СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с подростками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактическое занятие направленное на формирование ЗОЖ. Может быть использован в работе социального педагога, классного руководителя

Просмотр содержимого документа
«Занятие с подростками»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для детей, нуждающихся в длительном лечении,

школа-интернат № 68 Санкт-Петербурга













«Мое здоровье – в моих руках»

(7-9 класс)


Гущина Жанна Рауфовна

социальный педагог








2016 г.




Цель: формирование у подростков навыков здорового образа жизни.

Задачи:

- способствовать формированию ценностного отношения детей к своему здоровью.
- показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека.

Материал:

* конверты

* информационные листы

* ручки

Оборудование:

*проектор,

*компьютер

Ход занятия


ЗДОРОВЬЕ

Педагог: Здравствуйте, ребята. А поздоровалась, то есть пожелала вам здоровья А что такое здоровье? Перед вами лежать листочки со словом «ЗДОРОВЬЕ — ...» За 1 минуту напишите 3 ассоциации этому слову.

Работа в группах

Каждая группа зачитывает свои слова-ассоциации, которые записали на листе.

И так, здоровье для вас – это…

(перечислить слова-ассоциации, записанные на листе бумаги) — 3 слова


И так, ребята, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности. ВОЗ дает следующее определение: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия»

(слайд)

Сейчас мы с вами порассуждаем, что же такое здоровье с позиции трех аспектов и сначала рассмотрим физическое здоровье.

Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм.

Какие из вами предложенных слов — ассоциаций подходят к физическому здоровью.

А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?

Социальное здоровье связано с тем, как мы воспринимаем себя как личность, как мы общаемся, в какой среде мы живем? Т. к. большую часть времени вы проводите в школе, то на ваше социальное здоровье влияет школьная среда: это освещение, температурный режим помещения, влажность, наличие шума, школьная мебель, которая должна соответствовать вашему росту. В домашних условиях также важны бытовые условия, т.е. квартира, в которой вы проживаете должна быть теплой, светлой, уютной. Немаловажно какого экологическое окружение вокруг вашего дома или школы.

Большое значение имеют одежда, которую мы носим. Она должна быть, прежде всего, удобной, из натуральных тканей, не стесняющей. На формирование здоровья имеет влияние и соблюдение режима дня, чередование умственного труда и физического отдыха, прогулки на свежем воздухе, но и конечно, правильное питание.

Ваши примеры, относящиеся к социальному здоровью.

И наконец, рассмотрим третий аспект здоровья – это психическое или эмоциональное здоровье.

Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, сочувствия, сопереживания, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль.


Примеры фиксируются в презентации


КУРЕНИЕ

Человек – существо любознательное. Почемучка живет в каждом из нас, даже во взрослом и вроде бы образованном по самое не хочу человеке. Нам мало просто сказать – «этого делать нельзя», нужно еще обязательно объяснить – почему нельзя. И что будет тому, кто нарушит этот запрет.

Так происходит, например, с курением. Многие курильщики осознают, что поступают, мягко говоря, не совсем правильно. Но в спорах с некурящими они обычно бросают фразу «А докажите мне, что курить вредно!»


Перед вами лежат конверты, которых находится листок с незаконченным предложением. Вам необходимо дописать предложением и потом аргументировать свою мысль.


1. Курение - это...

2. Сигарета в руке - это показатель…

3. Не курить - это значит не…

4. Подростки курят, потому что….

(Написание предложения - 1 мин., выступление - 3 мин.)


Обратимся к нормативным документам:

Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Каждый год 31-го мая Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает Всемирный день без табачного дыма, в ходе которого внимание общественности акцентируется на риски для здоровья, сопутствующие употреблению табака, и пропагандируются действенные меры политики по сокращению его потребления.

АЛКОГОЛЬ

Энергетики

Газированные напитки содержащие в своем составе вещества стимулирующие нервную, сердечно-сосудистую и эндокринную системы организма человека, создающие эффект прилива сил и бодрости.

Для начала просто взглянем на этикетку:

  1. Вещества, тонизирующие нервную систему (синтетический кофеин, раст. экстракты гуараны, лимонника, женьшеня и т.д.)

  2. Непосредственные носители энергии -углеводы (глюкоза, сахароза)

  3. Элементы- стимуляторы обмена веществ (витамины группы В, а также подобные витаминам вещества (например, таурин)

  4. Ароматизаторы, красители, пищевые добавки.


Так, напиток Red Bul содержит всем известный кофеин, который в больших дозах вызывает бессонницу и привыкание. Adrenalin Rush, сделанный на женьшеневом корне, вызывает сопротивление стрессу и, к сожалению, сну. Ninja содержит таурин, который повышает нервозность. Кроме этого, в составе обнаружен нами глюкуронолактон. Количество этого вещества, содержащееся в двух банках напитка (рекомендованная производителем суточная норма), превышает суточную норму почти в 500 раз.


Работа в группах

Группы получают информационный лист, где отмечают положительные и отрицательные качества каждого вещества.

1.Кофеин

Влияя на центральную нервную систему (головной и спинной мозг), кофеин усиливает дыхание, повышает частоту и силу сердечных сокращений, ускоряет обмен веществ, а тем самым создает ощущение бодрости, снимает усталость и сонливость. Кофеин также стимулирует сужение кровеносных сосудов, что определяет его способность облегчать головные боли, вызванные расширением кровеносных сосудов головы. После употребления одной банки энергетика кофеин выводится из организма в течение 3-5 часов, после чего организму необходим отдых. Если в этот момент попить кофе, чай или выпить еще одну баночку энергетика, то дневная допустимая доза кофеина будет превышена в несколько раз, а это может привести к повышению или понижению давления, тахикардии. Кофеин вызывает привыкание. Поэтому любители «подзарядиться» через некоторое время начинают увеличивать количество выпиваемых в день банок энергетика, а некоторые переходят на алкоголесодержащие энергетики. Кофеин, входящий в состав энергетика, обладает сильным мочегонным эффектом. Обычно после употребления энергетического напитка люди не пьют воду, так как энергетик используют не только для восстановления сил, но и для утоления жажды. На самом деле результат получается обратным. Организм обезвоживается. После употребления энергетического напитка тонизирующий эффект длится в два раза дольше, чем от чашки кофе, а ощущение прилива сил чувствуется практически сразу после приема энергетика благодаря газам.

2. Глюкоза - самый распространенный сахар в реакциях метаболизма человека, основное питательное вещество, доставляемое кровью к органам и тканям (всем известный анализ крови на сахар - ничто иное, как определение концентрации глюкозы). Поступает в организм с пищей как продукт переваривания сахарозы, крахмала, гликогена и других углеводов. Может синтезироваться из других органических веществ. Глюкоза, ряд витаминов и растительных компонентов, входящих в состав энергетических напитков, ускоряет процесс окисления в организме, что придает мышцам и внутренним органам дополнительную силу.

3. Таурин

Таурин - это аминокислота, накапливаемая в мышечных тканях, жизненно необходимая сульфаминокислота. однако в последнее время в среде медиков появились мнения, что таурин вообще не оказывает никакого влияния на человеческий организм. а вот для кого он действительно полезен, так это для кошек: таурин содержат практически все консервы для пушистых питомцев. Количество таурина, входящего в состав энергетических напитков, превышает дневную норму в сотни раз. При передозировке он может вызывать:

  • Боли в животе

  • Обострение язвы

  • Гастрит

  • Аритмию

  • Перебои в сердечной деятельности

Потребление таурина ассоциируется с умышленным увеличением выносливости организма, а также с уменьшением количества молочной кислоты, которая отвечает за ощущение утомляемости в мышцах при занятиях спортом и других физических нагрузках. А еще появилось стереотипное мышление, что таурин помогает многим физиологическим процессам, таким как стабилизации клеточных мембран, модуляции уровня внутриклеточного кальция, нейромодуляции, порой даже непонятных терминов для обычного человека. Проводят такие параллели в качестве аргументации часто, а вот прямых научных доказательств этому до сих пор нет.


Фиксируется в презентации

Информация для педагога

Плюсы

Энергетические напитки отлично поднимают настроение и стимулируют умственную деятельность. Энергетические напитки содержат комплекс витаминов и глюкозы. О пользе витаминов знают все. Глюкоза же быстро проникает в кровь, участвует в окислительных процессах и обеспечивает энергией мышцы, мозг и другие жизненно-важные органы. Действие чашки кофе сохраняется 1 - 2 часа, действие энергетического напитка - часа 3 - 4. Кроме того, почти все энергетические напитки газированы, что ускоряет их действие - это их третье отличие от кофе. Благодаря удобной упаковке энергетические напитки можно носить с собой и употреблять в любой ситуации,чего нельзя сказать о кофе или чае.

Минусы

Витамины, которые содержатся в энергетических напитках, не могут заменить мультивитаминный комплекс. Людям, страдающим от сердечных заболеваний, гипо- или гипертонии, не следует употреблять энергетические напитки. Сам напиток никакой энергии не содержит, а только использует нашу собственную. Таким образом, мы используем собственные энергетические ресурсы, проще говоря, берем у себя энергию в долг. Однако рано или поздно этот долг придется вернуть с процентами в виде усталости, бессонницы, раздражительности и депрессии. Как любой другой стимулятор, кофеин, который содержится в энергетических напитках, приводит к истощению нервной системы. Его действие сохраняется в среднем 3 - 5 часов, после чего организму нужен отдых. Кроме того, кофеин вызывает привыкание. Энергетический напиток, содержащий сочетание глюкозы и кофеина, очень вреден для молодого организма. Многие энергетические напитки содержат большое количество витамина В, вызывающего учащенное сердцебиение и дрожь в конечностях.

Всемирный день борьбы с алкоголизмом в России будет проходить 03 октября. Дата - третье октября - утверждена по международной инициативе ВОЗ. Ежегодно в этот день проводятся различные мероприятия по борьбе с алкоголизмом с целью поисков и оптимизации способов, направлений и методов решения проблемы алкоголизации современного общества.


Обратная связь

- А самое главное вы узнали от чего зависит наше здоровье. Наше здоровье зависит только от нас. И поэтому девиз нашего занятия «Мое здоровье – в моих руках». Давайте произнесем девиз все вместе.

Итоговое индивидуальное анкетирование.

« Оценка ЗОЖ, формирование индивидуального здорового жизненного стиля» - Здоровье человека зависит от множества факторов, большую половину из них составляют элементы индивидуального жизненного стиля.

Оцените по 5-бальной системе.

  1. Достаточно ли внимания вы уделяете физической нагрузке?

  2. Правильно ли вы питаетесь?

  3. Замечаете ли у себя какие-нибудь неполезные ( вредные ) для здоровья привычки?

  4. Умеете ли вы уменьшить проявление болезни?

Полученную сумму баллов разделите на 4. какая получилась средняя оценка?

Сделайте, пожалуйста, для себя вывод, на что вам надо обратить внимание, чтобы быть здоровым и воплотите это в жизнь, чтобы вести ЗОЖ.

Рефлексия.

Что нового узнали для себя?

Прощание.

- Наше занятие подходит к концу. Нам хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание. Надеемся, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни и вы будете вести ЗОЖ.