Занятие по познавательному развитию в средней группе
«Прогулка по Осени»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель. Использование дидактических игр, как средства всестороннего развития дошкольников.
Образовательные задачи:
- расширять и обобщать знания детей об окружающем мире через дидактические игры;
- продолжать учить детей слушать стихотворения, отгадывать загадки;
- углублять представления о признаках осени; о жизни диких зверей в лесу.
Развивающие задачи:
- развивать умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы;
- развивать логическое мышление, образную и смысловую память, наблюдательность, внимание;
- активизировать в речи детей словосочетания: золотая осень, солнечный день, листья березовые, каштановые, кленовые и т.д..
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к окружающей природе;
- приучать детей общаться спокойно, развивать доброжелательное отношение друг к другу;
- вызывать у детей интерес, эмоциональный отклик, желание помочь взрослому.
Методические приёмы:
Наглядный: картины, иллюстрации на тему: «Природа осенью»
Словесный: «Минутка вхождения в день», загадывание загадки, рассказывание стихотворений, физкультминутка «Мы листочки»
Практический: дидактические игры
Игровой: пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Материалы и оборудование. Мольберт, картины и иллюстрации осени; Солнышко с бантиками разных цветов (красный, зелёный, синий, желтый и белый) и коробка с конвертами - дидактические игры в соответствии с цветами бантиков; корзина с овощами и фруктами, 2 подноса; картинки деревьев, листья и семена березы, каштана, клёна, ореха, дуба; дидактическая кукла Вероника одета по-летнему, осенняя одежда для неё; макет леса, дикие животные или картинки – медведь, мышь, еж, барсук, белка, лиса, заяц, волк; корзина с фруктами; экибана из осенних листьев; ваза с осенними цветами.
Предварительная работа. Беседы об осени, рассматривание пейзажей и картин, чтение стихотворений об осени, рассказов о подготовке диких животных к зиме, загадывание загадок, дидактические игры на осеннюю тематику; наблюдение за прохожими «Кто во что одет?», рассматривание альбома с иллюстрациями одежды, экскурсии по территории д/с, сбор листочков и семян – деток с деревьев.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей встать в круг и предлагает «Минутку вхождения в день»:
Встаньте дети, встаньте в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель. Молодцы ребята улыбнулись друг другу. Я вижу, что у вас у всех хорошее настроение. А сейчас послушайте загадку и скажите мне отгадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся
Это время года, как оно зовётся?
Дети. Осень.
Воспитатель. Ребята, вы правильно отгадали загадку. Чтобы вам легче было отвечать на мои вопросы, посмотрите на эти картины, как они прекрасны.
Ребенок рассказывает стихотворение.
«Осень»
З. Федоровская
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зардели клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите – роща, золотом одета.
- Какие наряды сейчас одевают деревья? (Ответы детей).
- А если за окном идёт дождь, какой будет день? (дождливый, хмурый, пасмурный, грустный и т.д.)
- А какой сегодня день, если светит солнышко? (солнечный, ясный, весёлый, добрый, тёплый, золотой и т.д.)
Воспитатель. Я предлагаю вам громко похлопать в ладоши и позвать в гости Солнышко.
Дети хлопают в ладоши, появляется Солнышко и здоровается с детьми.
Дети ему отвечают:
Здравствуй, здравствуй солнышко!
Ярче нам свети!
Помогай нам солнышко,
Крепнуть и расти!
Воспитатель. Ребята, посмотрите на Солнышко. Сколько на нём ярких и красивых бантиков. А ещё Солнышко принесло нам коробку. Хотите посмотреть, что в ней?
Дети. Да.
Воспитатель достаёт конверты. Ребята, Солнышко хочет с нами поиграть. Посмотрите, на каждом конверте такой же бантик, как и на самом Солнышке. Давайте начнём с конверта с красным бантиком.
Конверт №1 – Д/и «Овощи и фрукты»
Цель: формирование представлений о садовых и огородных растениях, месте и способе их произрастания, закрепление в памяти правильных названий плодов, развитие умения отличать овощи по внешним признакам от фруктов.
Воспитатель. Перед вами на столе корзина с овощами и фруктами. Вы видите, что они все перепутались. Надо их отделить друг от друга. На один поднос мы выкладываем овощи, на другой – фрукты. В конце игры сделать вывод: овощи растут в огороде (на земле и в земле), фрукты растут на деревьях и кустах.
Воспитатель. А сейчас посмотрим, что в конверте с зелёным бантиком.
Конверт №2 – Д/и «С какого дерева детки?»
Цель: уточнение представлений детей о деревьях и их плодах; расширение и активизация словаря по теме; развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, память; воспитывать познавательный интерес.
Воспитатель. Ребята, какие вы знаете деревья, которые растут у нас на территории д/с. (Ответы детей). На столе картинки деревьев – березы, клёна, каштана, ореха и дуба. А рядом в коробочке лежат их детки. Нужно каждому дереву найти его малыша.
А теперь скажите мне: - Как будет называться лист березы? Клёна? Каштана? Ореха? Дуба? А одним словом это у нас что? (Деревья)
Воспитатель. Молодцы ребята!
Воспитатель. Следующий конверт с синим бантиком.
Конверт №3 – Физкультминутка «Мы листочки»
Дети берут по 2 листочка и выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы листочки, мы листочки,
Мы осенние листочки.
Мы на дереве сидели
Ветер дунул, полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок,
Мы присели все в кружок
Ветер снова подул
И листочки быстро сдул.
Покрутил их, покружил,
И на землю опустил.
Воспитатель. Мы с вами немного отдохнули, а теперь посмотрим какое задание для нас приготовило Солнышко в жёлтом конверте.
Конверт №4 «Помоги Веронике собраться на осеннюю прогулку»
Цель: учить правильно называть осеннюю одежду, формировать представление о ее назначении, закреплять понятие «одежда»; продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление; активизировать речь детей; воспитывать бережное отношение к одежде.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на занятие пришла наша любимая кукла Вероника. Но посмотрите на неё. Как она одета? Как вы думаете ей в такой одежде можно выйти на улицу? Ответы детей.
Воспитатель. Давайте поможем Веронике собраться на прогулку. В коробке лежат разные вещи. Надо выбрать именно те, которые мы с вами одеваем сейчас, осенью. Каждый из вас возьмёт ту или иную вещь, назовет её и положит перед Вероникой. А после занятия мы её оденем на Веронику и возьмём Веронику с собой на прогулку.
Воспитатель. Молодцы ребята, быстро справились с заданием. Одним словом, как называются все эти вещи? (Одежда)
Я предлагаю Вам поиграть с Солнышком и провести
пальчиковую гимнастику «Солнышко»
Мы ладошки протянули Дети протягивают ладошки вперед
И на солнышко взгянули. И ритмично поворачивают их вверх – вниз.
Дай нам солнышко тепла, Дети делают движения пальцами,
Чтобы силушка была. Словно маня к себе.
Наши пальчики-малютки Ритмично сгибают и разгибают пальцы.
Не хотят ждать ни минутки.
Тук-тук молоточками, Стучат кулачками, друг по дружке,
Хлоп-хлоп лопаточками. Хлопают по коленкам.
Прыг-прыг словно зайки Стучат полусогнутыми пальцами по коленкам.
Скачут по лужайке.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Я думаю, что Солнышку очень понравилась ваша пальчиковая гимнастика.
И вот мы сейчас откроем последний конверт с белым бантиком.
Конверт №5 «Кто спит зимой?»
Цель: формировать знания детей о том, как дикие животные готовятся осенью к зиме; уметь подбирать из предложенных вариантов картинок те, которые соответствуют жилищу животного (медведь, барсук, еж, мышь, белка, лиса, заяц, волк); воспитывать интерес к жизни животных и умение работать в коллективе сверстников.
Воспитатель. Ребята, я для вас приготовила макет леса и отдельно дерево. Здесь находятся дикие животные. Мы с вами читали рассказы, рассматривали картинки о том, как готовятся дикие звери к зиме. Кто впадает в спячку, а кто всю зиму не спит. Сейчас ваша задача каждому животному найти место, то ли в лесу, то ли под деревом. Если в лесу- значит он не спит зимой, а если под деревом – значит у него там домик для спячки.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все правильно сделали. Но нам пора прощаться с Солнышком. Все конверты мы открыли, во все игры мы поиграли. Вам было интересно?
Дети. Да!
Воспитатель. Но Солнышко напоследок для вас приготовило еще один сюрприз – появляется корзина с фруктами. Чтобы вы росли крепкими и здоровыми щедрая Осень дарит вам эти фрукты.
Солнышко уходит. Дети угощаются фруктами.
Д/и «Подскажи словечко»
Воспитатель. Перед вами на столе поднос с овощами. Я сейчас буду читать загадку, а вы должны внимательно ее слушать. Если вы догадались о чём речь, вы должны выбрать тот или иной овощ и всем показать его.
У бабушки на грядке
Выросли загадки.
Там и тут, там и тут
Что за зонтики растут?
Наша внучка морщит лоб
Это милая … (укроп).
Пушистый и зелёный хвост
На грядках горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко
Вылезай на свет … (морковка).
Он из тыквенной родни
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок
Под названьем … (кабачок).
А на этой грядке
Разыгрались в прятки,
Зелёные хитрецы
Молодые … (огурцы).
Верите – не верите,
Мы родом из Америки.
В сказке мы синьоры
На грядке … (помидоры).
Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицы.
У нее листочки с хрустом,
А зовут её … (капуста).
Воспитатель. Вы молодцы ребята, отгадали все загадки и правильно показали отгадки. Одним словом, что у нас на подносе? (Овощи). Но у нас осень богата не только овощами, но и фруктами. А как ваши мамы заготавливают овощи и фрукты на зиму? Что из них делают?
Ответы детей.