Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 29»
муниципального образования город Норильск
663305, г. Норильск, ул. Павлова, д. 21 «А»
тел./факс 34-33-01 E-mail: moy29norilsk@yandex.ru
Закаливание обучающихся
Из опыта работы
Автор: Тарасова Светлана Ивановна
учитель физической культуры, высшей категории
МБОУ «Средняя школа № 29»
г.Норильск, Красноярский край
г. Норильск
Закаливание обучающихся
Здоровью незакаленного человека угрожает не только низкая температура, но и резкие ее колебания и незначительное охлаждение тела, которое бывает даже летом.
ЗАКАЛИВАНИЕ – одно из основных средств, позволяющих приспособить организм человека к неблагоприятным климатическим условиям.
Это длительный процесс, требующий от человека желания, упорства и терпения. Закаливание повышает сопротивляемость организма не только к простудным, но и различным другим заболеваниям. Не следует думать, что закаляться может только сильный и здоровый. Тем, кто слаб физически, плохо развит или страдает каким-то недугом, нужно закаляться в первую очередь. Но для этого необходимо сначала проконсультироваться с врачом.
При закаливании используется комплекс разнообразных процедур с целью укрепления здоровья, повышения устойчивости организма к холоду и профилактики простудных заболеваний. Закаленность организма повышается в зависимости от длительности и интенсивности холодных воздействий. Это значит, что нельзя выполнить комплекс процедур несколько раз и считать себя закаленным. Закаляться нужно постоянно и систематически.
В число обязательных закаливающих мероприятий должны входить также оптимальный микроклимат помещений и одежды. Это означает, что на переменах классы необходимо проветривать, чтобы температура воздуха снизилась на 2-3 градуса. В теплую безветренную погоду окна должны быть открыты.
Под воздействием холода или жары происходит приспособление организма к тем или иным условиям окружающей среды. Эффективность закаливания увеличивается, если его проводить в активном режиме, т.е., выполнять во время процедур физические упражнения или какую-нибудь мышечную работу. Занятия такими видами спорта, как плавание, лыжный спорт, легкая атлетика, туризм, альпинизм, дают высокий закаливающий эффект.
Большое значение в привыкании к определенному температурному режиму имеет одежда. При чрезмерном укутывании детей отмечаются негативные сдвиги в теплорегуляции и в состоянии здоровья в целом. При этом повышается температура тела, усиливается потоотделение, снижается аппетит. Одежда должна соответствовать не только окружающей температуре, но и времени пребывания на улице или в помещении, виду деятельности в это время.
Занятия по физической культуре в спортивном зале школы лучше проводить с детьми, одетыми в короткую спортивную форму и спортивную обувь. На улице при температуре ниже +15° лучше заниматься в легком тренировочном костюме.
Установлено, что теплозащитные свойства у большинства людей на 15-20% превышают требуемую величину, а у детей и того больше.
Одной из народных форм закаливания является хождение босиком. Хождение босиком не только закаляет, но и служит верным средством профилактики плоскостопия, так как укрепляет мышцы стопы.
Для используют воздух, солнце и воду. Самое главное в закаливании – это ежедневное повторение процедур.
Закаливание воздухом можно проводить в любое время года: летом – при открытых окнах; зимой – при открытой форточке. Свежий, чистый, прохладный воздух бодрит, способствует лучшему насыщению крови кислородом, повышает тонус нервной системы. Утренние воздушные ванны лучше принимать при оптимально обнаженной поверхности тела (мальчики – в короткой форме, девочки в спортивных купальниках). Закаливание воздухом можно проводить во время прогулок, походов, спортивных игр.
Закаливание солнцем (солнечные ванны) Лучше всего принимать в утренние часы недалеко от водоема при температуре воздуха не ниже 18°. Солнечные лучи оказывают благоприятный эффект на организм: повышается тонус кровеносных сосудов кожи, очищаются поры и выводные протоки многотысячных сальных и потовых желез. Под влиянием солнечных лучей в коже образуется витамин Д, необходимый для роста костей. Однако детям находиться под прямыми солнечными лучами более 30 мин не рекомендуется необходимо делать перерывы или отдыхать в тени 15-20 мин. Стремление быстро загореть может привести к ожогам кожи, вызвать сильную головную боль и другие неприятные явления.
Закаливание водой полезно в любое время года. К нему относятся обтирание тела, общие и ножные ванны, душ, купание в море, реке или в другом естественном водоеме, бассейне.
Начинать лучше всего с обтирания тела влажным полотенцем или губкой (t воды должна быть около 30°. Постепенно температуру воды можно снижать на 2-3°, доводя ее до 15-16°. К обливанию водой или душу можно перейти после того, как организм привыкнет к обтиранию. Первоначальная температура воды душа должна быть 33-35°, а продолжительность процедуры – 1-3 мин. Постепенно температуру воды необходимо снижать, доводя ее до 15-20°. После душа, обливания или купания следует растереть тело сухим полотенцем до появления тепла.
Для закаливания хороши ежедневные ножные ванны в течение 2-3 мин при температуре воды 10-15°. Приучать себя к этой процедуре следует постепенно.
Одним из средств закаливания и оздоровления является сауна. Каждое занятие состоит из трех основных этапов. На первом этапе осуществляется гигиеническая подготовка, на втором – практическая деятельность, на третьем – охлаждение, отдых, самоанализ, определение результатов температурного воздействия, коррекция, обобщение.
Для занятий в сауне необходимо медицинское разрешение. При заболевании или недомогании сауну посещать нельзя.
Рекомендуется следующая структура занятий:
I этап. Подготовительный (20-25 мин).
Допуск к занятию в сауне (5-10 мин).
Учебная информация (5-10 мин).
Инструктаж к гигиенической подготовке (3-5 мин).
Гигиеническая подготовка (5-7 мин).
II этап. Оздоровительный (10-15 мин).
Уточняющий инструктаж и демонстрация (5-7 мин).
Практическое занятие в парной (5-8 мин).
III этап. Коррекционно-адаптивный (25-30 мин).
Охлаждение (2-3 мин).
Отдых (10-12 мин).
Обобщение, коррекция и самоанализ (10-15 мин).
Дальнейшие занятия имеют тенденцию к увеличению времени и усложнению структуры.
Занятия в сауне содействуют воспитанию самостоятельности, характера учащихся, формирование ученического коллектива, благоприятного психологического климата в нем.
Посещая сауну самостоятельно или под контролем взрослого, необходимо выполнять все элементы процедуры, осуществлять самоконтроль, а именно наблюдать правила поведения в сауне:
Пользоваться душем;
Пользоваться бассейном;
Определять тепловые нагрузки;
Соблюдать питьевой режим;
Соблюдать режим отдыха;
Определять массу тела;
Подсчитывать пульс;
Следить за изменением самочувствия;
Оценить влияние сауны на свое здоровье.
У каждого посещающего сауну индивидуально должны быть:
Махровые нежесткие полотенца (одно большое, одно маленькое);
Обувь резиновая или другая на нескользкой подошве, легко поддающаяся дезинфекции;
Шерстяная шапочка;
Мыло;
Мочалка;
Средства для удаления пота;
Веник;
Емкости для обливания;
Некрепкий чай в термосе, минеральная вода, соки (по желанию);
Индивидуальная карточка контроля.
Сауна помогает оздоровлению организма, закаливанию, улучшает психологическое состояние, снимает напряжение, утомление и переутомление, повышает адаптационные возможности организма.
Хочется отметить еще одно средство закаливания и оздоровления. Издавна в быту русского народа использовалась баня. На Руси в баню ходили все. О ней можно найти упоминания в летописях X-XIII вв. В разное время ее называли: мовь, мовня, мовница, мыльня, мыльница, влазня и просто баня.
Русская баня – явление весьма самобытное. Не один путешественник, побывавший на Руси, бросался за перо, желая передать словами удивительный обычай русских париться. В записях одного иностранного путешественника описывается этот обычай так: « В Росси между простолюдинами существует обыкновение по крайней мере раз или два раза в неделю ходить в баню, и даже среди зимы они выходят из бань и бросаются в реки; если же нет реки, то выливают себе на голову 2-3 ведра холодной воды. Таким образом, приучившись с самого детства к этим крайним и быстрым переходам от жара к холоду, они не боятся простуды и не подвергаются кашлю, о котором в этой стране не имеют понятия; они могут безопасно путешествовать по степи во время самых суровых морозов. Эта способность переносить такого рода трудности делает их годными для военной жизни».
Посещение русской бани способствует не только закаливанию, но и лечению многих заболеваний.
Правила, которые необходимо соблюдать при посещении бани:
Перед тем как войти в парное отделение, необходимо обмыться под теплым душем (35 - 38°). При этом не надо намыливаться и мочить голову.
Приняв душ, надо надеть шляпу (желательно с большими полями), смоченную холодной водой. Можно вместо шляпы повязать голову мокрым полотенцем.
В парилке в первое время следует находиться внизу, если температура невысокая, полежать на средней полке несколько минут. Это подготовит организм. После того как тело прогрелось, нужно отдохнуть в раздевалке (лучше лежа), а затем можно идти париться веником.
В парильном отделении следует дышать носом, так как при этом горячий воздух охлаждается, а слишком сухой увлажняется.
Париться лучше лежа. В таком положении создаются наиболее благоприятные условия для расслабления.
В бане веник – господин. Лучше всего пользоваться веником березовым, дубовым, ореховым или кленовым. Перемещая веник по всему телу и периодически поднимая его повыше (что создает приток горячего воздуха), можно усилить эффект от парной.
Попарившись, необходимо отдохнуть и принять душ (теперь уже можно с мылом).
В течении одной банной процедуры детям не следует посещать парильню более трех раз. Общее время нахождения ребенка в парильне – около 10 мин с перерывами 7-15 мин.
Если ребенок хорошо переносит баню, то можно приучать его к контрастным процедурам. Прогревшись в парилке, пусть примет прохладный душ. Длительность прохладного обливания – 2-3 с. Затем снова под горячий душ на 6-7 с.
Если для закаливания используется бассейн, то в нем ребенок должен вести себя активно: плавать, выполнять гимнастические упражнения.
Первые 3-4 посещения ребенком парильного отделения должны длиться не более 1,5 – 2 мин, каждое при температуре воздуха 50-60° и влажности 5-20%. После 5-6 посещений бани можно увеличить время пребывания в парилке до 10 мин.
Через 1-1,5 месяца это время можно довести до 5 мин (первый заход на 2 мин, затем перерыв – 7-10 мин и повторное парение – 3 мин).
Как приготовить ароматный пар? В таз с горячей водой можно добавить настой мяты, чайную ложку меда или растворимого кофе, 7-10 капель ментола или 5 капель эквалиптового масла.
Необходимо следить за самочувствием ребенка после посещения бани. Если у него стал беспокойным сон, снизился аппетит, значит, нагрузка была велика. Затрудненность дыхания, вялость, тяжесть в мышцах – сигнал к ограничению процедуры.
Баня противопоказана при некоторых заболеваниях: эпилепсии, туберкулезе легких, новообразованиях, выраженной гипертонии и стенокардии.
Естественное средство закаливания – ХОЛОД. Иностранные путешественники отмечали, что «в Нарве с удивлением смотрели на русских и чудских мальчиков 8-10 лет, как они в одних тонких полотняных кафтанах, босыми ногами целые полчаса ходили и стояли на снегу, не обращая ни малейшего внимания на нестерпимый мороз. (Методу закаливания холодом посвящено учение Порфирия Иванова, с. 56 М-ка ФВ уч 1-4кл).