Урок математики. 1 класс, 3 триместр.
Тема: Закрепление сложения и вычитания чисел в пределах 10.Решение задач.
Тип урока: нестандартный.
Форма проведения: урок-сказка «Колобок».
Цель: Обобщить и систематизировать ранее полученные знания. Закрепление навыков решения задач в 1-2 действия на сложение и вычитание, отработка вычислительных навыков.
Задачи:
способствовать актуализации знаний и умений учащихся по пройденным темам курса;
способствовать развитию мотивации учебной деятельности при выполнении заданий творческого и поискового характера;
способствовать развитию устной речи, умению высказывать свою точку зрения, слушать окружающих.
воспитание активности, усидчивости, прилежания в процессе учения.
планируемые результаты:
Предметные:
выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях;
применять навыки счёта и знание состава каждого числа от 1 до 10.
Личностные:
проявлять интерес к математике;
осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействие с учителем и одноклассниками;
проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Регулятивные УУД:
формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи.
Познавательные УУД:
формировать умение осуществлять анализ, сравнение, классификацию изучаемых объектов;
давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
осуществлять обобщение, выводы;
строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения).
Коммуникативные УУД:
совершенствование умения работать в парах;
понимать задаваемые вопросы, формулировать ответы на них;
выражать свою точку зрения;
толерантно относится к другому мнению.
Методы, формы и средства: познавательная игра, создание проблемной ситуации, наглядность, наблюдение (моделирование, сравнение, анализ, классификация), учебный математический диалог, самоконтроль, самооценка, коррекция, рефлексия, работа в паре, фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Оборудование:
проектор
ноутбук
карточки с заданиями в конвертах, буквы (10 шт.)
карточки с изображением солнышка и тучки (по 26шт)
домики с цифрами (6 шт.)
Ход урока
1. Организационный момент.
а)Приветствие
Учитель: Смолк звонок. Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Дети: Всё на месте, всё в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки,
Учитель: Карандаш, линейка есть?
Разрешаю тихо сесть.
Какие качества Вам надо проявить на уроке, чтобы справиться с трудностями: Читаем хором:
Дети: внимательность, смекалку, упорство, терпение, умение слушать товарища. (Слайд2)
б) Учитель создаёт психологический настрой на урок. ( Слайд 3 )
Девиз урока:
«Не стыдно не знать
Стыдно не учиться!»
Учитель: Предлагаю обсудить в паре смысл поговорки.
– Как вы понимаете смысл поговорки?
- Какой мы сделаем вывод?
2.Актуализация знаний.
Учитель: (Слайд 4)
Мы в сказку за знанием сегодня пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Итак, в путь.
Жили-были дед да баба. Жили, тужили, о внуках мечтали. Решили смастерить себе внучка. (Слайд 5)
Посмотрели в компьютере, поразмыслили: смешали цифры, буквы, знаки, свои знания добавили, мукой приправили (Слайд 6)
и в печь волшебную отправили.
А сами стали имя внуку придумывать, но у них ничего не получилось. (Слайд 7)
Учитель: Давайте, ребята поможем старикам. (Слайд 8)
а) Натуральный ряд чисел:
1ряд: Посчитайте от 3 до 8 и обратно
2 ряд: от5 до1 и обратно,
3 ряд: от 9 до 4 и обратно.
Вместе от 1 до 10 и обратно.
- Назовите число, которое не является натуральным?
Дети: 0
Учитель: Для того, что бы прочитать имя нашего героя нужно расположить овалы с числами в порядке убывания. С какого числа будем начинать? (Слайд 10)
С наибольшего или наименьшего?
Какое здесь самое большое число? (7)
А самое маленькое? (1)
Давайте вместе посчитаем от 7 до 1 и посмотрим, что у нас получится. (Счёт + чтение слова).
Получилось слово «колобок». Вот и герой нашей сказки. (Слайд 11)
Работа в тетрадях.
Учитель: Давайте откроем тетради и запишем дату рождения колодка. Сегодня 2 марта.
- Посмотрел колобок по сторонам и решил сбежать из дома – мир посмотреть. (Слайд 12-14)
Расстроились дед и баба, плачут. Давайте, ребята поможем им. Для этого нам нужно оправиться по следу колобка. (Слайд 15)
Посмотрите на дорогу, она обрывается. Нам нужно продолжить путь. Скажите, в каком направлении нужно двигаться дальше? (1 клетки вверх, 1 вправо, 1 клетки вниз, 1 вправо и т.д.)
б) Минутка чистописания.
Учитель: Вспомните сколько букв О в слове колобок? (три).
Вспомним стихотворение о цифре 3, и как правильно она пишется.
Перед нами - цифра три.
Повнимательней смотри.
Нарисуй, дружок, пока
Два цветочных лепестка.
Вправо смотрят лепестки:
Не задерживай руки.
Карандаш останови!
Получилась цифра три!
Пропишите цифру 3 через 1 клетку.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Мы хорошо начали работу, но нам надо успеть догнать колобка.
III. Обобщение и систематизация знаний и способов действий.
Учитель: Катится колобок, мир изучает, и вдруг смотрит зверь перед ним странный. Серый, с длинными ушами. Да это же заяц. (Слайд 17-18)
Учитель: Поможем колобку?
1.Игра «Засели домик».
Каждый ряд заселяет свой домик цифрами. Выигрывает тот ряд, который быстрее и правильнее это сделает.
Учитель: Отпустил Заяц Колобка, покатился тот по дорожке,
А навстречу ему Волк,
В колобках он знает толк!
Чтобы Волк его не съел,
Колобочек наш запел.
А Волк на пути стоит,
Колобочку говорит: (Слайд 20)
Учитель: Поможем колобку? (Слайд 21)
2.Решение примеров по вариантам. Самопроверка по образцу ( слайду). (Слайд 22)
- Ребята, кто не допустил ни одной ошибки, поднимите солнышко. Молодцы! (Слайд 23-24)
Учитель: Притомился колобок и мы с вами. Пора отдохнуть. Давайте остановимся на ближайшем болотце и отдохнем.
Физминутка
Раз - прыжок, а два - присядка.
Это заячья зарядка («ушки» на макушке)
А лисята, как проснутся, (ладошками протираем глазки)
Любят долго потянуться (потягиваемся)
Обязательно зевнуть (рот ладонью прикрываем)
Ну и хвостиком вильнуть («хвостиком» виляем)
А волчата - спинку выгнуть (наклон вперед)
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставил лапы. (из стороны в сторону качаемся)
А кому зарядки мало-
Начинает пусть сначала! (руки в стороны ладонями вверх)
Учитель: Да, дорожка нелегка,
Но отпустил Волк Колобка.
Не попал он Волку в лапы.
Вдруг навстречу Косолапый: (Слайд 26-27)
3. Решение задач.
У Вани 3 марок, а у Егора на 3 марки больше. Сколько марок у мальчиков вместе?
Ваня – 7 м.
Егор – ? м., на 3 м. ?
1) 3 + 3 = 6(м.) у Егора.
2) 6+3=9(м.)
Ответ: 9 марок .
- Какие части у задачи вы знаете? (Условие, вопрос, решение, ответ)
- Прочитайте задачу про себя. Прочитайте вслух.
- Прочитайте условие задачи? Вопрос?
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Самостоятельная работа по группам. Тестирование. Решение простых задач.
Вариант 1
1. На одной тарелке было 5 яблок, а на другой 4 яблока. Сколько яблок на двух тарелках?
Ответы: 1) 1 яблоко 2) 5 яблок 3) 9 яблок
К О З
2.У Димы было 6 тетрадей. Он отдал сестре 2 тетради. Сколько тетрадей осталось у Димы?
Ответы: 1)8 тетрадей 2) 4 тетради 3) 5 тетрадей
Е А М
3. Большой ёжик принёс 7 грибов, а маленький на 3 гриба меньше. Сколько грибов принёс маленький ёжик?
Ответы: 1) 4 гриба 2) 10 грибов 3) 5 грибов
Я Ю У
4.Маша нарисовала 6 кругов и 3 треугольника. На сколько больше кругов, чем треугольников, нарисовала Маша?
Ответы: 1) на 9 2) на 3 3) на 4
Й Ц Л
(Слово заяц)
Вариант 2
1. В корзине было 5 красных мячей и 3 синих мяча. Сколько всего красных и синих мячей было в корзине?
Ответы: 1) 9мячей 2) 8 мячей 3) 2 мяча
З В А
2.В вазочке было 7 конфет. За чаем 3 конфеты съели. Сколько конфет осталась в вазочке?
Ответы: 1) 10 конфет 2) 4 конфеты 3) 5 конфет
Е О М
3. На ёлке было 3 больших шаров, а маленьких шаров на 5 больше. Сколько было маленьких шаров на ёлке?
Ответы: 1) 2 шара 2) 9 шаров 3) 8 шаров
Я Ю Л
4.Юра нарисовал 8 кругов и 2 треугольника. На сколько меньше кругов, чем треугольников , нарисовал Юра?
Ответы: 1) на 10 2) на 6 3) на 4
Й К Л
(Слово волк)
Учитель:
- И покатился колобок по дорожке, только медведь его и видел. (Слайд 29)
Катился Колобок, катился, докатился до реки. Задумался Колобок: «Как перебраться на другой берег?
- Ребята, как же помочь колобку?
Давайте построим для него кораблик. (Слайд 30)
- У вас на партах математические наборы, постройте кораблик для колобка, используя такие же геометрические фигуры, как и на слайде. (Слайд 31)
Учитель:
- Закатился Колобок на кораблик и поплыл.
Вокруг него много примеров.
И начал он думать, как их решить.
Ребята, помочь надо колобку. С помощью веера показываем ответ на тот пример, на который я покажу. Готовы? Тогда поплыли! (Слайд 32)
Молодцы, вот колобок и перебрался через речку. (Слайд 33)
Учитель:
А вот и Лисонька идёт
И такую речь ведёт:
«Съем тебя я, Колобок! (Слайд 34)
Дети: Мы, Лиса, тебя проучим!
Колобочка не получишь.
Колобочка мы спасём
Бабе с дедом унесём!
Учитель: Не отдадим его лисе, выручим и в этой беде. Испугалась лиса ребят из 1 класса "Б" и отпустила колобка. (Слайд 35)
Колобка вернули бабе и деду. (Слайд 36)
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.(Слайд 37-39)
-Ребята, вам понравилось путешествие за колобком? Вернулись мы все целыми и невредимыми, потому что работали все дружно и помогали друг другу.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы»
Сильней, чем «я».
Если вместе,
Мы - друзья.
А теперь повернитесь друг к другу лицом, пожмите левую руку, правую и скажите: «Как хорошо мы поработали! Поздравляю!»
– Какое задание показалось самым интересным?
– В чем затруднялись?
– Ребята, кого бы вы похвалили за работу на уроке?
- Сегодня на уроке были внимательными, активными …
– На парте у вас лежат карточки солнышко и тучка. Выберите 1 карточку, цвет которой наиболее подходит к цвету вашего настроения.
В конце урока – сюрприз. Фото колобка на память!
Спасибо за урок!
12