Здоровьесберегающая направленность на уроках физической культуры
Морозов В.И.
Репьевский район, Колбинская СОШ
«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. »
Г. Снигерист
Здоровьесбережение – целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов нарушения здоровья. [4] Здоровьесберегающие технологии – это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно - воспитательный процесс, организуемых ОУ для медико – психолого – педагогической профилактики и коррекции негативных психофизических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования. [4]
Цель моей профессиональной деятельности как учителя физкультуры – укрепление и сохранение здоровья учащихся средствами физической культуры. По сути сам урок является здоровьесберегающим. Это урок, где учащиеся могут разгрузиться не только физически, но и эмоционально. Здоровьесберегающие технологии, используемые на моих уроках:
- Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки учащихся – один их способов повышения эффективности урока. Чередую теорию и практику.
- Благоприятная дружеская обстановка на уроке. На уроке я обязательно обращаю внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотрю, как они воспринимают задания, как оценивают работу.
- Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений – не допускать перегрузки учащихся.
- Индивидуальный подход к каждому ребёнку. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными. Для этого я предлагаю создать для каждого ученика ситуацию успеха, предоставить всем детям право оценить свой результат.
- Занятия на свежем воздухе. Эффективным средство против простудных заболеваний становится закаливание организма. Уроки на свежем воздухе включают занятия на школьном стадионе, где проходит легкоатлетическая подготовка, футбол, игра в лапту, лыжная подготовка……
-Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается и за счёт возможностей индивидуально - дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.
Здоровье, сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет продолжительность жизни взрослого человека.
В здоровье подрастающего поколения заинтересованы все: и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии.[3]
Направленности в физическом воспитании- оздоровительная, образовательная, воспитательная.
.Сочетая эти три направления формируются: физкультурно-оздоровительные технологии- это процесс оздоровления детей.
По характеру действия различают: -стимулирующие технологии (закаливание и тренировка физических качеств).
-защитно-профилактические: санитарно-гигиенические нормы и требования, ТБ.
-компенсаторно-нейтрализующие: физкультминутки и физкультпаузы.
-информационно-обучающие: забота о своем здоровье.
Средства физического воспитания:
1) Санитарно-гигиенические:
-проветривание спортивного зала естественным сквозным способом;
-влажная уборка;
-соответствующее освещение, наличие аптечки;
-спортивный инвентарь по возрасту;
-наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе(осень-весна, зима). [3]
Физические упражнения- это простые двигательные действия, направленные на решение задач вводно-подготовительной, основной и заключительной части урока; [1]
-это сложные двигательные действия, направленные на решение задач в подвижных и спортивных играх.
Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с двигательной активностью учащихся.
Двигательная активность восполняется при использовании различных форм.
Проведение урока физической культуры 3 раза в неделю;
Учащимся предоставлена возможность заниматься в спортивном зале и на стадионе;
Организация и проведение физкультурных праздников и Дней здоровья;
Участие детей в городской спартакиаде школьников;
Проведение утренней зарядки с детьми младшего школьного возраста;
Использование между уроками физкультминуток и физкультпауз;
Домашнее задание;
Вовлечение учащихся в городские спортивные кружки и секции;
Здоровье сбережение на уроке физической культуры
Планируется переход от одного этапа урока к другому с чередованием:
- разных видов деятельности.
- фаз напряжения и «разрядки »
В каждый урок включается 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут в целях тренировки и повышения функциональных возможностей сердечно- сосудистой системы. В оздоровительных целях оптимальной диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/минут
2. Оптимальное соотношение темпа и информационной насыщенности. Кроме физической нагрузки ведется теоретическая подготовка детей. Нагрузка чередуется с теорией физической культуры.
3. Активные методы обучения- это побуждения участия детей к активной и самостоятельной деятельности. Здесь наиболее предпочтительными методами обучения являются:
-индивидуальная работа
-работа с партнером
- работа в группе
4. Дифференцированный подход – это правильно регулируемая нагрузка.
- учитывать состояние здоровья;
- функциональные возможности все учащихся;
- физическую подготовленность;
-индивидуальные особенности;
-степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала; [2]
Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособностью/ способностей активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. [3]
Таким образом, ключевой компетенцией учителя, в частности учителя физкультуры, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровье, сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет продолжительность жизни здорового человека. [4]
Литература.
1 Е.Л.Городияш, И.В. Жигульская, Г.А. Ильина, О.В. Рыбьякова. «Физическое воспитание в школе». 2008г.
2 Бальсевич В.К., Любышев Л.И «Новые технологии формирование физической культуры школьника. Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся обще образовательных школ». 2005г.
3 Сухарев А.Г. «Гигиеническая норма суточных двигательной активности школьников». 2000г.
4 Кофман Л.Б. «Настольная книга учителя физической культуры». 1998 г.