СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие кружка "Детский фольклор"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Продолжить знакомить с посиделками, традиционными для русской народной культуры, как формой общения людей, помогающие понять и на себе испытать прелесть народного фольклора; учить бережно относиться к фольклорным традициям русского народа, изучать особенности русской культуры.                                                                                                                                       

Просмотр содержимого документа
«Занятие кружка "Детский фольклор"»

Учитель: Гордеева Елизавета Григорьевна, МОУ «Лопатинская основная общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

Занятие по кружку «Детский фольклор» по теме: фольклорные посиделки «Праздник русских народных промысел»

Цель: Продолжить знакомить с посиделками, традиционными для русской народной культуры, как формой общения людей, помогающие понять и на себе испытать прелесть народного фольклора; учить бережно относиться к фольклорным традициям русского народа, изучать особенности русской культуры. Задачи: знакомить с русскими народными ремёслами, заинтересовать детей старинными и новыми видами ремёсел, приобщить к традиционной культуре на основе использования песен, хороводов, загадок, скороговорок, пословиц, сказок, небылиц. Материалы: костюмы: русский народный костюм для ведущей; рубаха, шаровары, кушаки на поясе у мальчиков; русский народный костюм для девочек, ленточки на голове у девочек. Предварительная работа: беседа о культурном наследии русского народа, разучивание песен, стихов, скороговорок, загадок, пословиц, небылиц, народных игр, чтение сказок. Оформление: в зале расставлены скамейки, печка, прялка, стол, самовар. Сцена оформлена в виде горницы, в которой собрались на посиделки. Оборудование: компьютер, диски с народными песнями, музыкальный центр. Ход занятия. Ведущая: Добрый день, дорогие ребята и гости нашего праздника! Добро пожаловать на наше занятие кружка «Детский фольклор»

Ученица: На завалинках, в светёлках Иль на брёвнышках каких, Собирались посиделки Пожилых и молодых. При лучине ли сидели Иль под светлый небосвод. Говорили , песни пели И водили хоровод. Ученик: А играли как детишки, Ах, как игры хороши! Словом эти посиделки Были праздником души! Ученица: Здравствуйте, гости дорогие! Маленькие и большие! Словом эти посиделки Были праздником души! Ученик: Жива, традиция, жива! От поколенья старшего Пришли обряды и слова Из прошлого из нашего. Ученица: Что славный денёк, Собирается народ. Будем петь и шутить Будем зиму веселить.

Ведущая: Удобно ли Вам гости дорогие? Всем ли места хватило? Не тесновато ли Вам? Гостья: В тесноте, да не в обиде. Ведущая: Сегодняшние фольклорные посиделки необычные: догадайтесь сами, чему они посвящены? Посмотрите на наших гостей. Чем они заняты? Дети отвечают. Ведущая: Правильно, сегодняшние посиделки мы посвящаем народным умельцам. Тем, кто своими руками творит чудеса. А что относится к таким чудесам? Дети: К таким чудесам относятся : вязание, вышивание, плетение, ткацкое мастерство и многое другое. Ведущая: С некоторыми из них мы познакомим вас сегодня. В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали и обували. Ученица: Недаром русская пословица гласит: « Ремесло не коромысло – плеч не тянет, а само прокормит». В разговор вмешивается пряха. Пряха: Сущую правду говорите! С десяти лет пряду, в двенадцать за станок села, с каких лет вязать стала уже не помню. Денег не было, в магазин не ходили, сами себя одевали и обували. Ведущая: спасибо за то, что пришли к нам в гости. Мы рады познакомиться с такой мастерицей, как Вы. А расскажите, нам, об этом народном ремесле. Рассказ пряхи: Прядение известно давно. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением крайнего севера, где носили меховые одежды. Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчёсывания волокон и ручные веретена для их скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или прялись непосредственно с гребня. В 15 веке была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу. С 18 века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прялки. Но в нашей местности до сих пор отдаётся предпочтение обыкновенной, изготовленной своими руками прялке. Ведущая: Уважаемая пряха, расскажите, откуда у Вас эта прялка? И покажите, пожалуйста, как Вы на ней работаете? Пряха рассказывает и прядёт, исполняя песню «В низенькой светёлке». Ведущая: Спасибо за Ваш рассказ и за вашу работу. Но на посиделках не только работали, но и играли. Ребята разучили одну из таких игр и предлагают её вашему вниманию. Игра « Прялица» ( дети ходят по кругу и поют) Прялица, кормилица моя. С горя выброшу на улицу тебя. Стану прясть и попрядывать, На беседушку поглядывать. По беседе нет весельица, Моя милая не сердится Моя милая по дорожке шла, Черноброва барабан нашла. Она била, барабанила, Из-за лесу парня манила. Из-за лесу, лесу тёмненька. (Во время песни в кругу парень и девушка вертятся то в одну , потом в другую сторону, целуются и уступают место другой паре.) Ведущая: Спасибо вам за многолетний труд. В знак благодарности мы хотим подарить Вам песню. Дети поют песню «Дуня –тонкопряха» Ведущая: Наша пряха поработала на славу. Нитки у нас теперь есть. Ребята, а что делают из ниток? Дети: Вяжут и ткут. Ведущая: А о каком ремесле сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку: Две весёлые сестрицы- На все руки мастерицы: Сделают из ниточки Носки и рукавички. Конечно, речь пойдёт о вязании Рассказ о вязании ( рассказ вязальщика) Когда появилось искусство вязания – точно неизвестно. Овцы были одомашнены ещё за 9000 лет до н.э. У нас в России эти животные, а вместе с ними и искусство вязания появились в конце 18 века. Посиделки на Руси, которые начинались с Покрова, немыслимы были без этого ремесла. Вязали те, кто помоложе ( старшие ткали или пряли), обеспечивая всю свою семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц – хорошо известные Вам спицы. А их количество зависит от изготавливаемого изделия. Чтобы связать даже самые маленькие варежки – их нужно пять. А для такого большого свитера – только две. ( Показывает образцы изделий). Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима. Ведущая: Спасибо Вам за интересный рассказ. И дарим мы Вам песню «Было у матушки 12 дочерей». Ведущая:А теперь настала очередь нового ремесла. Словно в раздумье, извечном ожидании весны неторопливо перебирают тонкие, натруженные пальцы вышивальщицы, нанизывая на иглу тончайшие штрихи будущих образов: ниточка к ниточке, шов к шву – выплывают из белоснежной ткани дивные травы, великолепные цветы. Рассказ вышивальщицы Искусство вышивания насчитывает века. Находки археологов подтверждают, что уже в 9-12 веках в Древней Руси украшали золотым шитьём одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняют при помощи иглы на различных тканях нитями льна, конопли, шёлка, шерсти, серебра, золота, драгоценных камней. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображение женщин, деревьев, птиц, растительности. Русскую вышивку делят на два вида: северную и среднерусскую. Для Севера хаоактерна вышивка крестом, вырезом, гладью. Основная особенность среднерусской вышивки –цветная перевить ( мережка). Ведущий: Мы тоже хотим Вас благодарить за Ваш рассказ. И в знак благодарности мы дарим вам песню « Ой, вставала я ранёшенько…» Дети исполняют песню «Ой, вставала я ранёшенько». Ведущая: А расскажите-ка, ребята, каким ремеслом занимается следующая наша гостья? Правильно, плетением из бисера. Кто из вас умеет вышивать бисером? Когда же возникло это ремесло? Давайте послушаем рассказ следующей нашей гостьи. Рассказ вышивальщицы бисером. Ведущая: Мы благодарим Вас за Ваш интересный рассказ. Наверное, сегодня каждый из вас , дети, выбрал по душе себе занятие.Кто хочет научиться прясть на прялке? А кто умеет вышивать крестиком и занимается этим в свободное время. Но я знаю, что большинство из вас занимаются бисероплетением, вязанием. А закончить наши посиделки мы хотим частушками Дети исполняют частушки. 1.Мы Лопатинские ребята, Интересно мы живём. Про народные ремёсла, Вам частушки пропоём. 2. Дайте лён, дайте лён Дайте 40 веретён. Стану прясть-попрядывать На дружка поглядывать 3.Шила милому кисет, Вышла рукавица. Посмотри, мой дорогой, Какая я мастерица! 4. Не стругает мой рубанок, Не пилит моя пила. Ко мне милка не приходит- И работа не мила. 5.Моя прялка не прядёт, Колесо не вертится. Что- милый не идёт, Видно, долго сердится 6..Шила, шила сарафан- Исколола пальчики. А надела сарафан За мной гурьбою мальчики. 7. Сидит заяц на осине, Плетёт лапти косяком. Чтобы наши ягодники Не ходили босиком. 8.Мы не все частушки спели, Знаем много их втроём. Приходите в гости снова, Мы другие Вам споём. Ведущая: В небе будто от побелки, засветился млечный путь. Отшумели посиделки, где пришлось нам отдохнуть. Дни общенья – счастья вехи. Посиделкам каждый рад .Делу время, а потехе рады люди как ни как. Посиделки, вечеринки, звёзды в праздничной выси. Это русские картинки, нашей жизни на Руси. Всё что было, вспоминая, пусть живёт страна родная, Очень русская, земная, в мире лучшая страна. А теперь, давайте подведём итог нашего занятия. Понравилось ли вам сегодняшние посиделки? С каким настроением мы завершаем наше занятие? Ребята, перед вами лежат « предметы настроения». Выберите солнышко Вашего настроения и подарите нашим гостям. Дети дарят гостям нарисованные «настроения» и сувениры, выполненные своими руками.