Тема: «Земля – наш общий дом»
Адресат: средний школьный возраст
Форма: игра – путешествие
Цель: обратить внимание обучающихся на взаимоотношения природы и человека, закрепить правила поведения в природе.
Задачи: 1. Привлечь внимание детей к экологическим проблемам
окружающей среды.
2. Воспитывать бережное и внимательное отношение к
природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
3. Повышать и поддерживать творческую активность детей.
4. Коррекция внимания, восприятия, памяти, речи.
Оборудование: ИКТ, видеоролик «Земля – наш общий дом»;
разрезные картинки с редкими животными (рысь и зубр) и растениями(ландыш и кувшинка);
конверты с буквами на капельках (слово – заповедник);
магнитная доска, магниты для крепления знаков;
природоохранительные знаки(«Новое насаждение», «Осторожно, муравейник!», «Не разводить огонь!», «Дикие животные», «Не сорить!», «Осторожно- молодняк!», «Не разорять гнезд!», «Не ломать деревья!», «Не рвать цветы!».
мусор (бумага, банки, бутылки, батарейки и т.д.);
три мусорные корзины;
аудиозапись голосов птиц;
выставка рисунков «Экология в картинках» (по итогам конкурса рисунка «Берегите природу»);
Перфокарты «Что опасно для природы?»(с примерами положительного и отрицательного воздействия человека на природу), зеленые фломастеры– 2, красные фломастеры – 2; плакаты с текстом«Лес- богатство и краса, береги свои леса!», «Берегите Землю, берегите жаворонка в голубом зените!… »
Предварительная работа:
- презентации, прогулки, экскурсии, беседы о природе и защите окружающей
среды;
- конкурс рисунков «Берегите природу»;
- изготовление плакатов, природоохранительных знаков;
- разучивание стихов о природе.
Х О Д
Ведущий. Ребята! Сегодня мы отправляемся в увлекательное, познавательное, космическое экологическое путешествие по нашей Земле. Нас ждут испытания, чтобы их преодолеть, понадобятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность в выполнении заданий.
Итак, вперед! Экипажи, занимайте свои места.
Ребята! На нашу школу пришло необычное письмо. И оно адресовано нам с вами (зачитывается письмо):
«Дорогие земляне! Что происходит сейчас на земле? Почему в реках гибнет рыба, засыхают деревья и кустарники, гибнут птицы, животные, исчезают растения? Почему люди пьют загрязненную воду, дышат загрязненным воздухом?
Что же делать? Как помочь вашей природе? Помогите нам разобраться?!!
С уважением и тревогой инопланетяне».
Ведущий. Да, письмо тревожное. Ребята! Давайте разбираться вместе.
И первая станция нашего путешествия «Информационная».
Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Земля – наш общий дом» и ответить на главный вопрос «А чем мы с вами можем помочь природе?»
(Ответы детей: убрать мусор, посадить дерево, делать кормушки и подкармливать птиц и т.д.) Беречь!
Ведущий. Следующая станция «По страницам Красной книги».
Ребята! Помните о том, многие растения и животные уже исчезли навсегда, а некоторые стали такими редкими, что их занесли в особую Красную книгу.
Я предлагаю о них узнать по описанию и собрать из пазлов картинку. Внимательно слушайте!
Хищный зверь с острым зрением и тонким слухом. Прекрасно лазает по деревьям, охотится на крупных животных. Хорошо плавает. Промышляет ловлей рыбы, обучает этому своих котят. (Рысь)
Это животное является одним из самых крупных быков мира. Его рост достигает двух метров, вес доходит до тонны. Могучее телосложение не мешает ему быть ловким и быстрым в движениях. Держаться эти животные группами по 6-8 голов. (Зубр)
(Ответы детей. Для большей уверенности в правильном ответе они из пазлов собирают картинки с изображением рыси и зубра).
Ведущий. Молодцы! А теперь из пазлов собираем редкие растения и называем их.
Белые горошины на зеленой ножке (Ландыш).
Охраняемое растение, у которого цветок уходит под воду (Кувшинка).
Экипажи выполняют задание
Ведущий. С заданием справились. Вот следующее будет потруднее.
Это слово мы узнаем. Когда соберем его из букв, не растеряв ни одной капельки. Это слово обозначает место, где охраняют животных и растения.
(Дети выполняют задание «Собери слово»)
Ведущий.Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Дети зачитывают слово – заповедник.
Ведущий. Правильно! А для чего создают заповедники? (Чтобы сохранить исчезающие виды растений и животных).
А знаете ли вы, что в Калужской области, в Козельском районе находится национальный парк «Угра»? и там водятся зубры. А каких животных вы знаете? Назовите редкие растения. Ответы детей.
Ведущий. А мы продолжаем наше путешествие. Природа прекрасна и загадочна. Люди иногда не замечая этого, наносят ей большие и малые раны. Чтобы предостеречь и сохранить природу, существуют особые природоохранительные знаки («Новое насаждение», «Осторожно, муравейник!», «Не разводить огонь!», «Не сорить!», «Осторожно- молодняк!», «Не разорять гнезд!», «Не ломать деревья!», «Не рвать цветы!». А что они означают, мы сейчас узнаем.
Конкурс «Не причиняй вреда природе!»
Под музыку дети выбирают знаки и называют их.
Ведущий. Проблема отходов, загрязнение окружающей среды стала одной из злободневных в современном мире. Поэтому, когда вы отдыхаете на природе, никогда не забывайте убирать после себя мусор.
Ребята! Представьте себе, что вы пришли в лес. (Послушать пение птиц в аудиозаписи ). И увидели такую картину: везде разбросан мусор, не потушен костер, сломаны ветки деревьев. Ваши действия? (Ответы детей).
Конкурс «Собери мусор на поляне»
(По полу разбросан мусор: банки, бутылки, батарейки, пакеты и т.д.
Задача участников: пока звучит музыка, собрать как больше мусора и разобрать его по трем контейнерам (для бумаги, стекла батареек и пластика), объяснив свой выбор).
Ведущий. Следующее задание. Викторина «Как уменьшить отходы, загрязняющие нашу Землю?»
В магазине ты отдаешь предпочтение стеклянной или пластиковой бутылке, или упаковке? (Стеклянной, т.к. ее можно использовать много раз или сдать в магазин).
Что делать с ненужной макулатурой? (Сдать в ближайший путь приема макулатуры),
Чем опасны изделия из пенопласта для экологии? (Они не разлагаются в природе).
Что делать с одеждой, которую ты не носишь? (Можно отдать нуждающимся).
Что можно делать из старых полиэтиленовых бутылок после переработки? (Мебель, посуду, игрушки, одежду).
Что можно произвести из старых шин в результате переработки? (Нефть).
Ведущий. Следующее наше задание «Что опасно для природы?»
Перед вами перфо-карты. Внимательно рассмотрите картинки. Зеленым фломастером следует отметить положительное воздействие человека на природу. А красным – отрицательное. Объясните свой выбор.
Экипажи выполняют задание.
Ведущий. Ребята! Предлагаю вам встать и подойти к выставке детских рисунков «Экология в картинках». Внимательно рассмотрите их. Давайте зачитаем их названия. И объясните, как вы это понимаете.
Не допусти! Останови! Погаси!
Пожар – экологическое бедствие.
Прудам – живое серебро.
Спасите нас!
Леса – легкие городов.
Море в опасности!
Жалобная книга природы.
Свалка по имени Земля.
Нашим водоемам – чистую воду!
SOS!
Березкины слезки.
Не проходи мимо!
Не ходите по газонам!
Мы нашли своих хозяев.
Да здравствует солнце!
Браконьер – враг природы.
Не вреди природе!
Защити меня!
Волнуется природа не спроста!
Кислотные дожди.
Не оскверняй!
Ответы детей.
Ведущий. Послушайте грустное стихотворение «Рассказ березки».
Ребенок читает стихотворение
Я березка белая, я в лесу жила,
Горем поделиться к вам сюда пришла.
Про мою обиду, про мою беду.
С самого начала речь я поведу.
Я шумела весело летом и весной,
Птицы голосистые пели надо мной,
Приходили люди в жаркий летний день,
Под моими ветками находили тень,
Радовались глядя на мою листву,
Радовались люди, что и я живу.
Но житью хорошему вдруг пришел конец:
В лес пришел однажды мальчик-сорванец.
Он изрезал ножиком всю мою кору,
Было очень больно мне, думала умру.
Он не успокоился, он поджег меня!
Корчились листочки, сохли от огня….
Вы ему напомните, сорванцу тому,
Про березку стройную в пламени, в дыму…
Ведь березка каждая тоже хочет жить,
С ветерком шептаться, с ручейком дружить.
Ведь березку каждую следует беречь.
Ну зачем березку резать или жечь?
Ребята! А чтобы сделали вы, увидев такого мальчика?
(Пристыдили, остановили, объяснили).
Ведущий.Березка, как и любое дерево, нуждается в защите человека, особенно, когда оно маленькое и хрупкое.
Теперь вы понимаете. Насколько важно относиться к природе бережно и что все зависит только от нас с вами. Любите и оберегайте природу. Земля – наш дом, нам здесь жить!
Предлагаю всем встать, и от имени всех ребят передать наши обращения к Землянам. (Двое детей зачитывают обращение к людям с демонстрацией плакатов).
Лес – богатство и краса, береги свои леса!
Люди! Будьте чуткими к красе.
Не сорите! Не ломайте! Не губите!
Не вредите! Вот простые заповеди всем!
Берегите Землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку над стеблем полевым,
На тропинке солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба!
Все вместе говорят
Пусть мир становится добрей,
И лучше год от году
Возьмемся за руки, друзья!
И защитим природу!
Ведущий. Спасибо! Надеюсь, что ваши слова будут услышаны! А наше путешествие подошло к концу. Я думаю, что полученные знания и наши действия по защите родной природы и окружающей среды помогли инопланетянам понять, что опасно для природы, и как ей помочь? Это и будет ответом на их тревожное письмо. И от Матушки-Природы подарок всем путешественникам. Экологически чистый и полезный продукт – яблоки, похожие по форме на нашу Землю. Спасибо всем!
Список литературы:
Алоева, М.А. Классные часы в 5-7 классах. Пособие для учителя/ М.А.Алоева – Ростов на Дону: Феникс, 2005 .-320 с.-ISBN:5- 222-07638-5.
Загуленова, Л.Л. Внеклассные мероприятия: 7 класс. Пособие для учителя/ Л.Л.Загуленова – Москва: ВАКО, 2008.-176 с.– ISBN: 978-594665-724-2.
Потапова, Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Пособие для родителей педагогов /Л.М.Потапова – Ярославль:Академия развития, 2000. -224с.–ISDN:59285-0125-0.
Черных, О.Г. Внеклассные мероприятия 6 класс. Пособие для учителя/ О.Г.Черных - Москва: ВАКО, 2008.– 256 с.– ISBN: 9788-5-94865-723-5.