Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Мейныпильгыно»
Занятие внеурочной деятельности
ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНЫХ СЛОВ БЛОКАМИ
| Выполнила: Ковач Зоя Юрьевна |
Мейныпильгыно, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема моей работы «Изучение словарных слов блоками»
Изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, является одной из главных тем при изучении русского языка в начальной школе. Задача учителя – научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Я ознакомилась со многими приемами и формами работы со словарными словами. Для меня самым эффективным способом усвоения словарных слов стало изучение блоками.
Цели:
Расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей;
Овладение грамматическим строем речи;
Овладение навыками грамотного письма слов с непроверяемым написанием.
При изучении блоками дети:
Закрепляют и уточняют знания о составе слова, о фонетике слова, его лексическом значении;
Расширяют словарный запас;
Формируются навыки самостоятельной работы, парной работы;
Закрепляют умение составлять словосочетания и предложения;
Систематизируют и автоматизируют свои умения.
Изучая словарные слова блоками, проводится работа в определенной взаимосвязи по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике, и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве.
Целевая аудитория – 4 класс.
Работа проводится в несколько этапов.
I этап
Знакомство со словами блока (читают дети)
Орфоэпическая работа (читает учитель, дети проговаривают)
Повторяют слова с прописыванием в воздухе
Запись слов в «Альбом словарных слов» печатными буквами. Дети работают фломастерами, цветными карандашами. Слова должны быть красочными. Безударную гласную выделить другим цветом, размером (можно найти ей ассоциацию)
Придумать предложение, применив все слова блока. Записать в альбом.
II этап
Учитель показывает карточку (или слово или картинка) на мгновение.
Дети это слово называют. Проговаривают, сколько в нем слогов, какой слог ударный, сколько гласных и согласных. И так все слова по порядку.
Работа в паре. Дети находят к словам синонимы, антонимы, фразеологизмы, пословицы, поговорки считалки.
III этап
Работа в паре. Дети на листочках записывают словарные слова блока с «дырками», т.е. на месте безударной гласной рисует кружочек.
Меняются листочками, вставляют букву.
Опять меняются листочками, проверяют и ставят оценку.
IV этап
Учитель читает все слова орфоэпически
Дети записывают слова по памяти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Примерно такую работу я проводила уже с детьми. Эта работа немного изменена и еще не применялась мной. Думаю, что она будет лучше.