СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закон сохранения импульса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок решения задач по теме "Закон сохранения импульса"

Просмотр содержимого документа
«Закон сохранения импульса»

Урок физики в 9 классе:

« Решение задач по теме: «Импульс. Закон сохранения импульса»


Тип урока: урок решения задач

Цели урока:

Обучающие: повторить и закрепить понятия импульс тела, импульс силы; законы изменения и сохранения импульса; выяснить уровень усвоения учащимися изученного материала.

Воспитательные: показать учащимся, что полученные теоретические знания позволяют решать различные практические задачи, с которыми мы сталкиваемся в окружающей жизни: природе, технике, спорте.

Развивающие: формирование навыков самостоятельного решения задач, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации; навыков использования алгоритмов решения типовых задач; умений стоить логичные обоснованные ответы на поставленные вопросы.


Ход урока.

1. Начало занятия. Подготовка учащихся к работе на уроке.

Известна старинная легенда о богаче с мешком золотых, который,

оказавшись на абсолютно гладком льду озера, замерз, но не пожелал расстаться с богатством. Как бы он мог спастись, если бы не был так жаден?

(Оттолкнув от себя мешок с золотом, богач сам заскользил бы по льду в противоположную сторону в силу закона сохранения импульса системы мешок–богач)

2. Сообщение темы и целей урока.

На предыдущих уроках вы познакомились с такими понятиями как: импульс тела, импульс силы, реактивное движение и одним из важнейших законов механики – законом сохранения импульса. Полученные теоретические знания позволяют решать различные практические задачи, с которыми мы сталкиваемся в окружающей жизни: природе, технике, спорте.

Эти знания позволяют разобраться, что происходит при соударениях, столкновениях, при стрельбе, взрывах, от чего зависит сила удара, и многое другое. Кроме того изученные понятия и закон сохранения импульса описывают явления столкновения молекул, атомов, элементарных частиц.

Цель сегодняшнего урока: повторить и закрепить основные понятия, формулы по теме «Импульс. Закон сохранения импульса» и научиться решать новые, практически важные задачи на основе полученных знаний.

Запишите тему урока.

«Решение задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса»

3. Контроль исходного уровня знаний


  • Што такое імпульс цела?

  • Сфармулюйце закон захавання імпульсу?

  • Што называюць замкнутай сістэмай цел?

  • У якіх выпадках можна прымяняць закон захавання імпульсу?

  • Чым адрозніваюцца упругі і няўпругія удары?

  • Які рух называюць рэактыўным?


4. Решение задач разного уровня.


  1. Из пушки массой m1 = 800 кг стреляют в горизонтальном направлении. Какова скорость отдачи пушки V1, если ядро массой m2 = 1 кг вылетело со скоростью V2 = 400 м/с?

  2. Вагон массой 30 т, движущийся горизонтально со скоростью 1,5 м/с, автоматически сцепляется с неподвижным вагоном массой 20 т. С какой скоростью движется сцепка?


  1. Ледокол массой 550 т, идущий по инерции со скоростью V1 = 8 м/ c, сталкивается с неподвижным айсбергом. Ледокол начал толкать айсберг перед собой со скоростью V = 1 м/с. Чему равна масса айсберга?


  1. Снаряд, летящий со скоростью 10 м/с, разорвался на две части массой 0,6 кг и 0,4 кг. Скорость большего осколка возросла до 25 м/с. Найти скорость меньшего осколка.



  1. Начинающий ковбой, накинув лассо на бегущего быка, от рывка полетел вперед со скоростью 5 м/с, а скорость быка уменьшилась с 9 до 8 м/с. Какова масса быка, если масса ковбоя составляет 70 кг?


  1. На льду стоит ящик с песком. Сдвинется ли ящик, если в нем застрянет пуля массой 10 г, летящая горизонтально со скоростью 500 м/с? Масса ящика равна 25 кг. Если да, то какую скорость приобретет ящик. Какое значение для решения задачи имеет замечание, что ящик стоит на льду?



  1. Тележка массой m1 = 120 кг движется со скоростью V1 = 6 м/с. Человек, бегущий навстречу тележке со скоростью V2 = 2,5 м/с, прыгает на тележку. С какой скоростью V движется после этого тележка, если масса человека m 2 = 60 кг?


5. Тестирование.


1. Два шарика массами  m  и 2m   движутся со скоростями, равными соответственно  2  и . Первый шар движется за вторым и, догнав, прилипает к нему. Каков суммарный импульс шаров после удара?

а)                б)                  в)             г) 

2. Навстречу друг другу летят шарики из пластилина. Модули их импульсов равны соответственно 5•10–2 кг•м/с  и 3•10–2 кг•м/с. Столкнувшись, шарики слипаются. Импульс слипшихся шариков равен

а) 8 • 10–2 кг•м/с  

б) 2 • 10–2 кг•м/с 

в) 4 • 10–2 кг•м/с    

г) 34 •10–2 кг•м/с

3. Два  кубика массой  m   движутся на встречу по гладкому столу со скоростями, по модулю равными  . После удара кубики слипаются. Суммарный  импульс системы двух кубиков до и после удара по модулю равен соответственно

а) 0  и  0            б) 2 и   0             в)  и  0      г)     и  

4. По гладкому столу катятся два шарика из пластилина. Модули их импульсов равны соответственно  3•10–2 кг•м/с  и  4•10–2 кг•м/с, а направления перпендикулярны друг другу. Столкнувшись, шарики слипаются. Импульс слипшихся шариков равен

а) 10–2 кг•м/с    б) 3,5 • 10–2 кг•м/с     в) 5 • 10–2 кг•м/с     г) 7 • 10–2 кг•м/с

5. Две тележки движутся вдоль одной прямой в одном направлении.

Массы тележек  m  и  2m ,  скорости соответственно равны   и  . Какой будет их скорость после абсолютно неупругого столкновения?

а)            б)                   в)              г) 

Ответы:     1.  г      2.  б        3.    а      4.   в         5.   а   



  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.

  2. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня на уроке мы научились решать задачи по теме: « Закон сохранения импульса»


Какие понятия и формулы мы повторили?


Что нового узнали на уроке?


Чем запомнился  вам урок?


Оцените свою работу на уроке.



7. Домашнее задание