СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие на сплочение классного коллектива «Остров»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие на сплочение классного коллектива «Остров» для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Занятие на сплочение классного коллектива «Остров»»

Занятие на сплочение классного коллектива «Остров»

(для учащихся 5-х классов)

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся.

Задачи: - приобретение навыков невербальной коммуникации;

  • освоение правил межгруппового взаимодействия;

  • формирование навыков конструктивного взаимодействия в малой группе и в классном коллективе в ситуации принятия решения;

  • интеграция умений и навыков успешного взаимодействия с другими людьми.

Конспект занятия:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие на необитаемый остров и для начала нам нужно собрать с собой в дорогу все самое необходимое.

Упражнение 1. «Собери чемодан».

Инструкция: учащиеся образуют круг. Каждый по очереди называет, что он возьмет с собой в путешествие. Повторяться нельзя.

Классный руководитель: молодцы, путешественники, чемодан собран, практически все готово для путешествия и можно отправляться. Вот только плыть придется на двух кораблях. Вы знаете, что на каждом корабле должна быть команда. Скажите, пожалуйста, кто обязательно должен быть на корабле (учащиеся отвечают: капитан, кок и т.д. Прим.: при необходимости можно объяснить учащимся, чем занимается тот или иной человек на корабле).

Сейчас мы выполним упражнение, которое позволит правильно собрать команды двух кораблей. От вас будет зависеть, доплывем мы до острова или нет.

Упражнение 2. «Найди свой корабль»

Инструкция:

Сейчас вы все получите карточки и узнаете, какая роль будет у вас на корабле. Карточку никому не показывайте. Все карточки парные. Ваша задача – найти человека с такой же ролью, что и у вас. Но есть одна проблема: на наших кораблях все из разных стран, поэтому объяснять друг с другом вам придется с помощью жестов. Нельзя разговаривать, писать слова в воздухе или на бумаге. Как только, по-вашему мнению, вы нашли свою пару, вдвоем отходите в сторону.

Инструкция понятна? Начинаем! Теперь, когда карточки находятся у вас, приготовьтесь… Аккуратно, чтобы никто не видел, прочитайте, что у вас там написано, и сразу спрячьте.

Карточки (см. приложение):

1. Капитан; 2. Штурман; 3. Боцман; 4. Впередсмотрящий; 5. Врач; 6. Бортмеханик;

7. Радист; 8. Шеф-повар (кок); 9. Рулевой; 10. Матрос; 11. Юнга; 12. Пассажир с попугаем; 13. Пассажир со скрипкой.

Вопросы для обсуждения:

— Что помогло вам найти свое место?

— Какие трудности возникли и как вы их преодолевали?

— Какие способы взаимодействия с другими участниками вы использовали?

— Кто, по вашему мнению, нашел удачные способы договариваться без слов? Какие? Расскажите о том, как вы понимали друг друга (примеры).

— Удалось ли кому-то, не нарушая правила, достаточно легко справиться с трудностями?

По итогам упражнения определяются две команды.

Классный руководитель: ребята, вы молодцы, справились с таким сложным заданием. А теперь вам нужно посовещаться и придумать название своим кораблям, ведь все знают, «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт». Учащиеся придумывают названия для кораблей.

Классный руководитель: теперь точно все готово к отплытию, можно отправляться к берегам таинственного острова. Пора высаживаться. Посмотрите вокруг, какой замечательный пейзаж. Сейчас наша задача – создать карту острова.

Упражнение 3.«Карта острова».

Ход работы: каждый участник получает кусок ватмана, накотором (на обратной стороне) карандашом написанномер, чтобы облегчить собирание общей картиныв завершение занятия. Карандаши, фломастерыи другие материалы для творчествалежат на общем столе. Каждой команде предлагается создать на куске ватмана коллективный рисунок – карту острова, на котором оказались наши путешественники. Затем учащиеся каждой команды собирают рисунок-пазл и вывешивают на доску. У каждой команды получается целостный пейзаж острова. Участники команд рассказывают о той части острова, где они оказались.

Обсуждение:

- Как удалось успешно выполнить это задание?

- Какие способы взаимодействия были использованы (приведите примеры)?

- С какими трудностями столкнулись? Почему?

Классный руководитель: посмотрите, кажется, этот остров не такой уж необитаемый. Нас встречают коренные жители. На их острове существуют два важнейших правила общения, которые должны соблюдать все без исключения: и сами жители, и гости острова. А что это за правила нам необходимо будет узнать. Для этогонужно выполнить еще одно задание.

Упражнение 4. «Сундучок сокровищ».

Ход упражнения: каждый учащийся получает конверт с заданием (загадка). Первую букву отгадки необходимо выписать на лист формата А4. Затем из полученных букв каждой команде необходимо составить слово. Напоминаю, что то слово связано с процессом общением, с теми важными качествами, которыми должен обладать человек, чтобы уметь дружить и хорошо общаться с другими людьми. Каждый будет самостоятельно выполнять свою часть задания, но только вместе вы разгадаете загадку острова. Учащиеся разгадывают загадки (некоторым учащимся, возможно, придется разгадать несколько загадок), а затем составляют слова: ВЗАИМОПОНИМАНИЕ и СОТРУДНИЧЕСТВО.

С

Белая скатерть все поле укрыла. (Снег)

О

Пришла волшебница прекрасная,

Листву без краски перекрасила.

(Осень)

Т

Через поле и лесок

Подается голосов.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

(Телефон)

Р

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждет добычу.

(Рысь)

У

В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать!

(Утюг)

Д

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

(Дятел)

Н

Ну, кто готов

Свои две шпаги

Скрестить

Из-за клочка бумаги?

(Ножницы)

И

Тебе дано,

А люди им пользуются.

(Имя)

Ч

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Е

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель)

С

Он с жадностью пьет –

А не чувствует жажды.

Он бел

А купается только однажды:

Он смело ныряет в кипящую воду,

Себе на беду,

Но на радость народу…

(Сахар)


Т

Мы привыкли к нему,

А ведь он – чародей:

Он со мной говорит

Голосами друзей.

(Телефон)

В

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

(Время)

О

Он как маленькая лошадь,

Он упрямый, но хороший.

(Ослик)



В

Без голоса кричит,

Без зубов кусает,

Без крыльев летит,

Без горла завывает.

(Ветер)

З

Я молча смотрю на всех,

И смотрят все на меня.

Веселые видят смех,

С печальными плачу я.

Глубокое, как река,

Я дома, на вашей стене.

Увидит старик — старика,

Ребенок — ребенка во мне.

(Зеркало)

А

Вкусны – оближешь пальчики –

Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю,

А неизменно их съедаю.

(Апельсины)

И

Тебе дано,

А люди им пользуются.

(Имя)

М

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

(Месяцы)

О

Пришла волшебница прекрасная,

Листву без краски перекрасила.

(Осень)

П

В огне не горит,

В воде не тонет,

В земле не гниет.

(Правда)

О

Он как маленькая лошадь,

Он упрямый, но хороший.

(Ослик)

Н


Ну, кто готов

Свои две шпаги

Скрестить

Из-за клочка бумаги?

(Ножницы)

И

Всех на свете обшивает,

Что сошьет — не надевает.

(Иголка)

М

Стукнешь о стенку -

А я отскачу.

Бросишь на землю -

А я поскачу.

Я из ладоней в ладони лечу -

Смирно лежать не хочу.

(мяч)

А

На окошке – пруд.

В нем рыбешки живут.

У стеклянных берегов

не бывает рыбаков.

(Аквариум)

Н

Чтобы шить иль вышивать,

Это нужно в руки взять.

Разноцветные катушки

У меня есть, у подружки.

(Нитки)

И

Ходит спесь надуваючись.

(Индюк)

Е

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель)

Классный руководитель ребята, молодцы. Вы справились с очень сложным заданием и разгадали главный секрет это острова: взаимопонимание и сотрудничество – именно эти два принципа позволяют местным жителям жить дружно и успешно общаться друг с другом.

Обсуждение:

- Как вам удалось успешно справиться с заданием?

- Что было самым главным при выполнении данного задания?

- Что выгоднее, полезнее – сотрудничество или соперничество?

- Как вы думаете, почему именно эти два принципа: сотрудничество и взаимопонимание являются важными? Вы согласны с этим?

Классный руководитель на этом наше путешествие сегодня закончилось. Вы молодцы, хорошо справились со всеми заданиями, а теперь давайте подведем итоги

Заключительный этап:

Устная рефлексия:

– Вспоминаем, какие выполняли упражнения?

– Что больше всего понравилось, было интересно?

– Что лично для вас было сложно, но вы справились?

- Что нового вы узнали для себя на этом занятии?

- Какими важными умениями нужно обладать, что успешно справляться с такими заданиями?

Сейчас каждому из вас я раздам анкеты, заполните их, пожалуйста, чтобы поделиться впечатлениями о нашем занятии.

Приложение к занятию









Список команды корабля

1. Капитан

2. Штурман

3. Боцман

4. Впередсмотрящий

5. Врач

6. Бортмеханик

7. Радист

8. Шеф-повар (кок)

9. Рулевой

10. Матрос

11. Юнга

12. Пассажир с попугаем

13. Пассажир со скрипкой



Анкета участника занятия

Фамилия, имя____________________________________________ Класс_____Дата_____
Что тебе больше всего понравилось и было самым интересным, хотелось бы повторить еще раз? ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Что лично тебе дало это занятие, чему ты научился, что узнал нового?

____________________________________________________________________
Что было сложно и что не понравилось, почему? ____________________________________________________________________
Дополнительные пожелания, предложения, идеи на следующее занятие

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________









Карточки для раздачи учащимся

Капитан

Ты самый смелый и отважный на корабле

Штурман

Ты знаток всех опасных и труднопроходимых мест в Индийском океане

Боцман

Тебя уважают все матросы на корабле

Пассажир с попугаем

Твоя любовь к дальним путешествиям привела тебя на корабль

Вперед - смотрящий

У тебя прекрасное зрение, которое спасает команду от всяких неприятностей

Врач

От твоего таланта зависит здоровье всей команды

Бортмеханик

Твои «золотые» руки и техническая смекалка не раз спасали в самых критических ситуациях

Радист

Ты первым узнаешь на корабле обо всех новостях, происходящих на земле.

Шеф-повар (кок)

Благодаря твоему таланту каждый обед на корабле – настоящий праздник кулинарного искусства

Рулевой

В твоих сильных и уверенных руках находится штурвал

Матрос

Твои разнообразные умения делают тебя незаменимым на этом корабле

Юнга

Твой задор, оптимизм и романтика вселяют в команду веру в успех.

Пассажир со скрипкой

У тебя есть два увлечения в жизни – музыка и путешествия