Муниципальное автономное дошкольное образовательное учрежедение
Проект «Занимательная математика» Исполнитель: Шумакова О.А. | МАДОУ№7 2021год Средняя группа «Солнышко» |
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Занимательная математика"
Тема проекта: зимнее экспериментирование, как средство развития познавательного интереса, формирование творческой личности.
Авторы проекта: Шумакова О.А.
Участники: ребята старшей группы «Солнышко»
Вид проекта: познавательно-игровой
База проекта: МАДОУ№7
Срок реализации: среднесрочный
Характеристика исследовательского проекта:
Противоречия: между возможностью проведения различных экспериментов для развития познавательных навыков детей и углубленных знаний о природных процессах и явлениях и возрастными особенностями
Проблема: на занятиях по формированию элементарных математических представлений у многих детей быстро терялся интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили использовать занимательный материал: головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, различные мультимедийные презентации. С этой целью привлекли родителей для изготовления дидактических пособий к занятиям.
Актуальность.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". Но математика, это не только цифры и действия с ними. С математическими характеристиками окружающего ребенок знакомится с раннего возраста. Каждый объект окружающего мира, с которым встречается дошкольник, характеризуется цветом, формой, величиной, расположением в пространстве, изменениями во времени — признаками, которые позволяют ему познать мир вокруг себя. Везде есть счет, числительные, названия величин.
Познавая мир и его математические характеристики, ребенок выполняет различные действия, в результате которых различает свойства и отношения предметов и явлений, формируя элементарные математические представления.
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать совместно с родителями проект по овладению детьми среднего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления
Цель проекта:
создание условий для развития математических представлений, любознательности у детей среднего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал.
Задачи:
Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Содействовать развитию умения считать в пределах 5, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Развивать речь, мыслительные операции, внимание, зрительную память, моторику руки
Предполагаемый результат:
Повышение уровня математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Дети проявляют интерес к занимательным играм по математике.
Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Родители активно участвуют в подборе занимательного материала к занятиям, в изготовлении дидактических пособий.
Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей, расширение знаний родителей о игровых формах и методах в обучении.
Механизмы реализации цели и задачи проекта будут решаться специально разработанными дидактическими играми в группе.
Инновационность проекта заключается в усовершенствовании форм и методов формирования элементарных математических представлений детей, посредством использования занимательного математического материала во всех видах образовательно-воспитательной деятельности.
3. Содержание проекта
1этап_подготовительный
Срок реализаци7 дней
Цель: ознакомиться с литературой по данной теме
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1 | Организация развивающей, познавательной, предметной среды | Разработка комплекса дидактических игр, пособий, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников, развитию логического мышления. ( «Картотека дидактических игр»). Организовать предметно - развивающую среду для развития математических представлений. (Уголок «Веселая математика») |
2 | Определение направлений поисковой и практической деятельности | Моделирование и реализация запланированных подгрупповых и индивидуальных занятий |
3 | Организация совместной с детьми творческой поисковой, практической деятельности. | Закрепление приобретенных знаний |
4 | Изучение литературы | Подбор литературы по данной теме. (Изучение, анализ литературы) |
2 Этап- (Основной, практический)
Проведение опытов:
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1 | Январь 2021 Д/и «Найди соседа» | упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу; |
Д/и «Собери узор» | Учить детей выполнять действия по показу и образцу; учить анализировать узор, состоящий из геометрических фигур разной формы и цвета, действовать по образцу; развивать внимание, мышление, аналитико-синтезную деятельность ребёнка на основе предметно-практической деятельности. |
Д/И «Собери фигуру» (головоломка) | закреплять представления о геометрических фигурах, упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, формирование логического мышления, развивать сообразительность, сосредоточенность. |
Д/ И «Собери бабочек» | показать образование чисел 4 и 5, научить детей вести счет в пределах 5. |
Д/и «Выложи орнамент» Д/и «Когда это бывает» П/и «Путешествие» Заучивание считалки «Жили -были сто ребят» Математическая сказка «Математика в лесу» Пословицы про число 1. Загадки. Игры со счетными палочками. Занимательный материал на печатной основе. Скороговорка. | |
2 | Ноябрь 2016 г. Д/и «Сбор фруктов» Д/и «Найди и назови» Д/и «Счетная мозаика» Д/и «Где находится» Д/и «Наш день» П/и «Найди пару» Заучивание считалки «Вышли мышки как-то раз» Математическая сказка «На кого похожа цифра 2» Пословицы про число 2. Загадки. Игры со счетными палочками. Занимательный материал на печатной основе. Скороговорка. | . упражнять в счете звуков на слух в пределах 5; уточнить представления о значении слов далеко – близко; сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный. |
3 | Декабрь 2016г. Д/и «Коврики для котят» Д/и «Найди предмет такой же формы» Д/и «Найди пару» Д/и «Волшебные узоры» Д/и «Вчера, сегодня, завтра» П/и «Обруч» Заучивание считалки «Жил в реке» Математическая сказка «С кем дружит цифра 3» Пословицы про число 3. Загадки. Игры со счетными палочками. Занимательный материал на печатной основе. Скороговорка. | упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5; объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра; развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо). |
4 | Январь 2017 г. Д/и «Собери пирамидку» Д/и «Подбери по форме» Д/и «Морковки для зайчат» Д/и «Кто где?» Д/и «Части суток» П/и «Где правая, где левая» Заучивание считалки «Мы делили апельсин» Математическая сказка «Четыре желания цифры 4» Пословицы про число 4 Загадки. Игры со счетными палочками. Занимательный материал на печатной основе. Скороговорка. | |
| Февраль 2017г. Д/и «Достань мяч» Д/и «Рассели гостей» Д/и «Половинка к половинке» Д/и «Составь узор» Д/и «День и ночь» П/и «Кто больше принесет?» Математическая сказка «Пять органов чувств» Пословицы про число 5. Заучивание считалки «Все за мною говори» Загадки. Игры со счетными палочками. Занимательный материал на печатной основе. Скороговорка. | |
| Март 2017 г. Д/и «Что шире, что уже?» Д/и «Подбери пару варежке» Д/и «Хватит ли» Д/и «Расскажи про свой узор» Д/и «Когда это бывает?» П/и «Слепой - поводырь» Математическая сказка «Страна Геометрия» Пословицы про числа от 1 до 3. Заучивание считалки «Начинается считалка» Загадки. Игры со счетными палочками. Занимательный материал на печатной основе. Скороговорка. | |
| Апрель 2017 г. Д/и «мосты через реку» Д/и «Укрась салфетку» Д/и «Какое число рядом» Д/и «Встань на место» Д/и «Назови пропущенное слово» П/и «Игра с яблоками» Пословицы про числа 4 и 5. Математическая сказка «Рассказ о квадрате и круге» Заучивание считалки «Раз, два, шли утята» Загадки. Игры со счетными палочками. Занимательный материал на печатной основе. Скороговорка. | |
3._Этап –заключительный
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1 | Выявление уровня знаний на завершающем этапе. | Диагностика детей. |
2 | Выявить уровень развития детей | Положительная динамика |