- Способствовать развитию групповой сплочённости и командного взаимодействия участников районной школы актива;
- Развитие навыков Soft skills: коммуникабельность, коммуникативные навыки, работа в команде, управление временем, креативное мышление;
- Создание условий для осознания каждым участником своей роли, функций в группе;
- Способствовать созданию благоприятной дружеской атмосферы.
Возраст участников 13-15 лет.
Игра поможет выявить лидеров группы, оценить уровень взаимодействия в команде, распределение ролей в группе, динамику работы.
- эмоционально-психологическое сближение участников, способствующее дальнейшей эффективной работе группы в рамках школы актива;
- в ходе игры участники «прокачали» и закрепили коммуникативные навыки, умение находить и принимать совместные решения в условиях ограниченного времени, получили навыки групповой работы;
- выявлены активные участники группы и лидеры мнений.
1. Вводная часть: приветствие участников, введение в тему, образовательный компонент;
2. Основная часть: деловая - игра, состоящая из 4 этапов/заданий.
3. Заключительная часть: рефлексия
Содержание | Примечания | Регламент |
Вводная часть | Приветствие участников, введение в тему, образовательный компонент | 10 минут |
Друзья, очень рада видеть всех вас на очередном занятии школы актива. Тема сегодняшнего занятия – «Взаимодействие в коллективе». Давайте вместе ответим на вопрос: что такое «Коллектив»? Как вы понимаете? Дети предлагают свои варианты ответов. Вы совершенно правы. Коллектив — это группа лиц, объединённых какой-либо общей деятельностью, работой, учёбой, решением определённой общественной задачи. В более широком смысле — люди, объединённые общими идеями, потребностями, интересами. И вы, ребята, тоже коллектив! Согласны? - ДА! Считается, что коллективная или командная работа является более эффективной, нежели работа в одиночку. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, реализовать проект или организовать мероприятие. Согласны? -ДА! Ребята, перед вами лежат таблички «Плюсы командной работы» и «Минусы работы в одиночку». За 3 минуты времени я попрошу одну часть ребят написать как можно больше положительных моментов, связанных в работе с командой. А вторую часть ребят, записать почему работать в одиночку сложнее. Дети приступают к выполнению задания, по готовности или по истечению времени, проговаривают, что у них получилось. Да, ребята, вы все правильно сделали! Конечно, работать в команде интереснее и эффективнее! Но чтобы работа «кипела» необходимо учиться делать совместно разные дела, учиться взоимодействию… посредством общения. А что значит «Взаимодействие» и «Общение»? Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы дают ответы: - умение понять другого, - умение слушать, - умение делать дело вместе, - умение договориться, - умение уступить, - уметь общаться с разными людьми, - уступать, если очевидна правота. - умение быть вежливым. Вы все сказали правильно, а теперь я предлагаю вам перейти от слов к делу, и применить все эти умения во второй части нашего занятия. |
Основная часть | Деловая - игра | 30 минут |
Мы с вами отправляемся в настоящее космическое путешествие к далекой планете. В пути вам предстоит преодолеть немало испытаний, с которыми справится только дружный и слаженный экипаж! Ведь самое главное в космосе — быть в команде, поддерживать, помогать и выручать друг друга. Я уверена, что у вас все получится! Вы готовы отправиться в путешествии? Дети отвечают – ДА! Тогда мы начинаем! Ребята, по легенде, ваша команда получила сигнал бедствия с далекой планеты Сульбакан. Никто кроме вас не может отреагировать на этот сигнал. Что делать? Дети отвечают: лететь! Собираться в путь! И т.д. Да, нам надо помочь сульбаканцам! |
1 задание - «Космолет» Чтобы добраться до далекой планеты, необходим космический корабль! Первое задание, которое вам предстоит выполнить сообща – это построить макет космолета. Перед вами набор конструктора Lego, вы можете использовать любое количество деталей, но помните: нужно торопиться! У вас есть всего 3 минуты, чтобы сконструировать корабль. Время пошло! (ребята строят макет космического корабля) Как здорово у вас получилось! Молодцы! | В момент работы в кабинете звучит космическая музыка, вожатый засекает время на выполнение задания, периодически оповещает, об оставшемся времени | 5 минут |
2 задание - «Экипаж» Ни один корабль не сможет взлететь без опытного капитана и его дружного экипажа. Ребята, согласны? Дети отвечают – ДА! Посмотрите на слайд презентации: здесь вы можете увидеть какие должности есть у экипажа космического корабля. Как вы думаете: - какую функцию выполняет капитан корабля? - штурман? - инженер-радист? - космонавт-исследователь? - бортинженеры? Отлично! Вы изучили состав экипажа. Пришло время распределить обязанности и на нашем космолете! Ребята, у вас есть буквально пару минут, чтобы посовещавшись определить капитана корабля, штурмана, радиста, исследователя и бортинженеров – это их может быть несколько. Приступаем к обсуждению. У вас есть 2 минуты. Закончили обсуждение! Ребята, кого вы назначили капитаном? Дети называют имя Отлично, _______ (имя), представь нам остальных членов экипажа. (капитан представляет экипаж) Экипаж готов к полету! | Участники команды должны самостоятельно дать характеристику каждой должности – какими качествами обладает капитан, штурман и т.д. Какую работу выполняют. Если ребята не особо активные, вожатый самостоятельно проговаривает обязанности членов экипажа. Так же их можно вывести на отдельный слайд презентации, чтобы он был перед глазами ребят в момент обсуждения ролей (приложение 1) | 7 минут |
3 задание - «Готовимся к полету» Ребята, перед тем как мы взлетим, я озвучу вам еще одно условие нашего приключения! На борт космолета команда может взять только 5! Предметов. В этом конверте вы найдете карточки с предметами, их 20. Посовещайтесь и выберете только 5 вещей. У вас есть всего 2 минуты, чтобы справиться с заданием. Приступайте! (команда совещается и выбирает вещи, который возьмут с собой) Время вышло! Капитан, назовите предметы, которые вы берете с собой? Отлично! Мы начинаем стартовать с планеты Земля — третьей планеты Солнечной системы к планете Сульбакан. Итак, начинаем отсчет (вместе с детьми): 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! (Звучит космическая музыка) | Карточки с предметами (приложение 2) | 5 минут |
4 задание - «На далекой планете» Наш космолет приближается к планете Сульбакан. Ребята, послушайте легенду: «Вы высадились на планете Сульбакан. Вас сразу же окружили сульбаканцы. Они не знают кто вы: с миром прилетели или с войной. Ваша задача, жестами объяснить, что вы не желаете сульбаканцам зла и прилетели на их призыв о помощи. Но чтобы сульбаканцы вам поверили, вы должны преподнести им подарок – один из предметов, которые взяли с собой» У вас есть 2 минуты, чтобы выбрать предмет, который вы готовы подарить сульбаканцам, и придумать систему жестов и знаков, которыми опишите цель своего визита. Представить выполненное задание может любой член экипажа. Приступайте! Время вышло! Кто из членов экипажа представит задание? Отлично! Сульбаканцы приняли ваш подарок и очень надеются на вашу помощь. Но что произошло на этой плане? «По легенде на Сульбакане потух действующий вулкан, который обеспечивал тепло планете, и теперь сульбаканцы замерзают. На их планете нет растительности, от Солнца они далеко, других способов обогрева нет» Вам необходимо придумать, как вы поможете сульбаканцам. Использовать можно только те предметы, что у вас остались. Время на обсуждение 5 минут. Проявите фантазию и изобретательность! Команда готова? Кто представит решение? Молодцы! Сульбаканцы безмерно счастливы! Вы спасли их планету. Межгалактическая дружба установлена! Ребята, я очень вами горжусь. Вы прошли все испытания! Пора возвращаться домой! Космонавты, приготовиться к запуску: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! (Звучит космическая музыка.) | | 10 минут |
Рефлексия Вот мы и дома! Я думаю, что во время путешествия наш коллектив сумел стать дружной и сплоченной командой. Давайте обсудим наше занятие: Вам понравилась игра? Что больше всего вам запомнилось в нашем путешествии? Чему научились? Что было сложным? Почему? Как оцениваете свое участие/роль в игре? Кого из ребят вы бы хотели выделить/ отметить по результатам игры? Что бы я хотел сделать по-другому? Чего не хватило? (Ребята отвечают на вопросы. На основании полученных ответов педагог составляет психологический портрет группы, дорабатывает и корректирует занятие при необходимости) Благодарю всех за обратную связь и за ваше активное участие в игре! До следующей встречи, друзья! | Отвечают на вопросы, делятся мнениями и впечатлениями. | 5 минут |