СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразах.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по закреплению произношения звука (ш) в слогах, словах и фразовой речи.  

Просмотр содержимого документа
«Занятие по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразах.»

Программное содержание:

1. Закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи;

2. Развивать фонематический слух, звуковой анализ;
3. Развивать логическое мышление, внимание, память.

4. Воспитание усидчивости;

Оборудование: зеркала, звуковые схемы; предметная картинка мышки; предметные и сюжетные картинки со звуком [ ш ]; картинки с изображением вишневого варенья, грушевого компота, пшенной каши, шоколадного мороженого.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята.

Каждый день всегда, везде:

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.

2. Артикуляционная гимнастика

– Сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мышик. Он никому не говорил “Доброе утро”. Рассердились на него все друзья и не захотели с ним дружить и мама посоветовала ему быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться и встретиться с друзьями. Шел и увидел зайчика, который спрятался за забором.

Упражнение «Забор»

Подошел он к зайчику и громко пропищал: “Доброе утро!” Заяц улыбнулся и угостил Мышика морковкой. Обрадовался мышонок, побежал дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.

Упражнение «Бублик»

Мышонок громко закричал ей: “Доброе утро!”. Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым. А он все бегал и кричал: “Доброе утро!”, – и так устал что, споткнулся и сел, высунув язычок.

Упражнение « Уставший язычок»

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушата прыгают. Подбежал к ним зайчик и сказал: «Доброе утро!», они обрадовались ему и пригласили на чай.

Упражнение « Чашечка»

3. Характеристика звука [ш] по артикуляционным признакам.

– К нам в гости пришел этот Мышонок Мышик. Какие звуки повторяются в словах Мышик и Мышонок?

– Верно, это звук [Ш]. Сегодня на занятии мы с ним поиграем.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается вверх)

- Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш].

- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]?

Поднесем ладонь ко рту и произнесем по цепочке звук шшшш.

– Итак, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.

4. Произношение звука [ш] изолированно, в слогах.

– Ребята, наш гость Мышик очень страшный шалун. Залезает он за ширму и шуршит там: шу – шу – шу. “Мышка!!!”, – кричат все пугаясь.

– Ребята, как шуршал Мышика? (шу-шу-шу)

- Верно, произнесем по цепочке: шу – шу – шу.

– А теперь, выделяя первый слог ШУ-шу-шу.

– Последний слог шу-шу-шу.

– Какой звук стоит в начале этих слов?

5. Характеристика по акустическим признакам.

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш.. В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук.

6. Формирование фонематических представлений.

Играем в игру «Найди звук». Если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. Мышонок Мышик любит прятать вещи родителей. Собирается, например, его папа куда – нибудь и начинает шарить, шарить по всем шкафам, ищет свои вещи. Папа ищет свои шлепанцы, штаны, рубашку, шарф, шляпу, а их нигде нет!

7. Произношение звука [ш] в скороговорках.

ыш-ыш-ыш-шумит под лавкой мышь.

шей-шей-шей-я боюсь мышей

ыш-ыш-ыш-боится кошки мышь

ошка-ошка-ошка-лови мышку кошка

- Молодцы.

8. Развитие звукового анализа и синтеза.

– Ребята, вспомните какие вещи папы спрятал Мышик?

– Мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки с изображением вещей, а вы называете, что на них изображено и где расположен звук в слове..

9. Физкультминутка

– Ребята Мышонок Мышик очень любит играть в разные интересные игры. Его любимая игра “Поезд”. Сейчас и мы с вами сыграем в нее. Давайте встанем все друг за другом в затылок, и, вращая согнутыми в локтях руками, будем двигаться по комнате, произнося звук ш за мной. Итак, поехал скорый поезд “Ш-ш-ш”.

10. Развитие звуко-слогового анализа.

- Когда мышонок шумит, то мы слышим ШУМ. Давайте разберем это слово по звукам

– ШШШУМ. Какой первый звук в слове «шум»?

– ШУУУМ. Какой второй звук в слове шум?

– ШУМММ. Какой третий звук в слове шум?

– Назовите все звуки по порядку.

– Назовите гласный звук.

– Назовите согласные звуки.

Дети выкладывают звуковую схему слова.

11. Согласование существительных с прилагательным. Логопед показывает картинки, относящиеся к данным словосочетаниям.

– А после того как Мышик поиграет, он любит вкусно покушать. Он обожает варенье из вишни. Значит, варенье какое?

– Правильно вишневое. Любит компот из груш. Компот, какой?

– Верно, грушевый. А особенно он любит кашу из пшена. Каша, какая?

– Пшенная.

– Ну а на десерт он предпочитает мороженое с шоколадом. Значит мороженое, какое?

- Верно, шоколадное. А вы, ребята любите вкусно покушать?

Логопед показывает картинки, относящиеся к данным словосочетаниям.

12. Произношение звука [ш] в предложениях.

– А сейчас посмотрите внимательно на картинки и придумайте предложения со словосочетаниями: вишневое варенье, грушевый компот, пшенная каша, шоколадное мороженое.

– Молодцы. Я думаю, что наш гость Мышонок Мышик остался очень доволен вами.

13. Итог занятия.

– Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?

– А какой звук мы сегодня повторяли?

– Правильно, звук [ш].

– Какой это звук? (это твердый, глухой, согласный звук)

– Чем мы еще занимались на занятии?

– Понравилось ли вам занятие?










Тема: Игры и игровые приемы, используемые на этапе дифференциации с детьми имеющими ФФНР.




Цель: выявить особенности влияния игр и игровых приемов на этапе дифференциации с детьми, имеющими ФФНР.





Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Научить детей с ФФНР различать звуки [С] – [Ш] на слух;
3. Развивать звуковое восприятие;
4. Разработать игры и игровые приемы по дифференциации звуков [С] – [Ш].




















Перспективный план работы логопеда
на 2012 - 2014 учебный год.


№ п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

I Обследование речи детей

1.

Обследование речи детей подготовительной к школе групп

С 1 по 10 сентября каждого учебного года

2.

Повторное углубленное обследование детей, зачисленных на логопункт

По 15 сентября каждого учебного года

3

Заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов на каждого дошкольника

II – III неделя сентября каждого учебного года

4.

Завести индивидуальные тетради для занятий и связи с родителями и вести их в течении учебного года (дата проведения занятий и примеррное его содержание)

Сентябрь каждого учебного года

II Работа с воспитателями

1.

Анализ результатов обследования речи детей по группам

Сентябрь каждого учебного года

2.

Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий

III неделя сентября

3.

Консультация «Использование в работе приемов связной речи: работа со схемами, рассказывание, работа с сюжетными картинками».

январь 2013 года

4.

Консультация «Грамматический строй речи».

март 2013 года

III Работа с родителями

1.

Консультация «Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения»

2012 – 2013 уч. гг

2.

Консультация «Порядок работы на логопункте»

2013 – 2014 уч.гг