Ф.И. ученика_____________________________Класс______Дата___________________
Задания формата PISA на уроках русского языка и литературы .
Задание 1. Прочти внимательно текст и выполни задания.
«Бородинский хлеб»
Восстанови текст, расположив его части в правильном порядке.
Впиши последовательное расположение букв в строку ответа.
А. Жена не смогла перенести гибели мужа, оставила свет и ушла в монастырь. Там она создала рецепт бородинского хлеба. Это был поминальный чёрный хлеб — в память о всех героях России, погибших в бою с армией Наполеона.
Б. Мы испытываем глубокое уважение к хлебу: «Хлеб — всему голова», «Там и рай, где хлеба край». Нас с детства приучают уважительно, бережно относиться к хлебу.
В. Рецепт его приготовления придумала монахиня одного из подмосковных монастырей, Маргарита Тучкова, жена блестящего молодого генерала Тучкова. Он трагически погиб в бою с французами на Бородинском поле, на исходе лета — 26 августа 1812 года. Его героическое поведение во время боя описал в романе «Война и мир» Лев Толстой.
Г. Бородинский хлеб у нас любимый. Его аппетитная корочка посыпана кориандром, у него пряный запах и сладковатый вкус.
Ответ:_______________________
Задание 2.
Ниже даны варианты названий данного текста. Какой из них наиболее полно раскрывает основную мысль текста? Впиши букву в строку ответа.
А. «Хлеб- всему голова». Б. Память о героях В. История создания бородинского хлеба. Г. Преданное сердце.
Ответ ___________________
Задание 3.
Перед вами три рецепта (состава) хлеба. Какой из них относится к способу приготовления бородинского хлеба?
Впиши номер рецепта в строку ответов.
1 рецепт. Ржаная просеянная мука - 2,5 кг; вода- 1-1,5 литра; дрожжи - 30 г.; сахара - 20 г.; соль - 20 г.
2 рецепт. 510 г. муки пшеничной второго сорта; 90 г. муки ржаной обойной (обдирной); 32 г. солода ржаного; 0,6 г. дрожжей прессованных; 6 г. соли поваренной;38 г. сахар-песок; 25 г патоки;3 г. кориандра или тмина.
3 рецепт. Ячменная просеянная мука крупного помола - 1 кг.; вода - 3 стакана; дрожжи - 20 г.; сахара - 20 г.; соли - 10 г.
4 рецепт. Пшеничная мука - 2 кг.; дрожжи - 50 г.; соль - 1,5 чайной ложки; сахар - 1 чайная ложка; вода - 5 стаканов.
Ответ__________________
Задание 4. Прочти внимательно текст и выполни задания.
«Братья Тучковых»
Перед вами портреты братьев Тучковых, участников Отечественной войны 1812 года. Который из них был мужем Маргариты Тучковой? Впиши его имя в строку ответов. Дайте своими словами обоснование своей точки зрения, при этом используя то, что сказано в одном из текстов или во всех трёх текстах.
Н. А. Тучков (1-й), генерал-лейтенант
В Отечественной войне 1812 года принимали участие четверо братьев Тучковых. Все они были генералами. Николай Алексеевич Тучков участвовал в русско-шведских войнах 1788—1790 и 1808—1809 годов, а также Швейцарского похода и кампании 1807 года. В войну 1812 года в армии Барклая де Толли Тучков-первый командовал 3-м пехотным корпусом. Принимал участие в отступлении русской армии от Вильно до Бородина. Корпус Тучкова сражался с корпусом Понятовского у деревни Утица на Старой Смоленской дороге. Утицкий курган несколько раз переходил из рук в руки.Курган был отбит у французов в контратаке. Возглавивший контратаку генерал Тучков был смертельно ранен. За три часа до этого был убит его брат Александр Тучков 4-й. После трех недель мучений скончался в Ярославле и был погребен в Толгском монастыре.
А. А. Тучков (4-й), генерал-майор
Из четырех братьев Тучковых, участвовавших в Отечественной войне, Александр был младшим. Тучков 4-й в 22 года был произведен в полковники, не побывав ни в одном сражении. Впервые принял участие в боевых действиях в 1806 году под Голымином, проявив редкое мужество. После этого был назначен шефом Ревельского полка. В 1807 году воевал под начальством Багратиона. Участвовал в битве под Фридландом. В 1808 году Тучков воевал в Финляндии. Отличившись в боях, был произведен в 31 год в генерал-майоры. Войну 1812 года Тучков 4-й встретил командиром бригады, входившей в состав 3-го пехотного корпуса под командой
Н. А. Тучкова 1-го. 15 июля в составе армии Барклая де Толли бригада встретилась с врагом в бою под Витебском. Последним боем Александра Тучкова стало Бородино. У деревни Семеновской сражалась армия Багратиона. Посланная ей на помощь дивизия П. П. Коновницына, в которую входила бригада А. А. Тучкова, с марша вступила в бой. Под огнем французских ядер и картечи, стремясь увлечь солдат, Тучков бросился вперед со знаменем в руках и был сражен картечью.
Ответ . Имя_____________
Ф.И. ученика_____________________________________Класс_______Дата_________
Задание: Прочти внимательно текст и выполни задания.
« ТРУДНО УГОДИТЬ ВСЕМ»
В жаркий летний день по пыльным улицам шел человек со своим сыном и ослом. Отец сидел на осле, а мальчик вел его в поводу. «Бедный ребенок, - сказал увидевший их прохожий. - Его короткие ножки пытаются не отстать от осла. Как может этот мужчина так лениво сидеть на осле, неужели он не видит, что мальчик бежит в изнеможении?»
Отец принял этот упрек близко к сердцу, на ближайшем же углу слез с осла и посадил на него мальчика. Не прошло и нескольких минут, как другой прохожий громко сказал: «Какой позор! Маленький пострел восседает, как султан, в то время как его бедный старый отец идет пешком». Это замечание очень задело мальчика, и он попросил отца сесть на осла позади него. «Вы когда-нибудь видели что-нибудь подобное? - заметила проходящая женщина. - Такая жестокость к животному. Спина бедного ослика прогибается, а этот старый бездельник и его сын развалились, как на тахте. Бедное создание!» Отец и сын переглянулись и без слов слезли с осла. Но едва они прошли несколько шагов, как очередной прохожий стал насмехаться над ними, говоря: «Хвала небесам, что я не так глуп. Зачем вы двое ведете своего осла, когда он не приносит никакой пользы, не везет даже одного из вас?»
Отец сунул ослу в рот пригоршню соломы и положил руку на плечо сыну: «Что бы мы ни делали, - сказал он, - всегда кто- то не согласен с этим. Я думаю, нам надо самим решать для себя, что мы считаем правильным». (Притча из серии историй о Ходже Насреддине.)
1) Какова мораль притчи?
ОТВЕТ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что возмутило первого прохожего?
А) Мужчина жестоко обращался с ослом.
Б) Мальчик неуважительно обратился к отцу.
В) Ребёнок шёл пешком, а мужчина ехал на осле.
Г) Путники не уступили ему дорогу.
3. Как отнёсся мальчик к замечанию второго прохожего?
А) Оно его задело.
Б) Он пропустил его мимо ушей.
В) Он нагрубил прохожему.
Г) Он расплакался.
4. Почему последний прохожий посчитал себя «не таким глупым», как путники?
А) Потому что он ехал на осле.
Б) Потому что он считал, что осёл без поклажи или седока бесполезен.
В) Потому что вместо осла у него была лошадь.
Г) Потому что отец и сын слушали всех прохожих и пытались под всех подстроиться.
5) Согласны или не согласны вы с позицией отца, « Я думаю, нам надо самим решать для себя, что мы считаем правильным», высказанной на последнем абзаце, и почему?
Ответ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________