Федосеева Ольга Леонидовна
Естественно-научная грамотность.
1. Содержание: живые системы
Вид деятельности: знание
Формируемое умение: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления.
Текст задания: Прочитай текст и ответь на вопрос, почему летом мы не встречаем снегирей?
Как только наступает зима, выпадает снежок, температура за окном опускается ниже ноля градусов, мы сразу же видим красивых птичек с красной грудкой. Эта птичка – снегирь. Снегирь очень похож на воробья или синичку. Правда, похожи они только внешне, а окрас у них разный.
А раз снегири появляются зимой, а летом мы их не видим, то, возможно, эти птицы являются перелетными. А так ли это на самом деле?
Снегири летом вьют гнезда и выводят птенцов. И для этого им нужна тишина и спокойствие. Вот они и прячутся в лесах. Только в лесах, которые находятся далеко от населенных пунктов. Особенно снегирям нравится вить гнезда на хвойных деревьях, таких как ель или сосна. Макушки этих деревьев высокие, и людям трудно разглядеть там снегирей. Летом снегири большую часть времени проводят на полях и лугах. Достаточное количество семян луговых трав обеспечивает сытое лето. Зимой же опавшие семена скрыты под слоем снега, и птичкам трудно себя прокормить.
Все эти зимние птицы появляются в наших лесах и городах тогда, когда улетают на юг мелкие ястребы и соколы, для которых красные снегири и свиристели, увлекающиеся поеданием ягод на оголенных кустах и деревьях, были бы легкой добычей.
Отметь один верный вариант ответа.
они улетают в другие страны, т.к. это перелётные птицы
они прячутся в лесах, которые находятся недалеко от населённых пунктов
они меняют цвет оперения, и мы их не узнаём
они прячутся в лесах, которые находятся далеко от населённых пунктов.
Верный ответ: г
2. Содержание: живые системы
Вид деятельности: знание
Формируемое умение: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления.
Текст задания: Отметь один верный вариант ответа. Снегирь – это:
растительноядное животное
млекопитающие животное
пресмыкающиеся животное
птица
Верный ответ: г
3. Содержание: живые системы
Вид деятельности: применение
Формируемое умение: использовать знания о взаимосвязях в природе
Текст задания: составь цепь питания, ориентируясь на текст (см. выше).
В
ерный ответ: ястреб (сокол) снегирь ягоды
4. Содержание: живые системы
Вид деятельности: применение
Формируемое умение: использовать знания о взаимосвязях в природе
Текст задания: Прочитав текст, заполни таблицу.
Зима | Лето |
Место обитания | Чем питается? | Место обитания | Чем питается? |
| | | |
Верный ответ:
Зима | Лето |
Место обитания | Чем питается? | Место обитания | Чем питается? |
Вблизи населённых пунктов | ягоды на оголенных кустах и деревьях | В лесу, вдали от населённых пунктов | семена луговых трав |
5. Содержание: живые системы
Вид деятельности: применение
Формируемое умение: использовать знания о взаимосвязях в природе
Текст задания: Выпиши номера птиц, о которых не шла речь в тексте. Если знаешь, напиши их названия.
1 2 3 4
5 6 7 8
Верный ответ: 2 (зяблик), 8 (соловей)
6. Содержание: живые системы
Вид деятельности: рассуждение с обоснованием (в ситуации определённости)
Формируемое умение: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
Текст задания: Перед вами причины происходящих явлений, найдите в тексте следствия (к чему приведёт то или иное явление) и запишите его рядом с причиной.
Как только наступает зима, выпадает снежок, температура за окном опускается ниже ноля градусов - ____________________________________________________________
Достаточное количество семян луговых трав - __________________________________
Опавшие семена скрыты под слоем снега - _____________________________________
Улетают на юг мелкие ястребы и соколы - _____________________________________
Верный ответ:
Как только наступает зима, выпадает снежок, температура за окном опускается ниже ноля градусов – появляются снегири
Достаточное количество семян луговых трав - Сытое лето для снегирей
Опавшие семена скрыты под слоем снега - Птичкам трудно себя прокормить
Улетают на юг мелкие ястребы и соколы - Птицы появляются в наших лесах и городах
7. Содержание: живые системы
Вид деятельности: рассуждение с обоснованием (в ситуации неопределённости)
Формируемое умение: выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки.
Текст задания: Предположи, почему снегири не живут там, где нет деревьев?
Верный ответ: Снегири не живут там, где нет деревьев, т.к. деревья дают им дом, пищу, защиту.
8. Текст задания: Предположи, почему садоводы недолюбливают снегирей?
Верный ответ: так как они поедают почки и побеги молодых растений.
9. Текст задания: Подтверди или опровергни гипотезу, что снегири прилетают к нам зимой потому, что им не хватает пищи в тех местах, где они живут.
Верный ответ: Летом снегири большую часть времени проводят на полях и лугах. Достаточное количество семян луговых трав обеспечивает сытое лето. Зимой же опавшие семена скрыты под слоем снега, и птичкам трудно себя прокормить. Поэтому они прилетают ближе к населённым пунктам. Гипотеза подтверждена.
Методические рекомендации.
Разработанные задания можно использовать на уроках окружающего мира, программа «Школа России», автор учебников А.А. Плешаков.
Уроки изучения нового материала. Этапы урока: первичное закрепление материала; самостоятельная работа с проверкой по эталону. Форма организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная и парная
1. «Разнообразие животных». (3 класс)
2. «Наш край». «Жизнь леса». (4 класс)