СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимательная биология содержит ребусы, шарады, кроссворды, шуточные вопросы, которые можно использовать для проведения предметной недели.

Просмотр содержимого документа
«Занимательная биология»

ПРАВИЛА РАЗГАДЫВАНИЯ РЕБУСОВ


Правило 1: Знаки препинания и пробелы в ребусе не учитываются.

Правило 2: Ребус читается слева направо, сверху вниз.

Правило 3: Названия изображённых предметов читаются в именительном падеже.

Правило 4: Несколько одинаковых предметов на одном изображении читаются во множественном числе.

Правило 5: Предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий.

Правило 6: Если предмет на рисунке перевернут, то его название читают справа налево.

Правило 7: Если слева (внизу) от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то отбрасываются первые буквы слова (по количеству запятых).

Правило 8: Если справа (сверху) от рисунка стоят перевёрнутые запятые (одна или несколько), то отбрасываются буквы в конце слова.

Правило 9: Если возле рисунка изображена зачёркнутая буква, то ее необходимо исключить из названия предмета.

Правило 10: Если возле рисунка изображена зачёркнутая цифра, то необходимо исключить из названия предмета букву с таким порядковым номером.

Правило 11: Если возле рисунка изображена "буква вместе со знаком сложения", то необходимо эту букву вставить в название изображенного предмета".

Правило 12: Если возле рисунка изображена цифра, знак равенства и буква, это означает, что букву с указанным порядковым номером необходимо заменить на указанную в равенства.

Правило 13: Если буква или рисунок "перечёркнуты", в таком случае используется предлог "не".

Правило 14: Если предметы, цифры или буквы изображены один в другом, то их названия читаются с добавлением предлога "в" (перед или между названий).

Правило 15: Если предметы, цифры или буквы изображены один в другом, то их названия читаются с добавлением предлога "в" (перед или между названий).

Правило 16: Если один предмет, цифра или буква изображен за другим, то их названия читаются с добавлением предлога "перед" или "за" (перед или между названий).

Правило 17: Отдельные слоги в ребусе можно изображать при помощи цифр, нот, букв греческого алфавита, химических элементов и т.п.

Правило 18: Если возле рисунка перечислены цифры, то буквы из названия предмета следует читать в указанном цифрами порядке.

Правило 19: Если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, то ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства.

Правило 20: Если возле рисунка изображено "две цифры со стрелками направленными в разные стороны", в таком случае в названии рисунка необходимо указанные цифрами буквы поменять местами".

Правило 21: Ребус допускает комбинацию двух и более правил .
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------







Верни зверей в слова




Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова, и названия тех 

зверей,  которые из них «убежали».


◘ ГИ _ _ _ _ _   (правила сохранения здоровья)

◘ _ _ _ _ _ _ _ ИУМ   (растение семейства  лютиковых)

◘ _ _ _ _ ОСТЬ  (покорность, смиренность)

◘ ПА _ _ _ _ ДНИК   (огороженный садик перед домом)

◘ ДВУСТ _ _ _ _ А   (охотничье ружьё)

◘ П _ _ _ _ ОК    (небольшой населённый пункт)

◘ _ _ _ _ _ КА   (вкусное прозвище автомобильного руля)

◘ Г_ _ _ _ _  (часть ноги от колена до стопы)

◘ БРА _ _ _ _ ЕР   (охотник вне закона)

◘ ЗА _ _ _ _ КА   (печная дверь)

◘ _ _ _ _ МАНИЕ   (познавание, постижение)

◘ _ _ _ _ _ ЧА    (наблюдательная пожарная  вышка)

◘ ГЛЮ _ _ _ _    (виноградный сахар в плодах,  мёде)

◘ ПО _ _ _ _ _    (окраска поверхностей мелом или известью)

◘ Д _ _ _ _  (рука, ладонь в старину)

(Убежавшие звери: гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Биологические шарады

1.

В первом слове отдыхают,

Пиво, соки попивают.

Ветка толстая – слово второе,

Может быть совсем сухое.

Вместе всё - он зверь лесной,

Просыпается весной,

Он в норе своей живёт,

Ест он все, что лишь найдёт.

Ловко землю он копает,

А, уставши, засыпает.

Спать без отдыха весь день

Зверю этому не лень.

Ответ ……….

(бар+сук=барсук)




2.

С буквой «Р» - помощник-автомат,

Труд любой он облегчить вам рад.

С буквой «Х» - его имеет слон,

Знаменит длиной своею он.

Ответ ……….

(робот-хобот)












3.

С первой «С» - огромная я птица,

Что не может летать научиться.

С первой «Ш» - его должны все знать:

Вальсов много смог он написать.

Ответ ……….

(страус-Штраус)


















4.

Называем так домишко,

Хлам, где всякий и дровишки.

Буквам место изменить -

Будет рыбка в море плыть.

Ответ………….

(сарай-сайра)



5.

C «Г» - я хищник полосатый,

Вашим кошкам брат, ребята.

А без «Г» - я учрежденье,

Всё в мишенях помещенье.

Ответ ……….

(тигр-тир)












6.

Первое слово можно в море искать,

Но за него вам нельзя заплывать.

На слове втором раньше землю пахали -

Трактора встарь люди даже не знали.

Новое слово - животное тоже,

Очень оно на второе похоже.

Ответ ……….

(буй+вол=буйвол)
















---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

 

◘ У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?  

(Одинаково: 5х8 = 4х10 =40)

◘ У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного?

(Четыре)

◘ Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К» - горькие?  

(Малина - калина)

◘ Какое животное ходит только буквой «Г»?

(Конь, если это шахматная фигура.)

◘ У какого слона нет хобота?

   (У шахматного)

◘ На каком базаре самый большой шум?

   (На птичьем базаре.)

◘ Чем отличается птичий базар от птичьего рынка?  

(На рынке торгуют птицами и другими животными, а птичий базар - это массовое колониальное гнездовье морских птиц.)

◘ Назовите овощ для закидывания плохих актёров.  

(Помидор)

◘ Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови?  

(Горох, горошина)

◘ Какой злак может расти ... на человеке?

(Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)

◘ Назовите животных-альпинистов.

(Горные козлы, цепкопалая ящерица геккон.)

◘ «Экономическая порода» собак - это...

(Такса, ведь такса - это ещё и установленная расценка.)

◘ Какая дикая кошка попала в сообщество автомобилей?

(«Ягуар»)

◘ Какая птица является крупным издателем школьных учебников?  

(Издательство «Дрофа». Дрофа - крупная птица отряда журавлеобразных.)

◘ Назовите цветочную позу йога.  

(Лотос)

◘ Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко?

(Анютины глазки - цветы.)

◘ Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры.

(Кипарис)

◘ Талия какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин?  

(Осы - осиная талия.)

◘ Какое животное и чьё имя служат образцом для порки детей?

(Сидорова коза.)

◘ Название какой птицы всё время слышится в строительных лесах?  

(Майна - розовый скворец, майна - строительная команда «опускай вниз!»)

◘ Какая водоплавающая птица написала известные книги?

(Гоголь)



Кроссворд «Выдающиеся ученые-биологи»

1

5

2

3

7

8

11

9

10

13

15

14

17

16







18























4

12





6





Вопросы:

По горизонтали: 1. Автор закона необратимости эволюции: «Организм не может вернуться к прежнему состоянию, уже осуществленному в ряду его предков». 2. Один из авторов клеточной теории. 3. В 1859г. опубликовал труд «Происхождение видов», создал эволюционную теорию. 4. В 1953г. одновременно с Ф.Криком расшифровал структуру ДНК. 6. Сформулировал закон минимума: «Выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей, т.е. фактором минимума. 10. В 1926г. основал науку «генетика популяций», ставшую основой синтетической теории эволюции – синтеза генетики и дарвинизма. 12. В 1910 г. сформулировал теорию филэмбриогенеза – макроэволюции. 16. В 1753г. ввел бинарную номенклатуру названий живых организмов и научные принципы их систематики.


По вертикали: 5. В 1924г. опубликована его теория происхождения жизни абиогенным путем. 7. Создал учение о биосфере. 8. Открыл основные законы генетики. 9. Автор закона зародышевого сходства. 11. В1864г. вместе с Ф. Мюллером сформулировал биогенетический закон. 13. Врач, один из авторов закона наследования генов в популяциях. 14. В 1809 году создал первую эволюционную теорию. 15. Автор правила происхождения от неспециализированных предков: «Новые крупные таксоны происходят не от высших представителей предковых групп, а от сравнительно неспециализированных форм». 17. В 1920г. сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости. 18.Заложил основы теории о мутациях.

-----------------------------------------------------------------------------------

По горизонтали: 1.Долло. 2.Шванн. 3.Дарвин. 4.Уотсон. 6.Либих. 8.Морган. 10.Четвериков. 12.Северцов. 16.Линней.

По вертикали: 5.Опарин. 7. Вернадский. 8. Мендель. 9. Бер. 11.Геккель. 13.Вайнберг. 14.Ламарк. 15.Коп. 17.Вавилов. 18.Де Фриз.



Олимпиада по биологии


Задание 1: решить тест.

  1. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?
    А) Владимир Николаевич Сукачев
    Б) Владимир Иванович Вернадский
    В) Карл Линней
    Г) Николай Алексеевич Северцов


2. Раздел ботаники, изучающий мхи:
А) Бриология
Б) Лихенология
В) Птеридология
Г) Альгология



3. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:
А) Бактерии
Б) Растению
В) Грибу
Г) Животному



4. Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:
А) Дыхания
Б) Передвижения веществ
В) Фотосинтеза
Г) Поглощения веществ из почвы.



5. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:
А) Не имеют клеточного строения
Б) Это одна клетка без ядра
В) Это одна клетка с ядром
Г) Это спора



6. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых состоит из гифов, — это:
А) Животные
Б) Грибы
В) Растения
Г) Лишайники



7. Факторы неживой природы:
А) Лишайники, мхи
Б) Грибы, бактерии
В) Вода, воздух, свет
Г) Одноклеточные растения и животные.



8. О единстве органического мира свидетельствует:
А) Связь организмов со средой
Б) Приспособленность организмов к среде обитания
В) Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств
живой природы
Г) Взаимосвязь клеток в организме

9. Только для живых организмов характерно:
А) Уменьшение веса
Б) Изменение окраски
В) Дыхание
Г) Взаимодействие со средой



10. Грибы питаются:
А) Образуя на свету органические вещества
Б) Готовыми органическими веществами
В) Только органическими веществами живых организмов
Г) Поселяясь на продуктах питания


Задание 2: ответить на вопросы.


Вопрос 1: В чем заключается механизм двойного дыхания птиц?

Вопрос 2: Как называется железа внутренней секреции, гормоны которой регулируют другие эндокринные железы?

Вопрос 3: У некоторых рыб плавники видоизменились так, что и на плавники не похожи. Приведите примеры, указав, у каких рыб, какие плавники и как видоизменились.

Вопрос 4: Известно, что даже при небольшой мышечной работе артериальное давление возрастает. Согласно одной гипотезе это происходит потому, что работающие мышцы выделяют в кровь какие-то вещества, влияющие на сосуды, согласно другой гипотезе, когда мозг посылает к мышцам сигналы, заставляющие их работать, он одновременно посылает к сосудам сигналы, меняющие кровяное давление. Какие эксперименты надо поставить для проверки этих гипотез?

Вопрос 5: Каким образом в растительных сообществах одни виды могут вытеснять другие?