Занятие элективного курса.
Вступление.
Программа элективного курса «Основы маркетинга», которую я разработала рассчитана на учащихся 9 класса.
Курс на 10 часов, предполагает компактное и чёткое изложение теории вопроса и выполнение практических заданий.
На занятиях рассматриваются такие темы как, возникновение и развитие маркетинга, основные понятия маркетинга, рынок, сбор и анализ маркетинговой информации, товар, цена, распространение товаров, продвижение товаров, реклама.
При проведении занятий я использую информационные технологии, технологию развития критического мышления.
Основной метод, который я применяю – это метод проектов, позволяющий формировать такие ключевые компетенции, как коммуникативность и информационность.
Тема «Реклама».
Цель:
Познакомить с понятием реклама; выявить функции рекламы; рассмотреть принципы воздействия рекламы и приемы, с помощью которых они реализуются; составить рекламу к сайту лицея.
1. Стадия вызова.
- Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?
Эпиграф: « Я не знаю вашу фирму.
Я не знаю товаров вашей фирмы.
Я не знаю клиентов вашей фирмы.
Я не знаю истории вашей фирмы.
Я не знаю репутации вашей фирмы.
Я не знаю достижений вашей фирмы.
Так какой же товар после этого вы мне хотите
предложить?»
- В чём нуждается потребитель? (в рекламе)
- На самом деле эти слова принадлежат фирме, которая занимается разработкой рекламы.
- Итак, тема нашего занятия: (дети отвечают) - «Реклама».
- И мы сегодня попробуем, познакомившись с принципами воздействия рекламы, создать рекламу.
1. – Какие ассоциации возникают у вас со словом реклама?
На доске:
Раздражает вызывает любопытство ТВ
РЕКЛАМА фирма
Товар магазин красивые люди
- Попробуем составить рассказ о рекламе, используя все ассоциации, которые мы записали.
- Кто желает?
Рассказ: «Реклама – это неотъемлемая часть нашей жизни. Многих она раздражает. Но при этом она вызывает любопытство. Мы постоянно её видим по телевидению. В ней представлено многообразие товаров различных фирм, которые мы можем купить в магазинах».
Стадия осмысления материала.
1 .– Чтобы уточнить, что же такое реклама, давайте обратимся к определению рекламы, которое даётся в словаре.
1 слайд: Реклама – это способ связи производителя и
потребителя, который позволяет потребителю
познакомиться с предлагаемой продукцией.
- Что общего между определением и нашим представлением о рекламе? (что она знакомит с предлагаемой продукцией)
- Я предлагаю вам посмотреть рекламный ролик. Попробуйте определить какие функции выполняет реклама.
(Рекламный ролик – кейс-метод).
- Какие функции выполняет реклама?
2 слайд: Функции рекламы: - знакомит с товаром – новинкой;
- напоминает о существовании
товара;
- информирует о преимуществах
товара;
- убеждает покупателя в выборе;
- создаёт имидж фирмы.
2. Работа с текстом ( приём-инсерт).
- Чтобы проверить свои предположения и расширить свои знания давайте посмотрим какой материал предлагает учебник « Основы предпринимательской деятельности». Перед вами текст о рекламе. Каждый читает текст и делает на полях пометки:
«+» - то, что вам известно;
«-« - то, что для вас является новым;
«?» - то, что вам непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу (непонятно может быть слово или словосочетание).
( учащиеся читают текст)
- Что в этом тексте вам уже известно?
- Что для вас является новым?
- Что вам непонятно?
3 слайд: Принципы воздействия рекламы:
1. Привлечь внимание!
2. Пробудить интерес!
3. Возбудить потребность!
4. Побудить к действию!
- Для реализации каждого принципа существуют свои приёмы.
3. – Первый принцип: Привлечь внимание! При рекламном воздействии ориентируются на неосознанное внимание. Для этого используют несколько приёмов:
* «Визуальный скандал» - это яркий цвет, большой размер букв, броское слово.
- В каких рекламах использован этот приём? (показ печатных реклам)
* «Элемент новизны» - необычное расположение текста, цветовое пятно или пустота, фотографии женщин, детей, животных.
- В каких рекламах использован этот приём? (показ печатных реклам)
Главная цель этих приёмов – поразить неожиданностью, оглушить любой ценой, врезаться в память.
* «Эффект цвета».
- Психологами выявлено влияние определённого цвета на человека.
- Посмотрите на таблицу:
Красный | Оранжевый | Жёлтый | Зелёный, синий | Чёрный, серый | Белый |
Огонь. Ощущение тепла. | Солнце. Ощущение тепла. | Солнце. Ощущение тепла. | Прохлада. Свежесть. Ощущение спокойствия. | Нейтральные цвета. | Чистота. Свежесть. |
Стимулирует мозг. | Стимулирует чувства. | Внушает мысль о бодрости. | Снижает усталость, боль | | |
Улучшает настроение | Ускоряет сердцебиение. | Помогает сосредоточиться | Предпочитают способные, уравновешенные люди | | |
Волнующий возбуждающий раздражающий эффект | Создаёт атмосферу благополучия, хорошего настроения | Заостряет восприятие | | | |
Увеличивает расстояние | Увеличивает расстояние | - | Уменьшает расстояние | - | - |
– Второй принцип: Пробудить интерес! Для того чтобы заинтересовать потребителя в рекламе используют «рекламный слоган».
- Как вы думаете, что это такое?
- Рекламный слоган – это рекламная тема, заголовок рекламы.
- Найдите на предложенных вам печатных рекламах рекламный слоган.
- Какие требования должны предъявляться к рекламному слогану?
4 слайд: Требования к рекламному слогану:
- быть кратким;
- легко запоминаться;
- легко произноситься;
- чётко соответствовать теме;
- оригинальная игра слов.
5. – Третий принцип: Возбудить потребность! И четвёртый принцип: Побудить к действию! Осуществляются с помощью «рекламного обращения». В нём должны быть подчёркнуты все выгоды товара, текст должен быть направлен на решение проблем потребителя. Т. е. это мини-послание, которое сообщает нам о важной особенности товара и побуждает нас к действию.
Стадия рефлексии.
- Теперь, зная, что такое реклама, давайте попробуем составить рекламный слоган к сайту нашего лицея.
(Просмотр сайта лицея)
- Приступаем к работе.
(Учащиеся составляют рекламный слоган)
- Представьте рекламный слоган к сайту лицея.
- Вернёмся к нашему эпиграфу.
Эпиграф: «Если я знаю вашу фирму.
Если я знаю товары вашей фирмы.
Если я знаю историю вашей фирмы.
Если я знаю репутацию вашей фирмы.
Если я знаю достижения вашей фирмы.
То теперь я ваш клиент!»
Реклама.
В маркетинге ключевым моментом является использование рекламы. Она представляет собой способ обращения производителя к потребителю, при котором он пытается перевести качества товара и услуг, также свои идеи на язык нужд и запросов потребителя.
Реклама предназначена для информирования покупателя, привлечения его внимания к данному товару, распространения предложений, советов, рекомендаций по приобретению данной продукции. Её используют для формирования положительного образа фирмы в сознании людей, для долговременной поддержки конкретного марочного товара (реклама марки).
Главной функцией рекламы является индивидуализация товара, то есть выделение его из основной массы конкурирующих товаров, акцент на свойственные только ему отличительные черты.
Процесс разработки рекламы включает два этапа:
принимается решение о структуре рекламы;
разрабатывается рекламный материал (создаётся текст, подбираются подходящие слова, иллюстрации, цветовые решения).
Реклама должна обладать силой эмоционального воздействия, способностью вызывать желание прочитать рекламное объявление; должна воздействовать на фактическое поведение потребителей.
Принципы воздействия рекламы и приёмы, с помощью которых осуществляется это воздействие:
1. Привлечь внимание!
2. Пробудить интерес!
3. Возбудить потребность!
4. Побудить к действию!
Для привлечения внимания используются такие приёмы как «Визуальный скандал», «Элемент новизны», «Цветовой эффект». Вызывает интерес к рекламе рекламный слоган – заголовок рекламы, который отличается от обычного заголовка повышенной эмоциональной насыщенностью, сильным подтекстом, призывающим к немедленному действию – покупке товара. И конечно текст рекламного обращения – мини-послание, которое рождает потребность в данном товаре, информируя потребителя о преимуществах товара.