СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по функциональной грамотности (естественно-научная грамотность)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанные задания можно использовать на уроках окружающего мира, программа «Школа России», автор учебников А.А. Плешаков.

Просмотр содержимого документа
«Задания по функциональной грамотности (естественно-научная грамотность)»

Федосеева Ольга Леонидовна

Естественно-научная грамотность.

1. Содержание: живые системы  

Вид деятельности: знание

Формируемое умение: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления.

Текст задания: Прочитай текст и ответь на вопрос, почему летом мы не встречаем снегирей?


Как только наступает зима, выпадает снежок,  температура за окном   опускается ниже ноля градусов, мы сразу же видим красивых птичек с красной грудкой. Эта птичка – снегирь. Снегирь очень похож на воробья или синичку. Правда, похожи они только внешне, а окрас у них разный.

А раз снегири появляются зимой, а летом мы их не видим, то, возможно, эти птицы являются перелетными. А так ли это на самом деле?

Снегири летом вьют гнезда и выводят птенцов. И для этого им нужна тишина и спокойствие. Вот они и прячутся в лесах. Только в лесах, которые находятся далеко от населенных пунктов. Особенно снегирям нравится вить гнезда на хвойных деревьях, таких как ель или сосна. Макушки этих деревьев высокие, и людям трудно разглядеть там снегирей. Летом снегири большую часть времени проводят на полях и лугах. Достаточное количество семян луговых трав обеспечивает сытое лето. Зимой же опавшие семена скрыты под слоем снега, и птичкам трудно себя прокормить.

 Все эти зимние птицы появляются в наших лесах и городах тогда, когда улетают на юг мелкие ястребы и соколы, для которых красные снегири и свиристели, увлекающиеся поеданием ягод на оголенных кустах и деревьях, были бы легкой добычей.

Отметь один верный вариант ответа.

  1. они улетают в другие страны, т.к. это перелётные птицы

  2. они прячутся в лесах, которые находятся недалеко от населённых пунктов

  3. они меняют цвет оперения, и мы их не узнаём

  4. они прячутся в лесах, которые находятся далеко от населённых пунктов.

Верный ответ: г


2. Содержание: живые системы  

Вид деятельности: знание

Формируемое умение: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления.

Текст задания: Отметь один верный вариант ответа. Снегирь – это:

  1. растительноядное животное

  2. млекопитающие животное

  3. пресмыкающиеся животное

  4. птица

Верный ответ: г

3. Содержание: живые системы  

Вид деятельности: применение

Формируемое умение: использовать знания о взаимосвязях в природе

Текст задания: составь цепь питания, ориентируясь на текст (см. выше).

В ерный ответ: ястреб (сокол) снегирь ягоды


4. Содержание: живые системы  

Вид деятельности: применение

Формируемое умение: использовать знания о взаимосвязях в природе

Текст задания: Прочитав текст, заполни таблицу.

Зима

Лето

Место обитания

Чем питается?

Место обитания

Чем питается?






Верный ответ:

Зима

Лето

Место обитания

Чем питается?

Место обитания

Чем питается?

Вблизи населённых пунктов

ягоды на оголенных кустах и деревьях

В лесу, вдали от населённых пунктов

семена луговых трав



5. Содержание: живые системы  

Вид деятельности: применение

Формируемое умение: использовать знания о взаимосвязях в природе

Текст задания: Выпиши номера птиц, о которых не шла речь в тексте. Если знаешь, напиши их названия.






1 2 3 4


5 6 7 8


Верный ответ: 2 (зяблик), 8 (соловей)

6. Содержание: живые системы  

Вид деятельности: рассуждение с обоснованием (в ситуации определённости)

Формируемое умение: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Текст задания: Перед вами причины происходящих явлений, найдите в тексте следствия (к чему приведёт то или иное явление) и запишите его рядом с причиной.

Как только наступает зима, выпадает снежок,  температура за окном   опускается ниже ноля градусов - ____________________________________________________________

Достаточное количество семян луговых трав - __________________________________

Опавшие семена скрыты под слоем снега - _____________________________________

Улетают на юг мелкие ястребы и соколы - _____________________________________


Верный ответ:

Как только наступает зима, выпадает снежок,  температура за окном   опускается ниже ноля градусов – появляются снегири

Достаточное количество семян луговых трав - Сытое лето для снегирей

Опавшие семена скрыты под слоем снега - Птичкам трудно себя прокормить

Улетают на юг мелкие ястребы и соколы - Птицы появляются в наших лесах и городах


7. Содержание: живые системы  

Вид деятельности: рассуждение с обоснованием (в ситуации неопределённости)

Формируемое умение: выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки.

Текст задания: Предположи, почему снегири не живут там, где нет деревьев?

Верный ответ: Снегири не живут там, где нет деревьев, т.к. деревья дают им дом, пищу, защиту.


8. Текст задания: Предположи, почему садоводы недолюбливают снегирей?

Верный ответ: так как они поедают почки и побеги молодых растений.


9. Текст задания: Подтверди или опровергни гипотезу, что снегири прилетают к нам зимой потому, что им не хватает пищи в тех местах, где они живут.

Верный ответ: Летом снегири большую часть времени проводят на полях и лугах. Достаточное количество семян луговых трав обеспечивает сытое лето. Зимой же опавшие семена скрыты под слоем снега, и птичкам трудно себя прокормить. Поэтому они прилетают ближе к населённым пунктам. Гипотеза подтверждена.






Методические рекомендации.

Разработанные задания можно использовать на уроках окружающего мира, программа «Школа России», автор учебников А.А. Плешаков.

Уроки изучения нового материала. Этапы урока: первичное закрепление материала; самостоятельная работа с проверкой по эталону. Форма организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная и парная

1. «Разнообразие животных». (3 класс)

2. «Наш край». «Жизнь леса». (4 класс)