы, налито 5 л воды. После полного погружения в воду детали уровень воды в баке поднялся в 1,4 раза. Найдите объем детали. Ответ дайте в кубических сантиметрах, зная, что в одном литре 1000 кубических сантиметров.
Объем бака до погружения V 1 =5 (л).
Т.к. после погружения детали объем стал равным V 2 . Согласно условию, увеличение составило 1,4 раза, поэтому V 2 =1,4 V 1 .
Отсюда получаем: V 2 =1,4·5=7 (л).
Т.о., разница объемов, которая и составляет объем детали, равна:
V 2 –V 1 =7–5=2 (л).
2 л=2·1000=2000 (см 3 ).
! Алгоритм выполнения
- Вводим обозначения для объема до погружения детали и после. Пусть это будет соответственно V 1 и V 2 .
- Фиксируем значение для V 1 . Выражаем V 2 через V 1 . Находим значение V 2 .
- Переводим результат, полученный в литрах, в см 3 .
Вода в сосуде, имеющем форму правильной четырёхугольной призмы, находится на уровне h=45 см. На каком уровне окажется вода, если её перелить в другой сосуд, имеющий форму правильной четырёхугольной призмы, у которого сторона основания втрое больше, чем у данного? Ответ дайте в сантиметрах.
Вода в сосуде, имеющем форму правильной четырёхугольной призмы, находится на уровне h=45 см. На каком уровне окажется вода, если её перелить в другой сосуд, имеющий форму правильной четырёхугольной призмы, у которого сторона основания втрое больше, чем у данного? Ответ дайте в сантиметрах.
Объём воды можно вычислить по формуле V=S×h, где S- площадь основания призмы. Так как объём не изменится, а площадь основания увеличится 3 ×3=9 раз, то высота уменьшится в 9 раз. Таким образом, вода окажется на уровне 45/9=5 см
В бак, имеющий форму правильной четырехугольной призмы со стороной основания 30 см, налита жидкость. Чтобы измерить объем детали сложной формы, ее полностью погружают в эту жидкость. Найдите объем детали, если после ее погружения уровень жидкости в баке поднялся на 5 см. Ответ дайте в кубических сантиметрах.
В бак, имеющий форму правильной четырехугольной призмы со стороной основания 30 см, налита жидкость. Чтобы измерить объем детали сложной формы, ее полностью погружают в эту жидкость. Найдите объем детали, если после ее погружения уровень жидкости в баке поднялся на 5 см. Ответ дайте в кубических сантиметрах.
Объём детали, погруженной в жидкость, равен объёму вытесненной жидкости. Тогда она равен
Ответ: 4500
В бак, имеющий форму прямой призмы, налито 5 л воды. После полного погружения в воду детали уровень воды в баке поднялся в 1,4 раза. Найдите объём детали. Ответ дайте в кубических сантиметрах, зная, что в одном литре 1000 кубических сантиметров.
Вода в сосуде, имеющем форму правильной четырёхугольной призмы, находится на уровне h = 100 см. На каком уровне окажется вода, если её перелить в другой сосуд, имеющий форму правильной четырёхугольной призмы, у которого сторона основания вдвое больше, чем у данного? Ответ дайте в сантиметрах.
В бак, имеющий форму правильной четырёхугольной призмы, налито 8 л воды. После полного погружения в воду детали уровень воды в баке увеличился в 1,5 раза. Найдите объём детали. Ответ дайте в кубических сантиметрах, зная, что в одном литре 1000 кубических сантиметров.
В бак, имеющий форму правильной четырёхугольной призмы со стороной основания 40 см, налита жидкость. Чтобы измерить объём детали сложной формы, её полностью погружают в эту жидкость. Найдите объём детали, если после её погружения уровень жидкости в баке поднялся на 10 см. Ответ дайте в кубических сантиметрах.
В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает ½ высоты. Объем сосуда 1600 мл. Чему равен объем налитой жидкости? Ответ дайте в миллилитрах.
В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает ½ высоты. Объем сосуда 1600 мл. Чему равен объем налитой жидкости? Ответ дайте в миллилитрах.
! Алгоритм выполнения
- Доказываем, что данные в условии конусы подобны.
- Определяем коэффициент подобия.
- Используя свойство для объемов подобных тел, находим объем жидкости.
В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает ½ высоты. Объем сосуда 1600 мл. Чему равен объем налитой жидкости? Ответ дайте в миллилитрах.
Если рассматривать сечение конуса по двум его противоположно расположенным образующим (осевое сечение), то видим, что полученные таким способом треугольники большого конуса и малого (образованного жидкостью) подобны. Это следует из равенства их углов. Т.е. имеем: у конусов подобны высоты и радиусы основания. Отсюда делаем вывод: т.к. линейные параметры конусов подобны, то и конусы подобны.
В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает ½ высоты. Объем сосуда 1600 мл. Чему равен объем налитой жидкости? Ответ дайте в миллилитрах.
По условию высота малого конуса (жидкости) составляет ½ высоты конуса. Значит, коэффициент подобия малого и большого конусов равен ½.
Применяем свойство подобия тел, которое заключается в том, их объемы относятся как коэффициент подобия в кубе. Обозначим объем большого конуса V 1 , малого – V 2 . Получим:
! Алгоритм выполнения
- Доказываем, что данные в условии конусы подобны.
- Определяем коэффициент подобия.
- Используя свойство для объемов подобных тел, находим объем жидкости.
Поскольку по условию V 1 =1600 мл, то V 2 =1600/8=200 мл.
В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает 12 высоты. Объём сосуда равен 640 мл. Найдите объём налитой жидкости. Ответ дайте в миллилитрах.
В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает 1/2 высоты. Объём сосуда 840 мл. Чему равен объём налитой жидкости? Ответ дайте в миллилитрах.
В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает 1/2 высоты. Объём сосуда 120 мл. Чему равен объём налитой жидкости? Ответ дайте в миллилитрах.
В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает 1/2 высоты. Объём сосуда 1600 мл. Чему равен объём налитой жидкости?
. Ответ: 200.
В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает 1/2 высоты. Объём жидкости равен 30 мл . Найдите объём сосуда . Ответ: 240.
В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает 1/2 высоты. Объём жидкости равен 30 мл. Сколько миллилитров жидкости нужно долить, чтобы наполнить сосуд доверху?
Ответ:210.
Даны два цилиндра. Радиус основания и высота первого цилиндра равны соответственно 4 и 18, а второго – 2 и 3. Во сколько раз площадь боковой поверхности первого цилиндра больше площади боковой
поверхности второго?
Даны два цилиндра. Радиус основания и высота первого цилиндра равны соответственно 4 и 18, а второго – 2 и 3. Во сколько раз площадь боковой поверхности первого цилиндра больше площади боковой
поверхности второго?
! Алгоритм выполнения
- Записываем формулу для определения площади боковой поверхности цилиндра.
- Переписываем ее дважды с использованием соответствующих индексов – для 1-го (большего)
и 2-го (меньшего) цилиндров.
3. Находим отношение площадей. Вычисляем отношения, используя числовые данные из условия.
Даны два цилиндра. Радиус основания и высота первого цилиндра равны соответственно 4 и 18, а второго – 2 и 3. Во сколько раз площадь боковой поверхности первого цилиндра больше площади боковой
поверхности второго?
! Алгоритм выполнения
- Записываем формулу для определения площади боковой поверхности цилиндра.
- Переписываем ее дважды с использованием соответствующих индексов – для 1-го (большего) и 2-го (меньшего) цилиндров.
- Находим отношение площадей. Вычисляем отношения, используя числовые данные из условия.
Вывод: площадь боковой поверхности
1-го цилиндра больше в 12 раз.
Даны два цилиндра. Радиус основания и высота первого цилиндра равны соответственно 2 и 6, а второго – 6 и 4. Во сколько раз объем второго цилиндра больше объема первого?
Даны два цилиндра. Радиус основания и высота первого цилиндра равны соответственно 2 и 6, а второго – 6 и 4. Во сколько раз объем второго цилиндра больше объема первого?
! Алгоритм выполнения
- Записываем формулу для вычисления объема цилиндра.
- Вводим обозначения для радиуса основания и высоты 1-го цилиндра. Выражаем подобным образом аналогичные параметры 2-го цилиндра.
- Формируем формулы для объема
1-го и 2-го цилиндров.
4. Вычисляем отношение объемов.
Даны два цилиндра. Радиус основания и высота первого цилиндра равны соответственно 2 и 6, а второго – 6 и 4. Во сколько раз объем второго цилиндра больше объема первого?
! Алгоритм выполнения
- Записываем формулу для вычисления объема цилиндра.
- Вводим обозначения для радиуса основания и высоты 1-го цилиндра. Выражаем подобным образом аналогичные параметры 2-го цилиндра.
- Формируем формулы для объема
1-го и 2-го цилиндров.
4. Вычисляем отношение объемов.
V 1 =πR 1 2 H 1 ,
V 2 =πR 2 2 H 2 .
Даны две кружки цилиндрической формы. Первая кружка вдвое выше второй, а вторая в четыре раза шире первой. Во сколько раз объём второй кружки больше объёма первой?
Даны два цилиндра. Радиус основания и высота первого цилиндра равны соответственно 4 и 18, а второго - 2 и 3. Во сколько раз площадь боковой поверхности первого цилиндра больше площади боковой поверхности второго цилиндра?
Даны две кружки цилиндрической формы. Первая кружка в четыре раза ниже второй, а вторая в полтора раза шире первой. Во сколько раз объём первой кружки меньше объёма второй?
Домашнее задание:
задания № 11 в сборнике для подготовки к ЕГЭ
варианты 1-10
Спасибо за урок!