Тема: Будем знакомы! Кто я? Какой я?
Цель.
– Создание условий для самоанализа собственных качеств личности, поступков, умений, черт характера.
– Способствовать сплочению классного коллектива, созданию атмосферы увлечённости, радости, раскрепощённости, эмоционального комфорта детей в коллективе через внеклассную работу. Воспитывать внимательность и наблюдательность по отношению к себе и окружающим.
– Продолжить содействовать формированию элементарных умений строить свои межличностные отношения; формировать дружелюбие, сопереживание, понимание.
– Развивать креативное, самостоятельное мышление, самокритику.
Задачи.
– Учить детей осознавать свое место в социуме;
– развивать умение анализировать свои индивидуальные качества;
– развивать способность к толерантным взаимоотношениям;
– формировать у учащихся интерес к собственной личности.
Оборудование. Карточки, стикеры
Ход урока
Организационный момент
Ребята, сегодня прекрасный день. Давайте постараемся прожить его так, чтобы он стал интересным, запоминающимся и полезным. Для этого нам нужно будет немного потрудиться и проявить свои творческие способности.
2. Разминка Упражнение «Необычное приветствие».
У каждого народа обязательно принято при встрече приветствовать друг друга. Тем, как люди здороваются, они показывают свое дружелюбие, расположение. Хотя здороваются люди в разных странах по-разному (учащиеся показывают, как здороваются люди в разных странах)
Японцы при встрече кланяются.
В Тунисе принято сначала поклониться, поднести правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу. «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя» - таков смысл этого приветствия.
Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и при этом высовывают язык.
Жители Тонго при встрече останавливаются, покачивают головой, топают ногами и пощелкивают пальцами.
Поздоровайтесь как в Японии, в Тунисе, В Тибете, в Тонго.
3. Настрой на занятие Упражнение «Неоконченные предложения»
Детям раздаются карточки с фразами (дети придумывают к ним окончания и по очереди озвучивают законченные высказывания):
Я - …
Я люблю …
Я не люблю …
Когда я вырасту …
Мои друзья …
Как ученик я …
Как ребёнок я …
Мои положительные качества…
Мои отрицательные качества …
Посмотрите, какие вы все разные. Каждый из вас перечислил качества, присущие только вам. Учитывая вот эти особенности и вашим одноклассникам, и учителю, одним словом, окружающим будет легче найти с вами общий язык.
4. Основная часть.
Вступительное слово психолога.
– Кто я? Какой я? Почему я такой? На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.
– Когда я задаю вопрос каждому из вас " Кто ты? ", то вы, прежде всего, говорите:
– Я – человек!
Сегодня мы с вами будем говорить, размышлять о человеке. Ещё древние люди говорили, что Человек – самый загадочный Сфинкс на земле. Человек – это самое простое и самое сложное. Что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово Я? К концу занятия мы постараемся ответить на два главных вопроса:
Кто Я
Какой я?
Человек – клубок тайн. Мы постараемся сегодня распутать этот клубок, раскрыть тайны человека. С каждой раскрытой тайной будем узнавать себя всё больше и больше.
Тайна 1. Имя человека.
У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён.
– Откуда у человека имя? (его дают нам наши родители)
Люди, которые подарили нам жизнь, мама и папа, дарят нам в подарок имя. Это несколько слогов, которые стали для нас родными. А для чего человеку нужно имя?
Найдите глазками своё имя. В нашем классе 28 красивых имён. Скажите, как вас называют дома? (Дети показывают цветок «Я люблю, чтоб меня называли….,)
Готовясь к общению сегодняшнему, вы много нового узнали о своём имени. Поделитесь с нами!
(Дети рассказывают об истории своего имени)
Игры с именами. Отгадайте имя!
Назовите цветы, в названии которых встречаются имена людей
Упражнение «Мы похожи — мы отличаемся» (Развитие наблюдательности, рефлексия)
Психолог приглашает двух участников к доске и обращает внимание класса на явные различия в их внешности. Затем он предлагается постараться найти у них пять сходных качеств и пять различных. После этого пара испытуемых сменяется другой и т.д.
В процессе обсуждения делается вывод: «Оказывается, я в чем-то похож на каждого из учеников в классе и даже на учительницу».
Упражнение «Звездочка» (развитие внимания)
На доске нарисована звезда, в углах которой написано: «мама», «папа», «учительница», «друг», «ведущий». Ведущий указывает на один из лучиков и подает условный знак, например, стучит по столу. Ребенок должен решить, какое качество у него общее с этим человеком. Если же ведущий хлопает в ладоши, нужно вспомнить, какое качество указанного человека противоположно имеющемуся у ребенка. (Мама любит животных и я тоже. Папа рассеянный, а я внимательный.)
В процессе выполнения упражнения делается вывод, что между ними и другими, внешне похожими людьми всегда есть какое - либо сходство.
Вывод: у каждого из учащихся получилось что-то свое. Так и в жизни: каждый человек-это неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует.
Все мы разные. А какие мы, мы узнаем в ходе нашего общения.
Тайна . Я – это Я!
Упражнение «Ладошка»
Детям предлагается положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинув пальцы. Затем ее контуры обводятся карандашом. На каждом пальце нужно написать что-либо хорошее о себе: «Я — красивый», «Я - сильный» и т.п. Затем учитель собирает «ладошки», поочередно прочитывает их группе, а дети догадываются, где чья «ладошка».
Упражнение «Угадай, кто на фото»
Теперь немного другая ситуация. Вы ничего не знаете о человеке, перед вами только его фотография. Что вы можете о нём сказать и что вам помогло прийти к такому заключению. (Показываю 2-3 фотографии).
Наводящие вопросы:
-Что это за человек?
- Какой у него характер?
- Как вы догадались?
- О чём он думает?
- Что он любит?
Нам помогли:
- мимика (выражение лица);
- пантомимика (движение тела);
- жесты (движение рук).
Молодцы! Вы очень наблюдательные и внимательные.
Вы все принесли сегодня фотографии. Рассмотрите мимику, жесты человека, изображённого на ней и расскажите нам: (какое настроение, о чём думает…)
Тайна. Много я.
Мы с вами уже говорили о том, что каждый человек уникален. Уникальность наша состоит ещё и в том, что нам приходится постоянно выполнять разные обязанности.
Жизнь требует от нас, чтоб мы одновременно играли множество ролей, были одновременно, меняли образ своего я.
в школе я – ученик
в магазине я – покупатель
на дороге я – пешеход
в транспорте я – пассажир
в библиотеке я – читатель
в театре я – зритель
для друзей я – друг
в семье я – сын, дочь, внук, брат, сестра
в родной стране я – гражданин.
Послушайте ещё стихотворение о тех ролях, которые мы играем ежедневно:
Я – ребёнок, сын и дочь,
Внуками мы быть не прочь.
Музыкант, художник, друг…
Оглянись кА ты вокруг.
Забияки, храбрецы,
И танцоры, и певцы.
Хохотушки и болтушки,
вредины и попрыгушки…
Много – много разных я –
Знаешь ты и знаю я.
Можно ли сказать, что для всех вас одна какая – то роль главная. Нет. Для каждого важно что-то одно. Мы должны сочетать эти роли, выполнять их все.
Тайна Каждого можно назвать лучшим
Чтение по ролям.
Рассказ «Кто самый лучший» (По рассказу Е. Жаровой)
Заспорили малыши – кто лучше всех?
Совенок говорит:-Я лучше всех!
Бобер:-Я!
-Нет, я! – проревел медвежонок, стараясь походить на своего папу.
-А вот и нет, косолапый! Я лучше всех! – сказал воробей.
Тут в спор ввязались ежонок, зайчонок, бельчонок, воронёнок, волчонок, лисенок… Лесная поляна наполнилась маленькими кричащими «якалками». Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы мимо не проходил Гном Гномыч с бубенчиками на шляпе.
- Для начала давайте сядем в круг, – сказал он, – посмотрим, друг на друга и увидим, какие мы разные. У зайчонка – длинные уши и быстрые лапы. Он отличный бегун. Бобер – лучший пловец. И воде никто его не догонит. Бельчонок – самый лучший прыгун.
Каждый из вас может делать что-то, что не под силу другому, и этим помогает в лесной жизни!
Зверята посмотрели друг на друга, засмеялись. Взялись за лапки и начали прыгать, танцевать. Все были счастливы и довольны, что родились именно в этом лесу.
Объясните смысл слов «Каждого можно назвать лучшим».
Вывод. Все люди разные, с разными способностями
Тайна семьи.
Отгадайте ребус 7я
- Как вы думаете, что такое семья?
Семья. Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты – желанный ребёнок. Здесь тебе дали святое имя.
Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное, даёт росток. На нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.
Когда твои родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.
Наши предки издавна учили, что это семя не взойдёт без помощи старших и без воли Божией. Вот почему жених и невеста от родителей получали благословение, а от Бога – венчание.
Семья крепнет и превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки – сынки и дочки.
Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.
У каждого в семье есть свои обязанности. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом – достаток и благополучие.
Назовите друг другу свои обязанности в семье.
Наложите ладонь на чистый лист бумаги, обведите её, впишите в контуры пальчиков имена родных, которые вас любят.
Расскажите, за что вас любят в семье. А вы?
Стихотворение В. Берестова «Любили тебя без особых причин».
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Какие слова в стихотворении тронули ваше сердце?
Как вы понимаете смысл слов: «И эта любовь до конца твоих дней останется тайной опорой твоей»?
Послушайте рассказ, какова главная мысль?
Было у матери семь дочерей.
Однажды ей нужно было уехать на месяц. Вернулась домой и слышит, как дочери говорят.
Первая дочь: «Я соскучилась».
Вторая дочь: «Я ждала».
Третья дочь: «Я плакала».
Четвёртая дочь: «Мне трудно без тебя».
Пятая дочь: «Ты мне снилась».
Шестая дочь: «Я встречала тебя».
Седьмая дочь ничего не сказала. Хотя ей надо было очень много. Она помогла маме снять обувь, поставила стул, налила чая.
Вывод: Очень важно своими поступками, а не только словами доказывать свою любовь.
Подумайте о себе молча: «А я какой?
5. Итог занятия:
А теперь закройте глаза, глубоко вздохните, выдохните. Вспомним, о чём мы сегодня говорили на уроке? Что полезного для себя узнали? Что больше всего понравилось? Что осталось непонятным?
Тихонько открываем глаза.
Что нового для себя узнали?
Что для вас было самым интересным?
Какие у вас вопросы?
В заключении давайте закончим предложение, которое начинается со слова Я…(Ответы учащихся).
А я бы сказала так: «Я очень довольна нашей сегодняшней встречей!»
Ребята, как вы думаете, почему в Библии есть такая фраза: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?
Вывод: Если я люблю себя, как частичку Божественного, то и к другим я буду относиться также. Любить себя – значит, прежде всего, уважать свою личность, любить и принимать себя таким, какой есть.
Рефлексия.
Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали. Выходя из класса, прикрепите яркий стикер под тем изображением, которое соответствует вашему настроению.
– было легко и интересно работать,
– испытывал затруднения,
:
– было очень сложно
Домашнее задание: Расскажите дома о том, что вы узнали на занятии.