В данном файле представлены примеры заданий, которые использовались в международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment)
Материалы предназначены для широкого круга лиц:
представителей органов управления образованием разного уровня; методистов в области общего среднего образования; специалистов в области педагогических измерений и оценки качества образования. Представленные материалы могут быть полезны учителям основной и старшей школы, а также студентам педагогических вузов.
Источник воды Подача воды в
(водохранилище или водопроводный
озеро) кран

(2) Отстойник (3) Фильтр (4)Хлорирование (5) Проверка качества воды
На рисунке, приведенном выше, показано, как вода, которая подается в городские дома, становится пригодной для питья.
Вопрос 1.1
Важно иметь источник хорошей питьевой воды. Воды, которые находятся под землей, называются грунтовыми водами. Назовите одну причину, почему в грунтовой воде меньше бактерий и загрязняющих частиц, чем в воде, взятой из поверхностных источников, таких как озера и реки.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 73,2
Код 11: Ответы, в которых учащиеся ссылаются на фильтрацию грунтовых вод во время просачивания через земные пласты.
• Во время прохождения воды через песок и почву вода очищается.
• Происходит естественная фильтрация.
• Потому что когда вода проходит через землю, происходит ее фильтрация с помощью камней и песка.
Код 12: Ответы, в которых делаются ссылки на то, что грунтовые воды находятся в замкнутом пространстве и тем самым защищены от возможных загрязнений; ИЛИ что поверхностные воды более легко загрязняются.
• Грунтовые воды находятся внутри земли и, следовательно, загрязнение воздуха не может сделать эти воды грязными.
• Потому что грунтовые воды не открытые, они под чем-то находятся.
• Озера и реки могут загрязняться через воздух, в них можно, например,
плавать, поэтому они не чистые.
• Потому что озера и реки загрязняются людьми и животными.
Код 13: Другие правильные ответы.
• В грунтовых водах нет достаточно питательной среды для бактерий, поэтому они там существовать не могут.
Ответ не принимается
Код 01: Ответы, в которых даются ссылки на то, что грунтовые воды очень чистые (повторяется информация из текста задания).
• Потому что вода прошла очистку.
• Потому что в озерах и реках может быть мусор. (Без объяснения – почему.)
• Потому что там меньше бактерий.
Код 02: Ответы с очевидными ссылками на очистительные процессы, приведенные на рисунке в начале задания.
• Потому что грунтовые воды проходят через фильтр и хлорируются.
• Грунтовые воды проходят через фильтр, который их полностью
очищает.
Код 03: Другие ответы.
• Потому что вода всегда находится в движении.
• Потому что вода не перемешивается и, следовательно, грязь со дна не
поднимается.
Код 99: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: системы, связанные с Землей и Вселенной
Область применения: природные ресурсы
Контекст: глобальный
8
Вопрос 1.2
Очистка воды часто осуществляется в несколько этапов, включающих в себя различные способы. Процесс очистки, показанный на рисунке, включает в себя четыре этапа (пронумерованные 1-4). На втором этапе вода собирается в отстойнике. Каким образом происходит очистка воды на этом этапе?
A Бактерии, находящиеся в воде, погибают.
B В воду добавляют кислород.
C Гравий и песок оседают на дно.
D Токсичные вещества растворяются.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 79,5
Код 1: С. Гравий и песок оседают на дно.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с выбором ответом
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: физические системы
Область применения: здоровье
Контекст: глобальный
Вопрос 1.3
На четвертом этапе процесса очистки вода хлорируется. Зачем в воду добавляют хлор?
..................................................................................................................................
..................................................................................................................................
..................................................................................................................................
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 87,3
Код 1: Ответы со ссылками на удаление, уничтожение или разрушение бактерий (или микробов, или вирусов).
• Очистить ее от бактерий.
• Хлор убивает бактерии.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
• Вода становится менее кислой, и в ней не будет водорослей.
• Он действует как фтор.
• Получше очистить воду и убить все оставшиеся элементы [“Элементы” не раскрыты.].
• Сохранить ее чистой, чтобы можно было пить.
Код 9: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: системы живой природы
Область применения: здоровье
Контекст: социальный
Вопрос 1.4
Предположим, что сотрудники водоочистительных сооружений,
ответственные за контроль качества воды, при сборе очередной пробы
обнаружили в воде какие-то опасные бактерии после того, как очистительный
процесс уже был завершен.
Что должны сделать в этом случае люди у себя дома перед тем, как пить
эту воду?
..................................................................................................................................
..................................................................................................................................
..................................................................................................................................
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 88,9
Код 11: Ответы со ссылками на кипячение воды.
• Вскипятить ее.
Код 12: Ответы со ссылками на другие способы очистки, которые возможно без риска проводить в домашних условиях.
• Добавить в воду таблетки хлора.
• Использовать микропористый фильтр.
Ответ не принимается
Код 01: Ответы со ссылкой на «профессиональные» методы очистки, которые в домашних условиях невозможно проводить без риска или которые практически невозможно осуществить в домашних условиях.
• Смешать воду с хлоридом в ведре и затем пить ее.
• Больше хлорида, химикатов и биологических приспособлений.
• Дистиллировать воду.
Код 02: Другие ответы.
• Еще раз очистить ее.
• Использовать фильтр из кофеварки.
• Покупать воду в бутылках до тех пор, пока не наладят процесс очистки.
[Уклоняются от ответа на вопрос].
Код 99: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: системы живой природы
Область применения: здоровье
Контекст: социальный