Открытый урок по «Фортепиано»
Красноуфимская РДШИ.
Отделение: фортепианное.
Преподаватель: Сафонова Ольга Ивановна.
Урок был проведён 18.11.2019г. на базе МКОУДОД Красноуфимская РДШИ.
Тип занятия: индивидуальное занятие по фортепиано с учеником 1-го года обучения.
Тема урока: «Закрепление навыка игры штрихом legato»
Цель урока: формирование навыка игры legato.
Задачи:
обучающие:
- приобщение к классической музыке,
- формирование правильного воспроизведения полученных знаний на практике,
- формирование навыка чтения с листа произведения уровня сложности, соответствующего году обучения,
- закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения.
развивающие:
- развитие навыка связной игры на инструменте, внимания, памяти,
- формирование общего кругозора,
воспитательные:
- развитие эстетического вкуса,
- развитие воли и управления своим поведением,
здоровьесберегающие:
- снятие мышечных зажимов,
- правильная организация пианистического аппарата.
Методы и приемы:
- наблюдение,
- прослушивание музыкального произведения,
- нескучные способы разучивания,
- практический,
- наглядный.
Психологические условия на уроке:
• психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
• личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
• учёт индивидуальных особенностей.
Реализуемые педагогические технологии:
- развивающего обучения,
- художественные.
Оборудование:
- фортепиано,
- ноты,
- дидактический материал: ритмические карточки, музыкальные ребусы.
Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение пьес штрихом legato, уверенное определение музыкальных жанров.
Структура урока:
1. Организационный момент.
Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
2. Основная часть:
Игра пьес штрихом легато.
2.1. Упражнения для правильной постановки руки и посадки за инструментом.
Напоминание о правильной посадке и постановке руки. Повторение игры-упражнения: «Колечки»- пальцы поочередно соединяются с первым. «Домик»- рука кладется на колено, а затем плавное ее перенесение на клавиатуру.
Упражнение «Медвежонок и солдатик».
- Как сел бы за инструмент медвежонок? (сутулая спинка).
- А как сидит солдатик? (спина ровная, прямая).
2.2. Проверка домашнего задания.
Исполнение песенки «Два веселых гуся».
- Скажи, какие у гусей шеи? (Ответ: длинные и гибкие.)
- Запястье у руки тоже должно быть гибким, как шея у гуся. Пальчики плавно движутся, переходят с одного звука на другой.
- Получилось у тебя? Посмотри, как сыграю я, попробуй повторить.
2.3. Работа над ансамблем.
Работа над ансамблем музыка и слова Н. Соколовой «В облачные пёрышки».
Спеть со словами. Придумать иллюстрацию к песне. Обсудить какие облака, как они двигаются. Попробуем передать это в характере исполнения пьесы.
2.4. Разучивание новой пьесы, чтение с листа пьесы В. Игнатьева «Тихая песня».
Знакомство с новой пьесой «Тихая песня». Пропевание со словами мелодии плавно и связно. Прохлопывание ритмического рисунка, выкладывание рисунка ритмослогами (карточки), а затем игра пьесы по нотам – такая же плавная, как пение. Чтение с листа пьесы «Тихая песня». Акцентирование внимания на опору пальцев в клавиатуру, перенос веса руки с одного пальца на другой.
2.5. Повторение нот, длительностей, прохлопывание ритмических рисунков.
Использование дидактического материала: нотных ребусов, ритмических карточек.
2.6. Проведение физкульт-минутки. Выполнение здоровьесберегающих упражнений.
Игра-упражнение «Робот» (постепенное расслабление и освобождение рук, начиная от кисти и заканчивая всем корпусом). При выполнении упражнения «Птица» - предлагается представить, что ученик - большая нежная птица, которая машет крыльями.
3. Подведение итогов, информация о домашнем задании.
4. Литература и методические пособия, использованные в работе.
В работе использована учебная программа «Работа над звуком и воспитание звуковой культуры в классе фортепиано», предназначенная для ДМШ и ДШИ 2009г.;
Б. Милич «Воспитание ученика пианиста»;
О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью» 2010г.;
Л. М. Седракян «Техника и исполнительские приёмы фортепианной игры» 2007г.;
Т. А. Ткаченко «Мелкая моторика». (Гимнастика для пальчиков) 2005г.