Слагаемые про профессиональные успешности – легкость овладения профессией и положительное отношение к своей работе. Человека, который схватывает все на лету, называют способным.
Способности — это совокупность всех свойств человека, определяющая его успешность в какой-либо деятельности. Человек рождается не с готовыми способностями, а с задатками, то есть индивидуальными особенностями мозга и нервной системы.
Различают общие и специальные способности. Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К ним относятся трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Эти качества важны во всех профессиях и видах деятельности. Целенаправленные занятия развивают способности точно так же, как упорные тренировки – мышцы спортсмена.
Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и т.п. Уровень умственного развития определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера.
Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.
Специальные способности — это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К специальным способностям относятся творческие, научные (академические), художественные, музыкальные, литературные, артистические, технические, организаторские и другие способности. Наличие этих способностей может определить только специалист.
Сочетание ярко выраженных специальных способностей, определяющее успешную деятельность человека в определенной области, выделяющее его среди других, называют одаренностью, которая благодаря упорному труду может развиться в талант.
Для успешного выполнения обычной профессиональной деятельности совсем необязательно иметь особые способности. Даже отсутствие обычных способностей не препятствует освоению профессии – в этом случает включаются механизмы компенсации способностей — возмещение одних недостающих или слабо развитых качеств за счет других.
Наличие профессиональных способностей — необходимое, но не достаточное условие успешной профессиональной деятельности. Важное значение имеет отношение к труду, личные качества, здоровье, навыки, привычки, знания, опыт.
Если требования, предъявляемые профессией к работающему, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Другими словами, профпригодность — эта гармония человека и его дела.
Различают разные степени профессиональной пригодности человека.
1. Профессиональная непригодность к конкретной профессии
О профнепригодности говорят в тех случаях, когда есть отклонения в состоянии здоровья, несовместимые, с точки зрения медиков, с работой в той или иной области деятельности. Однако противопоказания могут быть не только медицинские. Есть целая группа профессий, предъявляющих особые требования к человеку, которым могут соответствовать только люди, обладающие специальными способностями, так как их отсутствие невозможно компенсировать. Например, если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли станет хорошим художником, архитектором, скульптором.
Прямая профнепригодность видна невооруженным глазом — с такими примерами мы, к сожалению, сталкиваемся постоянно. Скрытая профнепригодность не так очевидна — специалист может удерживаться на требуемом профессиональном уровне ценой большого нервно-психического напряжения, компенсируя отсутствие одних необходимых качеств другими. Степень напряженности зависит от характера профессиональных функций, индивидуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опыта, знаний, навыков и умений.
2. Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий означает, что у человека нет профессиональных противопоказаний, но нет и явно выраженных склонностей — есть только реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в данной области. Необходимо учитывать, что профессиональная пригодность формируется только в профессиональной деятельности.
Профпригодность может быть относительной — в этом случае человек хотя и осваивает профессию, но медленно и с большим трудом. Есть профессии, где относительная профпригодность допустима, хотя и нежелательна, но в некоторых видах деятельности она недопустима — там требуется абсолютная профпригодность.
3. Соответствие конкретной профессиональной деятельности. Говорят, что человек соответствует выбранной профессии в том случае, если у него есть не только профессионально важные для данной деятельности качества, но и выраженный интерес к предмету труда, профессиональное образование, опыт успешной работы в данной области.
4. Призвание — высший уровень профессиональной пригодности – это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.
В школьном возрасте некорректно говорить о профессиональных способностях: можно говорить только об индивидуальных психологических особенностях как предпосылках профессиональных способностей.
Существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при выявлении профессиональных способностей.
Во-первых, в юношеском возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявлений.
Второй фактор – недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.
Третий фактор – недостаток жизненного опыта (скудные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).
Чтобы найти себя и правильно определить свое место в жизни, каждый человек должен ответить на следующие вопросы:
Какие мои способности?
Какие специалисты более нужны обществу, что оно ждет от меня?
В каком виде деятельности я смогу наиболее полно раскрыть себя?
Эти вопросы являются взаимосвязанными: чем больше мечты, склонности, способности и качества личности «вписываются» в дело, которому человек решил служить, тем большую пользу для общества она сможет принести на своем рабочем месте.
Как же найти «свое место» в жизни, как правильно выбрать профессию, если их много?
Выделяют пять основных типов профессий по принципу отношение человека к различным объектам окружающего мира.
Первый тип - профессии «человек - человек». Они объединяют учителей, воспитателей, преподавателей вузов и техникумов, врачей, продавцов, спортивных тренеров, менеджеров и др.
Второй тип - профессии «человек - техника». Это водители авто-и электротранспорта, машинисты поездов, операторы станков с программируемым управлением, инженеры, слесари, электросварщики и т.д.
Третий тип - профессии «человек - природа». Представителями этого типа есть садовники, лесники, агрономы, врачи, ветеринары, животноводы, мелиораторы, геологи, биологи, виноградари, пасечники.
Четвертый тип - профессии «человек - знаковая система». К этому типу относятся те, кто имеет дело с разного рода условными знаками, шифрами, кодами, формулами, языками: экономисты, бухгалтеры, корректоры, операторы ЭВМ, программисты, инспекторы отделов кадров, штурманы авиации, переводчики.
Пятый тип - профессии «человек - художественный образ». Этот тип включает архитекторов, фотографов, скульпторов, художников, дизайнеров, музыкантов, певцов, танцоров, настройщиков инструментов.
Разумеется, человек за своими наклонностями и способностями может иметь предпосылки не к одной, а в нескольких профессий. В таком случае нужно выбирать между ними. Гораздо сложнее принять решение, когда выясняется, что к профессии, которая очень нравится, у человека данных маловато. Тогда следует или переключиться на нечто другое, более-менее близкое, или вспомнить о компенсации - свойство психики человека, которая заключается в перестройке функций организма, нарушенных или утраченных вследствие перенесенного заболевания или травматических повреждений.
В 1961 году В. И. Скороходова, слепоглухонемой, защитила кандидатскую диссертацию на тему «Как я воспринимаю окружающий мир». При полном отсутствии зрения и слуха, она развила в себе способности к научному творчеству, после защиты диссертации работала в Научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук СССР, осуществляла воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Следовательно, при очень большом желании и сильной воли человек может преодолеть недостаточное развитие некоторых способностей, а также физические и психологические ограничения.