Занятие по развитию речи в младшей группе «Широкая масленица»
Цель: приобщать детей к ценностям русской культуры через знакомство с историей и традициями народного праздника «Масленица»
Программные задачи
Образовательные: продолжать формировать навыки связной, диалогической речи; познакомить детей с народным праздником «Масленица»; рассказать детям о традициях празднования на Руси «Масленицы»; упражнять в составление небольшого рассказа опираясь на картину.
Развивающая: развиваем умение грамматически правильно строить предложения; развивать умение образовывать слова использую суффиксов; развивать умение четко проговаривать чистоговорки; развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, мелкую и общую моторику
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю.
Словарная работа: обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций к данному празднику. Знакомство с устным народным творчеством - закличками, пословицами, поговорками.
Разучивание: пальчиковая игра «Печем блины»; стихотворение «Здравствуй, Масленица наша!»
Повторение хороводной игры «Карусели»
Материал: кукла «Масленица»; блины; мнемотаблица; картина» Широкая масленица»; атрибуты к игре «Карусели»; музыкальное оформление
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Дети заходят в группу, все одеты в национальный русский костюм. Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Что нам нужно сделать? (поздороваться). Давайте мы это сделаем так, как это делали в старину на Руси.
Дети здороваются «Здравствуйте, люди добрые!»
Воспитатель: давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, и подарим друг другу улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение, улучшается настроение.
Здравствуй, солнце! (руки вверх поднимаем)
Здравствуй, Земля! (рисуем круг)
Здравствуй, планета Земля! (руки опускаем вниз, ладошками вверх)
Здравствуй, наша большая семья! (делаем большой круг)
Звучит музыка, появляется кукла-Масленица.
2.Основная часть:
Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Давным – давно на Руси провожали зиму и встречали весну и назвали этот праздник Масленица. Славили бога солнца. Праздник длится целую неделю, и каждый день имеет своё название.
В старину Масленица начиналась с понедельника
Понедельник — встреча «Масленицы». Пекли маленький блин и давали его детям. Встречали ее песнями, стихами. Давайте и мы с вами расскажем стих про масленицу по мнемодорожке .
Здравствуй, Масленица наша!
Не нужна сегодня каша,
Будем кушать мы блины,
Будем теплой ждать весны!
Воспитатель: Второй день- «Заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игры и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки
Воспитатель: давайте и мы поиграем с нашим язычком.
Как язычок качается на качели, играет в футбол, а скушал вкусное варенье, блин.
А-а-а- ам ням-ням-ням, скушаем мы блин сейчас
О-о-о-блин большой
Ё-ё-ё горячё
Е-е-е-съели блин
Чистоговорка : Ба-бу-ба, ба-бу-ба, -у бабы новая изба,
Ба-бо-ба, ба-бо-ба- баба блин спекла с утра,
Би-бе-бе, би-бе-бе – тихо кот сидит в избе.
Воспитатель: Третий день Масленицы - «Лакомка». В этот день лакомились блинами. Блины - самый главный символ Масленицы. А давайте мы с вами тоже полакомимся блинами.
Пальчиковая игра «Печем блины»:
(Касаемся коленей попеременно ладонью и тыльной стороной руки. )
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано (потягиваемся)
И едим их со сметаной. (подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду)
Воспитатель: молодцы напекли блинов ребята.
Воспитатель: ребята обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно и подсказывайте старательно:
Словесная игра. « Какие бывают блины»
На тарелки он один – называем просто… (блин).
Много испекли их мы – тогда назовём … (блины).
Испекли для дочек – назовём … (блиночек).
Будет кушать их сынок – назовём тогда …(блинок).
Огромный как домище – назовём … (блинище)
Воспитатель: Молодцы ребята. А скажите с какого звука начинается слово-блин. (звук-б). Давайте все вместе произнесем его ( [б ] )
Воспитатель: В четвертый день - «Разгуляй». Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Вот и мы сейчас с вами поиграем. Выходите на ковёр и берите ленточку с обручем.
Игра «Карусели».
«Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра»
Воспитатель: Пятый и шестой день были гостевыми днями «Посиделки» В эти дни ходили в гости и угощались блинами. Родственники собирались на чаепитие с блинами, а заодно и пели песни, озорные частушки, танцевали.
Воспитатель: Седьмой день, воскресенье –– «Прощённое воскресенье», самый последний и самый важный день Масленицы.
Посмотрите какую картину нам принесла наша масленица. (рассматривание картины)
Что нарисовано на переднем плане? Во что они одеты? Какое у них настроение? Почему они веселые? (потому что празднуют праздник проводы зимы)
Кто стоит рядом с ними? (петрушка) Что он делает? (играет на гармошке)
Кто рядом с ним? (кот) Какого он цвета? (рыжего).
Что еще вы видите на картине? (снеговик, дети катаются с горки)
Что нарисовано на заднем плане? (дети играют в игру «карусели»; лошадь везет людей на праздник; воробей летит; продают блины)
Посмотрите еще раз внимательно на картину. Все запомнили, что нарисовано на ней.
-Давайте пройдем к столу. Посмотрите, с вами масленица решила поиграть. Несколько картинок она убрала, вам нужно вернуть их на место. (дети прикрепляют картинки на место).
Давайте сравним правильно ли мы сделали (сравнивают, опираясь на картину).
3.Итог занятия:
Воспитатель: Дети, о каком празднике я вам рассказала? (ответы детей). Что делали на этот праздник? (пекли блины, делали чучело, веселились). А вам хотелось бы побывать на этом празднике? В месте с родителя в воскресенье сходите на праздник, который состоится в воскресенье у нас на площади возле ДК.