СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по теме "Украшение и фантазия"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  по теме "Украшение и фантазия" поможет учителю в качестве методического материала на уроках изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по теме "Украшение и фантазия"»

Урок ИЗО 2 класс

Тема «Украшения и фантазия. Кружевные узоры»


Тип урока - комбинированный.

Цели по содержанию:

Образовательные:

  • дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения;

  • познакомить с народными художественно-декоративными промыслами - вышивкой, кружевом.

Развивающие:

  • создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;

  • совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;

  • воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.



Методы обучения: частично-поисковый, метод решения учебных задач.


Формы организации учебной деятельности:

  1. Групповая

  2. Индивидуальная

  3. Фронтальная

Оборудование урока: гуашь, кисти, салфетки, клей.

Зрительный ряд: презентация, вещи бытового назначения, декоративно украшенные, работы учащихся по данной теме.


Ход урока


1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности рабочего места.

II. Введение в тему.

Чтение отрывка из книги «Волшебные узоры»

«Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька - узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь - лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение».

- Ответьте на вопросы:

  1. Каким мастерством прославилась бабушка Веретена?

  2. Из чего создавала она свои кружевные изделия?

- Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы.

- Посмотрите, как красивы творения мастериц! (Рассматривают вещи бытового назначения).

- А что помогает им создавать такую красоту?


III. Новый материал.

- Сегодня нам нужно придумать свои кружевные узоры. Но      сначала, чтобы создать красивый узор, подумайте и скажите:

- А в природе есть узоры? (Приведите свои примеры)

- Где мы их можем наблюдать?

- Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать.

- Посмотри на украшения с драгоценными камнями - ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!

- Из листьев и цветов художник может придумать многое, например, украшения для кокошника - старинного головного женского убора.

- С чего начнет свою работу мастер? Что ему необходимо сделать, чтобы создать такую красоту?

(Сначала художник сделал много рисунков цветов и листьев. Потом придумал из них узор для вышивки. А затем художник сконструировал форму кокошника и расположил на нем вышивку).

- Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.

- Рассмотри это кружево.

- Какие природные формы можно увидеть в нем?

- Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.


С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул … (паук)

- Рассмотрите хрупкое, нежное творение древнего мастера природы - паука - его жилище - паутинку.

- А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки - украшение леса. Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.

Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: "рыбка", "ручеек", "протекай-речка", "мороз", "звездочки", "гуличики", "цветочек", "елочка" и другие.

- Попробуй повторить узоры кружевниц. Нарисуй их на тетрадном листке черной гелевой ручкой или фломастером. Придумай и изобрази свои узоры.

(Дети работают самостоятельно, придумывая и свои узоры.)

- Давайте проверим что у вас получилось. Что вы нафантазировали?

(Мини-выставка, обсуждение и оценивание результатов работы.)

- Послушайте стихотворение и назовите те природные формы, которые могли бы использовать мастерицы для создания кружевных узоров на различных изделиях.


Окружают меня кружева -
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева - в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевами трава -
Кружева, кружева, кружева…


Физкультминутка


IV. Практическая самостоятельная работа.

Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.

Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами.

1 вариант - на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель).

2 вариант - из салфетки вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры.

! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.


V. Итоги урока

 Выставка работ. Анализ общих ошибок, оценивание работ. Уборка рабочих мест.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!