Занятие: «Зачем человеку правила?»
Цель: сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения.
Задачи: дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений, развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей.
Оборудование: презентация, пиктограммы (положит.- отриц.), картинки с изображением эмоций, магниты, «дощечки» для «Моста правил», опорные листы-формуляры «Зачем человеку правила?»
I. Организационный момент – ритуал приветствия: «Добрый день, ребята! Я рада всех видеть на нашем занятии. Начнём его, как обычно, с приветствия. В руках у меня колокольчик, его голос поможет нам поприветствовать друг друга дружелюбно, искренне, душевно. Пока звенит колокольчик, соседа справа приветствуем рукопожатием, соседа слева- словами и улыбками, всех нас – машущей рукой.(Приготовились! Справа, слева, всех)- молодцы, присаживайтесь на места
II. Сообщение темы и цели занятия:
Ребята, вам, конечно же, хочется поскорее узнать, что нас ждет на сегодняшнем занятии, для чего мы собрались?
Посмотрите, наша тема записана, но чего-то в ней не хватает. Наверное, пропущено какое-то очень нужное, значимое слово. Сосредоточьтесь, послушайте, о чем пойдет речь и постарайтесь угадать недостающее слово:
Без них никак нельзя прожить,
Как позвонить, как поступить.
Дружить с ребятами ль всегда?
И вовремя лечь спать когда?
Идем играть – и их с собой
Мы обязательно берем.
Без них игры ну не бывает,
Что делать, ведь они решают.
Они живут и на дорогах:
Как ехать или как идти?
В лесу, на море и в походах
Без них нельзя свой путь найти.
Они – вся наша жизнь, друзья!
Так как зовут их? (Слайд-1,включить слово!)
(говорят, записать слово в предложение и показать на слайде).
Запишите это слово на свой лист вместо точек. Давайте прочитаем вслух восстановленную тему занятия ( один уч-ся читает вслух)
Сегодня, ребята, будем говорить о правилах, об их роли в нашей жизни, будем учиться соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей.
Перед нами главный вопрос, на который мы должны найти ответ:
Слайд-2 Зачем человеку в жизни нужны разные правила?
Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? (говорят)
Каждый из вас думает по-разному, по-своему. И самое главное и интересное, что все говорят правильно.
Нам необходимо найти один ответ для всех. Для этого проведем небольшой эксперимент, т.е. исследование. Какая же у него будет цель?
Слайд-3 - Найти причину, (определить, что заставляет людей жить по правилам) которая заставляет людей жить по правилам.
Ребята, все вы знаете и любите игру «Крестики-нолики». Начертите у себя поле для игры из 9-ти квадратов. Начнем наш эксперимент! Я вам обещаю, что смогу всех победить. Посмотрим, посмотрим. Итак, я начинаю первая.(Нарисовать в каждой тетрадке крестик, предложить детям «ответить» ноликом. Ещё раз повторить. В третий раз ставить крестики так, как хочется, перечеркнуть, заявить: «Я победила!» - (важно дойти до каждого игрока)
Ой! Как вы кричите! Почему? (дети отвечают)
Что я делала? (отвечают) Правильно, я нарушила правило! А теперь давайте успокоимся и попробуем найти ответ: что произошло? Что вызвало возмущение? Сначала попробуем заглянуть в себя, «зрачками внутрь», как говорят англичане.
Что вы чувствовали, когда я не по правилам объявила себя победителем? Какие чувства появились у вас? (отвечают по очереди)
Ребята! Запишите на листе свои чувства (на доске записать) (пока пишут, на доску прикрепить изображения негативных чувств)
Посмотрите, как выглядят лица, испытывающие эти чувства.
Скажите, эти чувства светлые, приятные или темные, некрасивые?
Вот как! Вы единогласно решили, что это темные, некрасивые чувства! Единогласно, ребята! Все чувствовали одно и то же, все говорят одно и то же. И что же вам захотелось сделать, когда вы вдруг почувствовали боль обиды?
Правильно, вы начали кричать! Почему? Потому что я не хотела сразу остановиться в своих нарушениях, а вы не могли меня остановить. Так?
Какой вывод мы можем сделать?(говорят) Правильно.
Когда кто-то нарушает правила, другому человеку становится плохо: он чувствует, что его хорошее настроение и надежду сломали, разрушили.( Демонстрация уничтожения хороших чувств.)
Слайд-4 (чтение повторное)
Давайте составим эмоциональный портрет человека, по отношению к которому нарушаются правила. Для этого выберете подходящие карточки и прикрепите вокруг лица (Вокруг пиктограммы прикрепить маленькие карточки с чувствами).
- Давайте запишем вывод у себя.
Слайд-5«Нарушая правила, человек разрушает светлые чувства другого человека»
( пока пишут, добавить на доску положительную пиктограмму)
А какие чувства называем светлыми?(говорят).
Это лицо можно назвать светлым? (говорят) Перед вами находятся карточки с чувствами. Давайте составим портрет из чувств человека, по отношению к которому правила не нарушаются. Какое у него будет настроение? (Вокруг позитивной пиктограммы располагают карточки)
Ребята, сравните эти портреты. – С кем из них хочется общаться? Почему? (Его чувства добрые, светлые, спокойные, потому что его не обидели нарушением правил)
А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, ведь проделанный эксперимент потребовал от нас немало усилий. Сядьте удобно, закройте глаза.
Представь, что ты стоишь на опушке леса. Перед тобой раскрывается великолепный вид на летний лес, залитые солнцем луга. Воздух раскален от солнца и наэлектризован. Нет ни малейшего ветерка. Душно. Все замерло в ожидании дождя. Ты чувствуешь, как подул слабый ветерок. Вот он становится все сильней и сильней. Солнце закрыла череда грозовых туч.
Почувствуй порывы пронизывающего ветра. Ощути, как ветер уносит все ненужное: беспокойство, разочарование, тревогу. Сроднись с ветром. Почувствуй его силу и энергию. Теперь это твоя сила, твоя энергия. Вот хлынул теплый летний ливень. Его прозрачные струи омывают тебя, принося с собой чистоту и ясность, наполняя тебя новой жизнью, новыми идеями.
Ты видишь, как дождь стихает. Небо очищается. Ты видишь, как вновь светит солнце, и чувствуешь себя обновленным, бодрым и уверенным. Возвращайтесь в класс. Открыть глаза.
Итак, ребята, я думаю, что мы уже сможем ответить на наш главный вопрос:
Слайд-6 «Зачем человеку в жизни правила?» (дети отвечают)
Значит ли это, что жизнь по правилам может помочь людям быть добрее?
А будут ли к нам другие люди хорошо относиться, если мы будем нарушать правила?
Так зачем людям нужны правила?
А сейчас вы сами должны попробовать ответить на сложный вопрос: «Почему случается так, что учителя иногда или часто повышают голос на вас во время урока? Что означает повышенный тон голоса учителя». (говорят).
А назовите, пожалуйста, известные вам правила поведения на уроке. (называют).
Ребята! На Руси испокон веков соблюдались правила поведения, которые были несложны, но глубоки и мудры: уважение к «отцу-батюшке» и к «родной матушке», к старшим по возрасту. Все эти правила были изложены в литературном памятнике XVI века «Домострой».
Слайд-7 Правила этого источника охватывали разные стороны жизни русского человека – бытовые обряды, торговые дела, домоводство, воспитание детей.
В современном гражданском этикете существует большое количество правил, которые касаются уважительного отношения к взрослым людям. Давайте познакомимся с некоторыми из них:
1. Учитывайте настроение и занятость взрослых.
2. Чаще говорите вежливые слова (вежливые слова украшают человеческую речь и делают человеческие отношения более доброжелательными. Назовите вежливые слова).
3. Терпеливо выслушивайте замечания взрослых (взрослый человек мудрее и умнее вас, так как у него большой жизненный опыт. Он лучше вас разбирается в сложных жизненных ситуациях. Поэтому вам следует прислушиваться к замечаниям и советам взрослым).
4. Говорите всегда правду. (Ложь не красит человека. Лгать невыгодно. Очень часто ложь бывает раскрытой. Ложь и совесть несовместимы. Чем больше ложь укрепляется в поведении человека, тем больше притупляется его способность отличать плохое от хорошего).
5. Не перебивайте старшего.(Молодому человеку не позволительно не только перебивать старшего, но и самому начинать и заканчивать разговор с людьми преклонных лет).
Ребята! Если вы последовательно будете соблюдать правила, это постепенно перерастет в привычку, и окружающим будет легко с вами общаться.
Слад-8 Упражнение «Мост правил» (встают около доски кругом)
Итак, ребята, сегодня мы выяснили: правила обязательно нужно соблюдать. И в заключение я предлагаю вам построить мост правил, который ведет нас в большую жизнь, где без них не прожить никому. Выберете только нужный стройматериал, а лишние жердочки отправим на чердак (совсем выбрасывать нельзя, они нам могут очень пригодиться только в малом количестве).
(Выбирают дощечки с надписями: уверенность, спокойствие, надежда, доброта, честность, доверие, вежливость, трудолюбие, дружелюбие, зависть, обида, злость, недоверие, раздражение).
Мы построили мост в большую жизнь, где очень много улиц, крутых подъемов, запутанных переулков. И везде, на каждом шагу, нам нужны правила.Вы все мечтаете о светлом будущем: о семье, о своем доме, о личном автомобиле, о профессии, но помните свято, что для всего существует их Величества Правила. С ними создадите крепкую семью, они помогут построить дом, но и как можно мечтать об автомобиле, не зная правил дорожного движения?
Слайд-9 Вся жизнь – это империя правил.
Заключительный этап.
Не зря мы с вами сегодня потратили время? (говорят).
Если вы считаете, что провели время с пользой и интересно, изобразите над головой «чашу»,
Если же вам было неуютно, скучно, грустно- выбросите вперёд кулак с опущенным вниз большим пальцем.
Ритуал прощания.
Я говорю всем «спасибо» за работу.
Поблагодарите и вы друг друга: рукопожатиями, ладошками, улыбками.