СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие внеурочной деятельности по экологическому направлению "Земля наш общий дом""

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

дети решают экологические проблемы, делая выводы о необходимости сохранения природы 

Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельности по экологическому направлению "Земля наш общий дом""»


Тема: «Земля – наш общий дом»

Адресат: средний школьный возраст

Форма: игра – путешествие

Цель: обратить внимание обучающихся на взаимоотношения природы и человека, закрепить правила поведения в природе.

Задачи: 1. Привлечь внимание детей к экологическим проблемам

окружающей среды.

2. Воспитывать бережное и внимательное отношение к

природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

3. Повышать и поддерживать творческую активность детей.

4. Коррекция внимания, восприятия, памяти, речи.

Оборудование: ИКТ, видеоролик «Земля – наш общий дом»;

разрезные картинки с редкими животными (рысь и зубр) и растениями(ландыш и кувшинка);

конверты с буквами на капельках (слово – заповедник);

магнитная доска, магниты для крепления знаков;

природоохранительные знаки(«Новое насаждение», «Осторожно, муравейник!», «Не разводить огонь!», «Дикие животные», «Не сорить!», «Осторожно- молодняк!», «Не разорять гнезд!», «Не ломать деревья!», «Не рвать цветы!».

мусор (бумага, банки, бутылки, батарейки и т.д.);

три мусорные корзины;

аудиозапись голосов птиц;

выставка рисунков «Экология в картинках» (по итогам конкурса рисунка «Берегите природу»);

Перфокарты «Что опасно для природы?»(с примерами положительного и отрицательного воздействия человека на природу), зеленые фломастеры– 2, красные фломастеры – 2; плакаты с текстом«Лес- богатство и краса, береги свои леса!», «Берегите Землю, берегите жаворонка в голубом зените!… »

Предварительная работа:

- презентации, прогулки, экскурсии, беседы о природе и защите окружающей

среды;

- конкурс рисунков «Берегите природу»;

- изготовление плакатов, природоохранительных знаков;

- разучивание стихов о природе.



Х О Д

Ведущий. Ребята! Сегодня мы отправляемся в увлекательное, познавательное, космическое экологическое путешествие по нашей Земле. Нас ждут испытания, чтобы их преодолеть, понадобятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность в выполнении заданий.

Итак, вперед! Экипажи, занимайте свои места.

Ребята! На нашу школу пришло необычное письмо. И оно адресовано нам с вами (зачитывается письмо):

«Дорогие земляне! Что происходит сейчас на земле? Почему в реках гибнет рыба, засыхают деревья и кустарники, гибнут птицы, животные, исчезают растения? Почему люди пьют загрязненную воду, дышат загрязненным воздухом?

Что же делать? Как помочь вашей природе? Помогите нам разобраться?!!

С уважением и тревогой инопланетяне».


Ведущий. Да, письмо тревожное. Ребята! Давайте разбираться вместе.

И первая станция нашего путешествия «Информационная».

Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Земля – наш общий дом» и ответить на главный вопрос «А чем мы с вами можем помочь природе?»

(Ответы детей: убрать мусор, посадить дерево, делать кормушки и подкармливать птиц и т.д.) Беречь!

Ведущий. Следующая станция «По страницам Красной книги».

Ребята! Помните о том, многие растения и животные уже исчезли навсегда, а некоторые стали такими редкими, что их занесли в особую Красную книгу.

Я предлагаю о них узнать по описанию и собрать из пазлов картинку. Внимательно слушайте!

  • Хищный зверь с острым зрением и тонким слухом. Прекрасно лазает по деревьям, охотится на крупных животных. Хорошо плавает. Промышляет ловлей рыбы, обучает этому своих котят. (Рысь)

  • Это животное является одним из самых крупных быков мира. Его рост достигает двух метров, вес доходит до тонны. Могучее телосложение не мешает ему быть ловким и быстрым в движениях. Держаться эти животные группами по 6-8 голов. (Зубр)

(Ответы детей. Для большей уверенности в правильном ответе они из пазлов собирают картинки с изображением рыси и зубра).

Ведущий. Молодцы! А теперь из пазлов собираем редкие растения и называем их.

  • Белые горошины на зеленой ножке (Ландыш).

  • Охраняемое растение, у которого цветок уходит под воду (Кувшинка).

Экипажи выполняют задание

Ведущий. С заданием справились. Вот следующее будет потруднее.

Это слово мы узнаем. Когда соберем его из букв, не растеряв ни одной капельки. Это слово обозначает место, где охраняют животных и растения.

(Дети выполняют задание «Собери слово»)

Ведущий.Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Дети зачитывают слово – заповедник.

Ведущий. Правильно! А для чего создают заповедники? (Чтобы сохранить исчезающие виды растений и животных).

А знаете ли вы, что в Калужской области, в Козельском районе находится национальный парк «Угра»? и там водятся зубры. А каких животных вы знаете? Назовите редкие растения. Ответы детей.

Ведущий. А мы продолжаем наше путешествие. Природа прекрасна и загадочна. Люди иногда не замечая этого, наносят ей большие и малые раны. Чтобы предостеречь и сохранить природу, существуют особые природоохранительные знаки («Новое насаждение», «Осторожно, муравейник!», «Не разводить огонь!», «Не сорить!», «Осторожно- молодняк!», «Не разорять гнезд!», «Не ломать деревья!», «Не рвать цветы!». А что они означают, мы сейчас узнаем.

Конкурс «Не причиняй вреда природе!»

Под музыку дети выбирают знаки и называют их.

Ведущий. Проблема отходов, загрязнение окружающей среды стала одной из злободневных в современном мире. Поэтому, когда вы отдыхаете на природе, никогда не забывайте убирать после себя мусор.

Ребята! Представьте себе, что вы пришли в лес. (Послушать пение птиц в аудиозаписи ). И увидели такую картину: везде разбросан мусор, не потушен костер, сломаны ветки деревьев. Ваши действия? (Ответы детей).


Конкурс «Собери мусор на поляне»

(По полу разбросан мусор: банки, бутылки, батарейки, пакеты и т.д.

Задача участников: пока звучит музыка, собрать как больше мусора и разобрать его по трем контейнерам (для бумаги, стекла батареек и пластика), объяснив свой выбор).

Ведущий. Следующее задание. Викторина «Как уменьшить отходы, загрязняющие нашу Землю?»


  1. В магазине ты отдаешь предпочтение стеклянной или пластиковой бутылке, или упаковке? (Стеклянной, т.к. ее можно использовать много раз или сдать в магазин).

  2. Что делать с ненужной макулатурой? (Сдать в ближайший путь приема макулатуры),

  3. Чем опасны изделия из пенопласта для экологии? (Они не разлагаются в природе).

  4. Что делать с одеждой, которую ты не носишь? (Можно отдать нуждающимся).

  5. Что можно делать из старых полиэтиленовых бутылок после переработки? (Мебель, посуду, игрушки, одежду).

  6. Что можно произвести из старых шин в результате переработки? (Нефть).

Ведущий. Следующее наше задание «Что опасно для природы?»

Перед вами перфо-карты. Внимательно рассмотрите картинки. Зеленым фломастером следует отметить положительное воздействие человека на природу. А красным – отрицательное. Объясните свой выбор.

Экипажи выполняют задание.

Ведущий. Ребята! Предлагаю вам встать и подойти к выставке детских рисунков «Экология в картинках». Внимательно рассмотрите их. Давайте зачитаем их названия. И объясните, как вы это понимаете.

Не допусти! Останови! Погаси!

Пожар – экологическое бедствие.

Прудам – живое серебро.

Спасите нас!

Леса – легкие городов.

Море в опасности!

Жалобная книга природы.

Свалка по имени Земля.

Нашим водоемам – чистую воду!

SOS!

Березкины слезки.

Не проходи мимо!

Не ходите по газонам!

Мы нашли своих хозяев.

Да здравствует солнце!

Браконьер – враг природы.

Не вреди природе!

Защити меня!

Волнуется природа не спроста!

Кислотные дожди.

Не оскверняй!

Ответы детей.

Ведущий. Послушайте грустное стихотворение «Рассказ березки».

Ребенок читает стихотворение


Я березка белая, я в лесу жила,

Горем поделиться к вам сюда пришла.

Про мою обиду, про мою беду.

С самого начала речь я поведу.


Я шумела весело летом и весной,

Птицы голосистые пели надо мной,

Приходили люди в жаркий летний день,

Под моими ветками находили тень,

Радовались глядя на мою листву,

Радовались люди, что и я живу.


Но житью хорошему вдруг пришел конец:

В лес пришел однажды мальчик-сорванец.

Он изрезал ножиком всю мою кору,

Было очень больно мне, думала умру.


Он не успокоился, он поджег меня!

Корчились листочки, сохли от огня….

Вы ему напомните, сорванцу тому,

Про березку стройную в пламени, в дыму…


Ведь березка каждая тоже хочет жить,

С ветерком шептаться, с ручейком дружить.

Ведь березку каждую следует беречь.

Ну зачем березку резать или жечь?


Ребята! А чтобы сделали вы, увидев такого мальчика?

(Пристыдили, остановили, объяснили).

Ведущий.Березка, как и любое дерево, нуждается в защите человека, особенно, когда оно маленькое и хрупкое.

Теперь вы понимаете. Насколько важно относиться к природе бережно и что все зависит только от нас с вами. Любите и оберегайте природу. Земля – наш дом, нам здесь жить!

Предлагаю всем встать, и от имени всех ребят передать наши обращения к Землянам. (Двое детей зачитывают обращение к людям с демонстрацией плакатов).

  • Лес – богатство и краса, береги свои леса!

Люди! Будьте чуткими к красе.

Не сорите! Не ломайте! Не губите!

Не вредите! Вот простые заповеди всем!

  • Люди!

Берегите Землю, берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку над стеблем полевым,

На тропинке солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба!

Все вместе говорят

  • Пусть мир становится добрей,

И лучше год от году

Возьмемся за руки, друзья!

И защитим природу!

Ведущий. Спасибо! Надеюсь, что ваши слова будут услышаны! А наше путешествие подошло к концу. Я думаю, что полученные знания и наши действия по защите родной природы и окружающей среды помогли инопланетянам понять, что опасно для природы, и как ей помочь? Это и будет ответом на их тревожное письмо. И от Матушки-Природы подарок всем путешественникам. Экологически чистый и полезный продукт – яблоки, похожие по форме на нашу Землю. Спасибо всем!






Список литературы:


Алоева, М.А. Классные часы в 5-7 классах. Пособие для учителя/ М.А.Алоева – Ростов на Дону: Феникс, 2005 .-320 с.-ISBN:5- 222-07638-5.


Загуленова, Л.Л. Внеклассные мероприятия: 7 класс. Пособие для учителя/ Л.Л.Загуленова – Москва: ВАКО, 2008.-176 с.– ISBN: 978-594665-724-2.


Потапова, Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Пособие для родителей педагогов /Л.М.Потапова – Ярославль:Академия развития, 2000. -224с.–ISDN:59285-0125-0.


Черных, О.Г. Внеклассные мероприятия 6 класс. Пособие для учителя/ О.Г.Черных - Москва: ВАКО, 2008.– 256 с.– ISBN: 9788-5-94865-723-5.