Урок физики в 9 классе:
« Решение задач по теме: «Импульс. Закон сохранения импульса»
Тип урока: урок решения задач
Цели урока:
Обучающие: повторить и закрепить понятия импульс тела, импульс силы; законы изменения и сохранения импульса; выяснить уровень усвоения учащимися изученного материала.
Воспитательные: показать учащимся, что полученные теоретические знания позволяют решать различные практические задачи, с которыми мы сталкиваемся в окружающей жизни: природе, технике, спорте.
Развивающие: формирование навыков самостоятельного решения задач, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации; навыков использования алгоритмов решения типовых задач; умений стоить логичные обоснованные ответы на поставленные вопросы.
Ход урока.
1. Начало занятия. Подготовка учащихся к работе на уроке.
Известна старинная легенда о богаче с мешком золотых, который,
оказавшись на абсолютно гладком льду озера, замерз, но не пожелал расстаться с богатством. Как бы он мог спастись, если бы не был так жаден?
(Оттолкнув от себя мешок с золотом, богач сам заскользил бы по льду в противоположную сторону в силу закона сохранения импульса системы мешок–богач)
2. Сообщение темы и целей урока.
На предыдущих уроках вы познакомились с такими понятиями как: импульс тела, импульс силы, реактивное движение и одним из важнейших законов механики – законом сохранения импульса. Полученные теоретические знания позволяют решать различные практические задачи, с которыми мы сталкиваемся в окружающей жизни: природе, технике, спорте.
Эти знания позволяют разобраться, что происходит при соударениях, столкновениях, при стрельбе, взрывах, от чего зависит сила удара, и многое другое. Кроме того изученные понятия и закон сохранения импульса описывают явления столкновения молекул, атомов, элементарных частиц.
Цель сегодняшнего урока: повторить и закрепить основные понятия, формулы по теме «Импульс. Закон сохранения импульса» и научиться решать новые, практически важные задачи на основе полученных знаний.
Запишите тему урока.
«Решение задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса»
3. Контроль исходного уровня знаний
Што такое імпульс цела?
Сфармулюйце закон захавання імпульсу?
Што называюць замкнутай сістэмай цел?
У якіх выпадках можна прымяняць закон захавання імпульсу?
Чым адрозніваюцца упругі і няўпругія удары?
Які рух называюць рэактыўным?
4. Решение задач разного уровня.
Из пушки массой m1 = 800 кг стреляют в горизонтальном направлении. Какова скорость отдачи пушки V1, если ядро массой m2 = 1 кг вылетело со скоростью V2 = 400 м/с?
Вагон массой 30 т, движущийся горизонтально со скоростью 1,5 м/с, автоматически сцепляется с неподвижным вагоном массой 20 т. С какой скоростью движется сцепка?
Ледокол массой 550 т, идущий по инерции со скоростью V1 = 8 м/ c, сталкивается с неподвижным айсбергом. Ледокол начал толкать айсберг перед собой со скоростью V = 1 м/с. Чему равна масса айсберга?
Снаряд, летящий со скоростью 10 м/с, разорвался на две части массой 0,6 кг и 0,4 кг. Скорость большего осколка возросла до 25 м/с. Найти скорость меньшего осколка.
Начинающий ковбой, накинув лассо на бегущего быка, от рывка полетел вперед со скоростью 5 м/с, а скорость быка уменьшилась с 9 до 8 м/с. Какова масса быка, если масса ковбоя составляет 70 кг?
На льду стоит ящик с песком. Сдвинется ли ящик, если в нем застрянет пуля массой 10 г, летящая горизонтально со скоростью 500 м/с? Масса ящика равна 25 кг. Если да, то какую скорость приобретет ящик. Какое значение для решения задачи имеет замечание, что ящик стоит на льду?
Тележка массой m1 = 120 кг движется со скоростью V1 = 6 м/с. Человек, бегущий навстречу тележке со скоростью V2 = 2,5 м/с, прыгает на тележку. С какой скоростью V движется после этого тележка, если масса человека m 2 = 60 кг?
5. Тестирование.
1. Два шарика массами m и 2m движутся со скоростями, равными соответственно 2
и
. Первый шар движется за вторым и, догнав, прилипает к нему. Каков суммарный импульс шаров после удара?
а)
б)
в)
г) 
2. Навстречу друг другу летят шарики из пластилина. Модули их импульсов равны соответственно 5•10–2 кг•м/с и 3•10–2 кг•м/с. Столкнувшись, шарики слипаются. Импульс слипшихся шариков равен
а) 8 • 10–2 кг•м/с
б) 2 • 10–2 кг•м/с
в) 4 • 10–2 кг•м/с
г)
34 •10–2 кг•м/с
3. Два кубика массой m движутся на встречу по гладкому столу со скоростями, по модулю равными
. После удара кубики слипаются. Суммарный импульс системы двух кубиков до и после удара по модулю равен соответственно
а) 0 и 0 б) 2
и 0 в)
и 0 г)
и 
4. По гладкому столу катятся два шарика из пластилина. Модули их импульсов равны соответственно 3•10–2 кг•м/с и 4•10–2 кг•м/с, а направления перпендикулярны друг другу. Столкнувшись, шарики слипаются. Импульс слипшихся шариков равен
а) 10–2 кг•м/с б) 3,5 • 10–2 кг•м/с в) 5 • 10–2 кг•м/с г) 7 • 10–2 кг•м/с
5. Две тележки движутся вдоль одной прямой в одном направлении.
Массы тележек m и 2m , скорости соответственно равны
и
. Какой будет их скорость после абсолютно неупругого столкновения?
а)
б)
в)
г) 
Ответы: 1. г 2. б 3. а 4. в 5. а
Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.
Рефлексия
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Сегодня на уроке мы научились решать задачи по теме: « Закон сохранения импульса» | |
Какие понятия и формулы мы повторили? | |
Что нового узнали на уроке? | |
Чем запомнился вам урок? | |
Оцените свою работу на уроке. | |
7. Домашнее задание