Двадцатое мая. Классная работа.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК
сферы жизни общества
социальная
экономическая
ВЗАИМОСВЯЗЬ
политическая
духовная
Обществознание. 8 класс
«Общество и личность».
Объясните, что значит «человек –
биосоциальное существо»?
сущность
человека
условие
существования
человека
1. Выбери из списка и запиши в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия человека и животных
- Способность к творчеству
- Потребность в отдыхе
- Наличие органов чувств
- Наличие мозга
- Сознательная постановка цели
- Инстинкт самосохранения
- Способность (мыслить) думать
- Способность к членораздельной речи
Черты сходства
Черты различия
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТРУД
ИГРА
УЧЕБА
ОБЩЕНИЕ
Ступени развития общества
Аграрное общество
- основа экономики – сельское хоз-во (земледелие)
- господство натурального хозяйства
- основной регулятор жизни - традиция
- господствуют коллективные формы
собственности
- контроль государства над обществом
- социальная структура сложная, замкнутая (касты, сословия)
- главную роль в обществе играют мелкие и средние землевладельцы
- большая роль у церкви и армии
- главный регулятор жизни – закон (право)
- индустриальная экономика: ведущая отрасль –промышленность
- использование научных достижений в качестве основного фактора производства, развитие рыночных отношений
- быстро растет численность городского населения
- решающая роль в обществе принадлежит промышленникам и бизнесменам
- господство частной и акционерной форм собственности и распределение по возможностям.
- развито гражданское общество
- простая с размытыми границами социальная структура
Индустриальное общество
- сфера услуг преобладает над производством товаров
- цель производства – не объем, а высокое качество продукции,
- в производстве большую роль играют: квалификация, творческий потенциал, личные качества людей
- главный фактор производства – НТР и информационные технологии
- ведущим становится производство научных знаний, научные исследования,
- знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей
Информационное общество
Процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую систему,
называется:
- Интенсификация
- Глобализация
- Унификация
- Урбанизация
Выберите признаки глобальных проблем человечества:
- Имеют локальный характер и
сравнительно легкое решение
- Создают угрозу для всего человечества
- Взаимосвязаны друг с другом
- Требуют объединения усилий всех
стран для их решения
5) Решаемы в рамках одной страны
Назовите два пути развития общества.
РЕВОЛЮЦИЯ
РЕФОРМА
Б
А
Какие условия необходимы для того, чтобы
стать личностью?
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБЩЕСТВО
Общепринятые правила, нормы, регулирующие поведение человека в обществе называются …………
социальными нормами
Соотнесите формы социальных норм и их характеристику:
1) разрешение вести себя определенным образом.
А. Запреты
Б. Предписания
2) указание на действия, которые не следует совершать
В. Дозволение
3) указания на требуемые
действия
Укажите агентов социализации и группу, к которой они относятся:
А
Б
В
Д
Е
Г
ОБРАЗОВАНИЕ
РЕЛИГИЯ
ИСКУССТВО
НАУКА
духовная
сфера
ЯЗЫК
МОРАЛЬ
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ФИЛОСОФИЯ
духовная
сфера
- ИМЕЕТ СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ
- СОЗДАНИЕМ, СОХРАНЕНИЕМ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЗАНИМАЮТСЯ ЛЮДИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ (УЧИТЕЛЯ, УЧЕНЫЕ, РАБОТНИКИ МУЗЕЕВ, БИБЛИОТЕК И Т.Д.)
- ДОСТИЖЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОЗДАЮТСЯ, СОХРАНЯЮТСЯ И РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ПРИ ПОСРЕДСТВЕ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (БИБЛИОТЕКИ, МУЗЕИ, АРХИВЫ, ШКОЛЫ, ИНСТИТУТЫ И Т.Д.)
Культура – от латинского возделывать, обрабатывать.
Функции культуры:
- Приспособление к окружающей среде
- Накопление, сохранение и передача ценностей
- Регулятивная
- Социализирующая и коммуникативная
Формы и разновидности культуры
Массовая – популярна среди широких слоев населения, ей характерна высокая степень коммерциализации
Элитарная – противоположность массовой. Она ориентирована на тот тип сознания, который готов к активной созидательной деятельности и творческому поиску. Рассчитана на узкий круг потребителей, готовых к восприятию.
Народная - создается народом и бытует в народных массах
Культура
внешняя
внутренняя
материальная
духовная
Мораль
Совокупность правил поведения, возникших на основе представлений людей о таких категориях, как добро и зло, справедливость и несправедливость, хорошее и плохое
Главные моральные нормы выражены общечеловеческими духовными ценностями:
С моралью тесно связаны понятия:
- обращайся к другому так, как хочешь, чтобы обращались к тебе
- уважай старших
- не убий
- не лги
- не клевещи
- не воруй и т.д.
ДОЛГ
СОВЕСТЬ
ДОБРО
ГЛАВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
ГУМАНИЗМ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
МИЛОСЕРДИЕ
ТЕРПИМОСТЬ
ОБРАЗОВАНИЕ
Образование – результаты усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни .
Процесс приобретений знаний о мире, приобщение к культуре, ценностям Отечества, мировой цивилизации.
Значение образования
- Подготовка рабочей силы
- Формирование свободной личности
- Карьерный рост и другие социальные перемещения
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Религия
Религия – это особая форма осознания мира, основанная на вере в сверхъестественное
Главные признаки
- Вера
- Культ
- Стремление человека согласовывать свою жизнь с божественными заповедями
Функции религии:
Создание религиозной картины мира и помощь в осмыслении места человека в мире
Восполнение ограниченности, зависимости, бессилия людей перед непознанным, необъяснимым
Сплочение общества либо больших социальных групп: единоверцев, народов и т.д.
ВЕРА – специфическое восприятие действительности или воображаемых объектов, явлений, не требующее доказательств для оценки их достоверности и истинности.
Она является центральным стержнем всех религий, играя роль своеобразной психологической установки для верующих.
Внешней формой проявления веры является КУЛЬТ.
КУЛЬТ – это систематизированный набор действий религиозного значения, характер которых определяется отношением верующих к объекту их поклонения. Например, МОЛИТВЫ, ПОКЛОНЫ, КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, ОБРЯДЫ,
Искусство
Предмет искусства:
человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами
Форма существования – художественное произведение.
Задача – освоение действительности с помощью художественных образов.
Основные функции искусства:
Внушающая Воспитательная Познавательно-эвристическая
Предвосхищающая Художественно-концептуальная
Общественно-преобразующая Информационная Коммуникативная
НАУКА
Наука – важнейший элемент духовной культуры. Это область человеческой деятельности, обособленная в процессе разделения труда и связанная с выработкой и теоретической систематизацией объективных знаний о действительности.
науки делятся на естественные (или естествознание) и гуманитарные (также часто называемые социально-гуманитарными).
Предметом естественных наук является природа, исследуемая астрономией, физикой, химией, биологией и другими дисциплинами ;
а предметом гуманитарных – человек и общество, изучаемые психологией, социологией, культурологией, историей и т. д.
ФУНКЦИИ НАУКИ
Познавательно-объяснительная: призвана познать и объяснить устройство мира и законы развития
Мировоззренческая: выработка мировоззрения
Прогностическая: позволяет определять последствия изменений окружающего мира
8 класс
Социальное неравенство.
Все люди разные
по роли
по обладанию
по рождению
Пол, националь-
ность, раса, воз-
раст, физические
и интеллектуаль-
ные различия.
Профессиональ-
ная-трудовая дея-
тельность.
Власть, собствен-
ность, образова-
ние, привелегии,
материальные
и духовные
ценности.
Таким образом существует естественная и социальная
дифференциация.
Социальная структура.
Социальная структура – это совокупность
взаимосвязанных элементов, составляющих
внутреннее строение общества.
С
Л
О
И
С
Т
Р
А
Т
ы
К
Л
А
С
С
ы
Социальный статус (лат. «положение») –
социальное положение человека в обществе включает
в себя: профессию, экономическое положение,
политические возможности, демографические свойства
человека (возраст, пол), семейное положение.
Социальные роли – это способ поведения,
соответствующий определенному статусу;
каждой
роли предписан круг прав и обязанностей.
Социальные группы – любая совокупность людей,
выделенных по социально значимым критериям;
посредник между человеком и обществом в целом.
Компоненты социального статуса.
Статусные права и обязанности – определяют то, что носитель
данного статуса может делать и что он делать не должен.
Статусный диапазон – установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности индивида.
Статусные символы – внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (например, форма у военных).
Статусная идентификация – определение степени соответствия индивида своему статусу.
Социальный имидж-образ.
Статусный имидж – это совокупность
представлений, сложившихся в общественном мнении
о том, как должен вести себя человек в соответствии
со своим статусом, как должны соотноситься между
собой права и обязанности в данном статусе.
Предписанный статус социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности
Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого
Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека
Социальный имидж-образ.
- Определите статусы и статусные роли.