Задание 12. Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь в сложных предложениях
9 класс
Автор: Панова Л.Н., учитель русского языка и литературы
Пунктуация в сложносочиненном предложении
РАЗДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами ( и, да в значении и, ни... ни)
Максим тронул вожжи, и бричка с шумом покатила дальше; Накануне свадьбы Верочка была очень грустна, и Степан Петрович тоже упал духом.
Сложносочиненные предложения с противительными союзами ( а, но, да в значении но, однако, зато, а то, не то, а не то)
Софья Кирилловна внезапно засмеялась каким-то резким смехом, а Петр Васильевич так же внезапно поднял голову, подумал и опять принялся курить; Все проходит, да не все забывается.
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами ( или, либо, ли...ли, то... то, то ли... то ли, не то...не то)
Он должен уехать, или я погибла!; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли он не испугался, то ли я был недостаточно убедителен.
- Имейте в виду, что запятая перед союзом «и» не ставится, если есть общий второстепенный член предложения:
где? где?
- В сенях пахло яблоками и висели волчьи шкуры.
Для чего?
- Для счастья людям нужен мир и не нужна война.
Пунктуация в сложноподчиненном предложении
- Сложноподчиненное предложение включает главное и одно или несколько придаточных. Придаточные подчиняются главному предложению и отвечают на вопросы членов предложения. Придаточное может находиться перед главным предложением, быть в середине его (разрывать главное), находиться после главного предложения. Например: Как только он возвратился, он сразу же приступил к работе. Дом, который стоял у оврага, разрушился. Нужно читать те книги, которые учат понимать смысл жизни.
Пунктуация в сложноподчиненном предложении. Типы СПП
ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ
Отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главной части с помощью союзов что, как, будто, как будто, чтобы и союзных слов что, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем.
Плюшкин заключил, что гость был совершенно глуп; Гости слышали, как он заказывал повару обед.
ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
Отвечают на вопрос какой? Относятся к какому-либо одному слову в главной части — существительному, местоимению; идут после определяемого слова. Присоединяются с помощью союзных слов — какой, который, чей, что, где, куда, откуда, когда.
Миллионщик имеет ту выгоду, что может видеть подлость; Уже стул, которым он вздумал было защищаться, был вырван крепостными людьми из рук его
Придаточные обстоятельственные
Придаточные времени относятся ко всей главной части, указывают на время совершения действия, отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Они присоединяются к главной части с помощью союзов когда, как, пока, едва, в то время как, прежде чем, до тех пор как, с тех пор как, после того как.
После того как письмо к Петру было написано, он повеселел; Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его пожитки; Сердце любит до тех пор , пока не истратит своих сил .
Придаточные места указывают на место или направление совершения действия, происходящих событий; отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся к одному слову в главной части — обстоятельству места, часто выраженному местоименным наречием ( там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду)
Впереди, где кончалась роща, стояли березы; Змея махнула мимо заведующего совхозом прямо туда , где была белая кофточка на дороге; Там , где глаз не мог уже отличить в потемках поле от неба, ярко мерцал огонек.
Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины, отвечают на вопросы почему? отчего? Союзы: потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, благодаря тому что, тем более что.
Нас не пускали к ней , потому что она целую неделю была в беспамятстве ; Всякий труд важен, ибо облагораживает человека; Мне грустно, оттого что вы уехали.
Придаточные следствия относятся ко всей главной части, имеют значение следствия, вывода, результата, присоединяются союзом так что. Эти придаточные предложения всегда идут после главной части. Отвечают на вопрос: что стало результатом этого?
Здесь мало солнца, так что цветы тут плохо растут; Он почувствовал себя плохо, так что работу пришлось отложить.
Придаточные условия относятся ко всей главной части, имеют значение условия, отвечают на вопрос при каком условии? Они присоединяются к главной части с помощью союзов если, когда, коли, раз, в случае если.
Если его спросить прямо о чем-нибудь, он никогда не вспомнит; Коли думаешь уехать сегодня, то тебе нужно собираться; Раз вы пришли, то проходите и располагайтесь.
Придаточные цели относятся ко всей главной части, имеют значение цели, отвечают на вопросы зачем? с какой целью? Они присоединяются к главной части союзами чтобы, чтоб, затем чтобы, для того чтобы, дабы.
Ей понадобился платок, чтобы отереть падавшие слезы;
Я стал на стул, чтобы рассмотреть ее лицо; Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно долго готовиться.
Придаточные уступки относятся ко всей главной части, имеют значение уступки (проверяем присоединением к придаточной части «несмотря на»). Они отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? К главной части присоединяются союзами несмотря на то что, хотя, хоть, пусть, пускай и союзными словами кто ни, где ни, какой ни, сколько ни.
Как ни тих был крик, мы все-таки услышали его. Сколько ни ходили и не чернели тучи, видно, не суждено им было собраться в грозу. Пусть говорят, я все равно буду приходить сюда. Какое ни придумай имя, уж непременно найдется в каком-нибудь углу нашего государства... кто-нибудь носящий его.
Придаточные сравнения относятся ко всей главной части, отвечают на вопросы как? подобно чему? Присоединяются союзами как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как. Иногда данные придаточные предложения имеют дополнительный оттенок значения образа действия (каким образом?)
Александр обернулся и вздрогнул, как будто его укусил комар; Море все в живых, белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину; Он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве.
Придаточные меры и степени обозначают меру и степень чего-либо, отвечают на вопрос насколько? до какой степени? как интенсивно? как сильно? Они присоединяются к главной части союзами что, чтобы, как, словно, будто и союзными словами сколько, насколько.
Эти придаточные предложения относятся к словам так, такой, настолько, столь, присутствующим в главной части. Иногда могут содержать дополнительный оттенок значения следствия.
Он поворотился так сильно в креслах, что лопнула шерстяная материя; Поцелуи с обеих сторон были так сильны, что у обоих весь день почти болели передние зубы; Здесь столько блеску, что глаза разбегаются; Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился; Они сделали все так, как мы договорились; Все было устроено таким образом, как мы не могли даже и представить.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
- Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал.
И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.
— Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.
— Это мне Витя подарил,(5) — спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.
- Запятая под номером 3 разделяет части: «Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час» и «но он повернулся и убежал», связанные сочинительной связью.
Запятая под номером 7 разделяет части: «Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю» и «а Витя низко опустил голову», связанные сочинительной связью.
Ответ: 3, 7.
Источник: Открытый банк ФИПИ
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
- Все двинулись к дверям,(1) в классе оставался только Петруха Васильев,(2) который спокойно,(3) ни на кого не обращая внимания,(4) что-то писáл в тетради.
- Запятая под номером 2 разделяет части: «Все двинулись к дверям,(1) в классе оставался только Петруха Васильев» и «который спокойно,(3) ни на кого не обращая внимания,(4) что-то писáл в тетради», связанные подчинительной связью.
- Ответ: 2.
- Источник: Открытый банк ФИПИ
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
- Детство у них давно закончилось,(1) они все сплошь были недоросшие мужики и бабы,(2) и даже те немногие,(3) кого матери отпускали в школу,(4) как будто испытывали неловкость,(5) что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы.
- Запятая под номером 2 разделяет части: «они все сплошь были недоросшие мужики и бабы» и «и даже те немногие...как будто испытывали неловкость», связанные сочинительной связью.
- Запятая под номером 1 не является верным ответом, так как в этом месте связь бессоюзная, а не сочинительная, тут нет союза.
- Ответ: 2.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
- Он,(1) не торгуясь,(2) заплатил тридцать рублей.
- Звали его Трифоном Петровичем. Он был какой-то уютный,(3) весёлый и простой человек,(4) и хозяйка с первого же дня привыкла к нему,(5) как к своему.
- Запятая под номером 4 разделяет части: «Он был какой-то уютный,(3) весёлый и простой человек» и «и хозяйка с первого же дня привыкла к нему,(5) как к своему», связанные сочинительной связью.
- Ответ: 4.
- Источник: Открытый банк ФИПИ
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
- Увидев Бабушкина,(1) все сурово умолкли,(2) и,(3) когда он кивком головы,(4) улыбаясь, (5) поздоровался с нами, (6) никто даже не взглянул на него.
- Запятая под номером 2 разделяет части: «Увидев Бабушкина,(1) все сурово умолкли» и «никто даже не взглянул на него», связанные сочинительной связью.
- Ответ: 2.
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
- Стиснув до побеления губы,(1) зыркая исподлобья,(2) Жека пытался отнять портреты,(3) а их перебрасывали с парты на парту,(4) передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка,(5) отними!»...
- Запятая под номером 3 разделяет части: «Жека пытался отнять портреты» и «а их перебрасывали с парты на парту,(4) передавали по кругу», связанные сочинительной связью.
- Ответ: 3.