Цель: приобщить педагога к здоровому образу жизни, объяснить роль здоровья в жизни и деятельности педагога и развитии общества
Задачи:
обобщить основные причины заболеваний педагога;
выработать рекомендации по восстановлению здоровья педагога.
Просмотр содержимого документа
«ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА.»
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций.
Поддубная О.Н.
Задачи:
- обобщить основные причины заболеваний педагога;
- выработать рекомендации по восстановлению здоровья педагога.
- «Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества».
- Еще в 19 веке немецкий ученый Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…»
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
- Здоровье 100% = 10% медицина + 20% наследственность + 20% окружающая среда +50% образ жизни.
- 54% педагогов имеют нарушения массы тела
- 70% нарушения опорно-двигательного аппарата
- нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:
- после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
- после 15-ти лет стажа – 40%;
- после 20-ти лет - более 50 % педагогов.
- Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.
- во-первых, педагогическая профессия – профессия здоровье -разрушающая;
- во-вторых, мы наблюдаем, кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, «постарели», так как молодежь все реже идет в педагогику.
Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:
- сердечно-сосудистые;
- желудочно-кишечные;
- нарушения опорно-двигательного аппарата;
- болезни крови;
- нарушение функции щитовидной железы .
Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония).
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:
- - миопия (близорукость);
- - ларингит;
- - синдром хронической усталости;
- - гиподинамия;
- - остеохондроз.
- отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
- снижение двигательной активности;
- эмоциональная перенапряженность;
- большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
- отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
- использование авторитарного стиля руководства.
Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни.
Каждый педагог, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса:
- Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?
- Зачем я родился? Что я должен совершить?
- Зачем мне быть здоровым?
- Быть здоровым - это мой долг перед обществом или мое личное дело?
- неумение принимать жизнь такой «как она есть», без критики и протеста;
- неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни;
- неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от своей работы… и тем самым сохранить свое здоровье;
- неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является своего рода творцом истории;
- неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем;
- незнание того, что каждый из нас нужен на своем месте, Нужен не директору или министру, а людям, стране, планете, истории, вечности!
- неумение противостоять стрессам;
- отсутствие навыка управления своими эмоциями;
- частое превышение своих психических возможностей;
- неумение вырастить в себе и освоить эмоции радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты;
- неспособность смеяться над жизненными неудачами.
Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:
- - чтобы не болеть;
- - чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.
- гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние …
- интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление , восторг, умиление , восхищение…
лечебно-оздоровительные упражнения:
- упражнения для позвоночника
- упражнения для осанки
- упражнения для шейного отдела позвоночника
следить за своим физическим здоровьем:
- полноценное питание
- достаточный сон
- соблюдение правил личной гигиены
- режим труда и отдыха
- занятия спортом
соблюдать психоэмоциональное равновесие:
- позитивное мышление
- оптимизм
- управление эмоциями
- доброжелательное отношение к людям
- любовь к себе
- 86 % не занимаются физической зарядкой более трех раз в неделю:
- 87% не ложатся спать в одно и то же время;
- 62% спят менее 7-8 часов в сутки;
- 78% принимают лекарства без назначения врача;
- 45,7% стараются, но не получается;
- 32% не уделяют внимания своему здоровью,
- лишь 13% уделяют целенаправленное внимание своему здоровью.
- Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.
- Начинайте каждый день с чувством радости.
- Поддерживайте это состояние в течение дня.
- Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
- Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
- Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.
- Питайтесь регулярно и разнообразно.
- Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
- - Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
- - Не переедайте на ночь.
- - Спите не менее 8-ми часов в сутки.
- - Занимайтесь физическими упражнениями.
- - Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
- - Любите свою душу и тело.
- - Старайтесь окружить их комфортом.
Успехов вам в вашей благородной профессиональной деятельности и на нелегком пути сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья своих близких !
- Онишина В.В. Курс лекций «Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников». - М.: ПАПО, 2006;
- Лободин В.Т., Лавреченова Г.В. Лободина С. В. «Как сохранить здоровье педагога».
- Биология в школе - М.: Школа-Пресс, № 4, 2008.
- Интернет-ресурсы:
http : //lib.sportedu.ru .
http : //www.history.ru.