Занятие по внеурочной деятельности
«Умники и умницы» в 3 В классе
Учитель: Андреева И.Ф.
Тема: Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
Цель занятия: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих заданий.
Предметные:
-развивать познавательную активность;
-развивать память, внимание, логическое мышление; воображение, способность переключать, распределять внимание.
Личностные УУД:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Регулятивные:
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других.
Ход занятия
I. Актуализация знаний:
Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Работать мы будем в группах. Давайте повторим правила работы в группах:
• работать дружно;
• уметь договариваться;
• распределять работу;
• получать общий результат;
• оценивать.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Какие мы поставим цели?
II. «Мозговая гимнастика»
- «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
- «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
- «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
- «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
III. Разминка(слайды)
-Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
-Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. Что это? (яма)
-Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой. Что это? (тень)
-Без чего хлеб не испечешь? (без корки)
IV. Тренировка слуховой памяти
1) Прослушайте слово и попытайтесь произнести его задом-наперёд: МОД, АВИ, ОВЕРЕД, АКЛЁ, ШАЛАШ. Что получилось? Чем интересно последнее слово ряда? Приведите собственные примеры подобных слов. (Наган, дед, поп, кок, заказ и так далее.)
ПАЛИНДРОМ (или перевёртыш) - это слово, фраза стихотворная строка или любой текст, который одинаково читается в обе стороны. (Словарь русского языка в 4 томах. - М.: Русский язык, 1984.)
Палиндром может состоять не только из одного слова, но и из предложения.
А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА.
АРГЕНТИНА МАНИТ НЕГРА.
НАЖАЛ КАБАН НА БАКЛАЖАН.
ТЫ, САША, СЫТ.
2) Задание № 1. Читаю 2 раза, медленно (с интервалом в 2 секунды) слова: ПАЛЬТО, КАРТИНА, ДВЕРЬ, БРЮКИ, ОГУРЕЦ, НОСКИ, СТЕНА, СВИТЕР, КОШКА, ВАРЕЖКИ.
Запишите ответы на вопросы:
а) Сколько слов прозвучало? (10.)
б) Запиши второе слово. (Картина.)
в) Какие слова начинались с гласной? (Огурец.)
г) Названия каких предметов употреблены во множественном числе? (Брюки, носки, варежки.)
д) Сколько и какие предметы одежды упоминались? (5: пальто, брюки, носки, свитер, варежки.)
3) Задание № 2. Прослушайте внимательно один раз следующие 6 пар слов, попытайтесь их запомнить. Затем запишите второе слово каждой пары: ГОЛОВА - МЫСЛИ, РУКА - ПАЛЬЦЫ, БУМАГА - ГАЗЕТЫ, КАРТОФЕЛЬ -СУП, ОКЕАН - ВОДА, БЕРЁЗА - ЛЕС.
- Как называется берёзовый лес? (Березняк.)
-Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать к слову «берёза»? (Берёзка, берёзонька, берёзина, березник, березняк, берёзовый, берёзовик, подберёзовик.)
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Это дерево мы считаем нашим, исконно русским, хотя название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню «bhe», уходящему в глубокую древность и означающему «блеск», «белизна». Ведь и кора берёзы (береста) носит название, связанное с тем же корнем.
- Когда так говорят: «Дать берёзовой каши»? (Наказать розгами, выпороть, высечь тонким прутом.)
Фразеологизм «березовая каша» встречается редко, и его значение не такое уже и понятное.
Еще во времена Киевской Руси детей учили грамоте. Важным событием в жизни учеников и их родителей было окончание определенного периода обучения, которое торжественно праздновали: варили большой горшок вкусной каши и относили ученикам. После уроков начинался веселый банкет. Этот обычай на протяжении истории испытал немалых изменений, породивши в современном языке слово «однокашник», что означает «товарищ по обучению». Однако не все дети учились успешно. Каждую неделю в определенный день били березовыми розгами бездельников, озорников и непослушных — всыпали им «березовой каши».
4) Задание 3. Игра «Первая - одинаковая».
Смысл игры состоит в том, чтобы, учитывая, какой признак одинаков у первого предмета со вторым и у второго с третьим, рассудить, что с чем связано.
Проверка: какое слово розового цвета? (Ваза.) Почему? (Так как вторые буквы, одинаковые у слов «МОЗГ» и «ГОРА», они могут быть или серого, или голубого цвета, но у серого слова третья буква такая же, как у розового, — буква «з», а она есть в словах «МОЗГ» и «ВАЗА». Значит, слово «МОЗГ» -серого цвета, «ГОРА» - голубого, «ВАЗА» - розового.)
5) Задание № 4. Нарисуйте грибок справа от домика, но левее цветочка и ниже ёлочки. Проверка: какую фигуру нарисовали первой? (Цветочек, затем ёлочка, домик.)
V. Физминутка
VI. Логически-поисковые задания
Задание № 5. Пояснение. Из конструкции видно, что это будут слова из четырёх букв. Так как есть гласная и мягкий знак, то ясно, что вставлять надо только согласные. Как быстрее выполнить это задание? Перебирать согласные в алфавитном порядке. Ответ: боль, голь, конь, корь, моль, ноль, роль, рожь, соль, топь.
АНТОНИМЫ-что это такое?
Это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Задание № 7. Ответ: свет - тьма; слава - позор; смелый - робкий; сладкий - горький; ухудшать - улучшать; создавать -разрушать; увеличение - уменьшение.
VII. Нестандартные задачи
1) Задание № 8. Ответ: Клава должна отдать две свои конфеты Зине. Проверить ответ можно, подставив любые числа.
2) Задание № 9. Решение. Если бы младший брат вышел на 10 минут раньше старшего, то старший брат догнал бы младшего у школы: 40 - 30 = 10 минут. Значит, в случае, когда младший брат вышел на 5 минут раньше старшего, старший брат догонит младшего в середине пути. Это расстояние старший брат пройдет за 30 : 2 = 15 минут. Ответ: старший-брат догонит младшего через 15 минут. Те дети, которые быстро справятся с решением этой задачи, могут провести младшего и старшего братьев по лабиринту до школы.
Задание М 10. Решение: по условию задачи половина тетрадей в клетку, значит, 40 : 2 = 20 (т.). 20 - 9 = 11 (чистых тетрадей в клетку); 20 - 12 = 8 исписанных тетрадей в линейку; 9 + 8 = 17 всего исписанных тетрадей; 12 + 11 = 23 всего чистых тетрадей; 23 - 17 = 6 тетрадей. Ответ: чистых тетрадей на 6 больше, чем исписанных.
Рефлексия.
- Вспомните цель, поставленную в начале занятия.
Ребята, как вы думаете, мы достигли результата занятия?
Закончи предложение
- Что нового я узнал сегодня на уроке?
- Что было особенно интересным и познавательным?
- В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?
учиться решать задачи
развивать память
развивать внимание
узнать новое
работать в группе
работать по учебнику
свет-
слава-
смелый-
сладкий-
ухудшать-
создавать-
увеличение-
свет-
слава-
смелый-
сладкий-
ухудшать-
создавать-
увеличение-
свет-
слава-
смелый-
сладкий-
ухудшать-
создавать-
увеличение-