ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
-
| ФИО (полностью) | Грудянкин В.А. |
-
| Место работы | МКОУ «Убинская средняя школа № 2» |
-
| Должность | Преподаватель-организатор ОБЖ |
-
| Предмет | ОБЖ |
-
| Класс | 5 |
-
| Тема и номер урока в теме | Глава 1. Урок в теме 5. |
-
| Базовый учебник | М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук. «Основы безопасности жизнедеятельности 5 кл». Дрофа «Вертикаль» 2015 Тема: «Затопление квартиры» |
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием криминальной ситуации; научить правильно оценивать обстановку и грамотно действовать в опасной ситуации.
Задачи:
– обучающие: изучить основные причины, которые могут привести к затоплению дома, квартиры и правила безопасного поведения при них; рассмотреть профилактические меры подобных ситуаций.
- воспитательные: формирование современной культуры безопасности ;
- развивающие: создать условие для развития таких мыслительных процессов как анализ, синтез, умение обобщать, выделять главное, находить причинно – следственные связи, коммуникативных навыков: умение работать в группе.
10. Предполагаемые результаты:
- личностные
- усвоение правил индивидуального безопасного поведения в криминальных ситуациях,
– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию,
– формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими в процессе образовательной, учебной, творческой видах деятельности;
- метапредметные
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
– умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
– умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
– умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни;
– умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций;
– умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
– формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике,
- предметные
– формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности,
– понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности;
– знание безопасного поведения в ситуации затопления дома, квартиры умение применять их на практике;
– умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам,
– умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
11.Тип урока комбинированный.
12.Формы работы учащихся частично – поисковый, работа в группе
13Необходимое техническое оборудование компьютеры, мультимедиа, раздаточный материал, телефон, полотенце, стакан с водой.
14.Структура и ход урока.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
( технологическая карта)
№ | Этап урока | Название используемых ресурсов (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент. | | Приветствует учащихся класса, создание положительной психологической атмосферы. | Приветствуют учителя. | 1-2 мин |
2 | Проверка домашнего задания | | Проверка правильности выполнения предложенных домашних задач, | Самоконтроль, и взаимооценка. | 7 мин |
3 | Актуализация знаний | Презентация к уроку ( слайд 1 – 4 ; 5; 6) | 1.Проводит демонстрацию презентации слайд 1 - ; 2. Создает проблемную ситуацию, способствующую тому, что учащиеся самостоятельно определяют тему, цели урока и задачи по реализации данной цели. | 1. Учащиеся рассматривают предлагаемые им картинки ; 2.самостоятельно определяют тему, цель урока и разрабатывают задачи по реализации данной цели. | 3 мин |
4 | Освоение нового материала. | Раздаточный материал, задания для групп ( прил № 1) ( слайд 7) | Организует групповую работу по круговой системе, объясняет правила работы , контролирует работу в группах | Работают в группах для решения задач используя подсказки заданий и консультацию учителя. Делают необходимые записи в тетрадях. | 20 мин |
5 | Закрепление знаний и первичная оценка результатов. Рефлексия. | Визуализирует правильные ответы учащихся ( слайд 8 – 9 ) | Организует проверку результатов работы групп | Докладывают о выполненных ими заданий, слушают, обсуждают | 5 мин |
6 | Итоговый контроль. | Рефлексия «Сегодня на уроке мне …». ( слайд 10) | Предлагает продолжить фразу «Сегодня на уроке мне…» | рефлексия | 3 мин |
7 | Домашнее задание | Задания ( прил № 2) ( слайд 11) | Задаёт домашнее задание, даёт к нему пояснения | Записывают домашнее задание. | 5 мин |
Краткий конспект урока.
Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся класса, создает положительную психологическую атмосферу в классе.
Проверка домашнего задания .
Учитель предлагает учащимся вспомнить тему домашнего задания, интересуется, возникли ли затруднения у учащихся при его выполнении, помогает их устранить.
Для проверки домашнего задания ( составление памятки «Правила безопасного поведения при возникновении пожара … ») учитель предлагает одним учащимся продемонстрировать варианты своих домашних заданий, другим разыграть ситуацию вызова пожарной службы по телефону, третьим - оценить работу своих товарищей, указав правильные и ошибочные моменты, отразив свое отношение и отметку к ответу своего одноклассника.
Изучение нового материала:
Актуализация знаний: учитель проводит опрос, выявляя уже имеющиеся у
учащихся знания о видах опасных ситуаций, которые могут возникнуть с
человеком дома.
Демонстрируя слайды с заготовленными картинками, создает проблемную
ситуацию, способствующую тому, что учащиеся самостоятельно определяют тему,
цели урока и задачи по реализации данной цели. ( слайд 1 – 6 ).
Освоение нового материала. Учитель организует групповую работу : формирует 3 группы ( группы равноценные, делятся произвольно) ( слайд 7), объясняет следующее:
каждая группа подходит к своему месту для выполнения задания;
на работу над заданием группе дается 6 мин;
затем по сигналу группы переходят на выполнение другого задания и так далее по кругу.
Далее учитель контролирует работу в группах. Задания в каждой группе разные, но благодаря круговой системе учащиеся прорабатывают все основные вопросы изучаемой темы: причины затопления, алгоритм поведения при возникновении затопления квартиры, дома, действия, предупреждающие затопление жилища.
Учащиеся выполняют предложенную им работу.
Закрепление знаний и первичная оценка результатов. Рефлексия.
Учащиеся, каждой группы публично докладывают о выполнении одного из заданий, сверяя ответы с группами своих товарищей.
Учитель контролирует выполняемые учащимися задания, заостряет внимание их на более важных моментах.( слайды 8 – 9 ).
Итоговый контроль. Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся вернуться на свои места, ответить на итоговый контрольный вопрос «Реализована ли цель урока?»
Учитель предлагает продолжить фразу «Сегодня на уроке мне …» ( слайд 10)
Домашнее задание.
Учащиеся записывают домашнее задание: $ 5, совместно с учителем записывают в рабочую тетрадь практическую работу ( см Приложение 2) ( слайд 11).
Приложение к плану-конспекту урока
Приложение №1
Станция «Причины затопления».
Задача: Из предложенного списка причин опасных ситуаций выберите те, которые могут стать причиной затопления квартиры, дома. Перепишите их в рабочую тетрадь.
непотушенная спичка;
незакрытый кран;
утечка газа;
засор канализационной трубы;
прорыв водопровода;
гроза;
наводнение, как результат сильных ливневых дождей
неисправная электропроводка;
«дырявая» крыша;
разлив рек весной, во время сильных дождей.
Из выбранного вами списка, отметьте «+» те, которые происходят по причине человека.
Станция «Предотвращение затопления ».
Задача. : На предлагаемом листочке подумайте и составьте схему, перечень действий, которые необходимо сделать перед выходом из дома, для того, что бы предотвратить ( избежать) затопления вашей квартиры, дома.
Станция «Правила безопасного поведения при затоплении квартиры, дома ».
Задача. : Составьте из предложенных вариантов последовательность ваших действий в случаи затопления квартиры. Сверьте с алгоритмом у учителя, затем перепишите его в рабочую тетрадь.
- Позвонить в диспетчерскую ремонтно – эксплутационного управления и попросить прислать специалиста;
- Сразу же сообщить об аварии взрослым ( родителям, соседям);
- Поставить в местах протечек тазы или ведра. Эти места обмотать тканью и убирать воду тряпкой;
- Отключить электричество и перекрыть воду ( это может сделать кто – нибудь из взрослых).
Алгоритм у учителя
1. Сразу же сообщить об аварии взрослым ( родителям, соседям);
2. Позвонить в диспетчерскую ремонтно – эксплутационного управления и попросить прислать специалиста;
3. Отключить электричество и перекрыть воду ( это может сделать кто – нибудь из взрослых).
4. Поставить в местах протечек тазы или ведра. Эти места обмотать тканью и убирать воду тряпкой.
Приложение 2.
Домашнее задание
Практические задания
Попросите взрослых показать, где находятся в доме запорные вентили (краны) холодной и горячей воды, как ими пользоваться? Нарисуйте схему водоснабжения вашей квартиры, на которой укажите расположение труб с горячей и холодной водой, запорных кранов, смесителей и других устройств. Обозначьте места, где могут возникнуть протечки воды.
Узнайте телефоны служб, куда вам следует обратиться в случае затопления. Запишите их в ваш справочник аварийных телефонов.