СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка»

Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. C каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, повышенной утомляемостью, слабой нервной системой. В связи с этим, каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Английский язык – серьезный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Считаю, что наряду с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, необходимым является формирования у ребёнка интереса к изучению английского языка, мотивацию к познанию, тренировать познавательную активность, развивать коммуникативные навыки.

Интерес учащегося зависит от его успехов в овладении языком. И если ученик видит, что продвигается вперёд, он с интересом занимается этим, охотнее изучает предмет.

Благодаря использованию на уроках А.Я. методов технологии критического мышления, игровой и проектной технологии, имеет место стимулирование мыслительной деятельности учащихся, и как следствие, они всё чаще попадают в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшает психологический климат на уроке, предупреждает неврологические реакции детей.

Каким должен быть урок с позиций здоровьесбережения? Идя на урок, я всегда помню, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала). Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.

Необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер педпроцесса. Включение школьника в творческую деятельность способствует реализации поисковой деятельности. Обучение без творческого аспекта неинтересно, а значит, в какой-то мере является насилием. Насилие же разрушительно для здоровья.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

Во избежание усталости, следует проводить смену видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, работа с учебником, творческие задания, «мозговой штурм», необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишья необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.

Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения учебного процесса. Использование на уроках проектной работы (Слайд 2 ), игры (Слайд 3) снижает нагрузку учащихся, разноуровневые задания способствуют повышению здоровья учащихся.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (Слайд 4 ), игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и эмоциональную разгрузку.

Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и расслабления. Смена позы благотворно сказывается на работоспособности.

К методам здоровьесберегающей технологии можно отнести комбинирование различных форм работы на уроке. Нами рассмотрены преимущества двух форм работы: индивидуальной и групповой.

Индивидуализация может проходить на уроке при выполнении учащимися письменных упражнений, при непосредственном взаимодействии с учителем (например, беседа), при самостоятельном выполнении домашней работы, внеклассных заданий. Такое обучение является важным шагом к развитию самостоятельности учащегося.

Преимущества индивидуальной формы работы:

• она позволяет учителям организовать процесс обучения в соответствии со скоростью работы, стилем и предпочтениями учащихся;

• она дает меньший стресс, чем при других формах работы;

• индивидуальная работа развивает самостоятельность ученика, его уверенность в себе и навык поисковой деятельности;

• индивидуальная работа может быть методом «успокоения» шумного класса

Недостатки индивидуальной формы работы:

• она не помогает в сплочении класса, развитии кооперации, в которой ученики могли бы помогать и мотивировать друг друга;

• индивидуальная форма работы требует большей подготовки и затрат времени от учителя.

Индивидуальная форма работы может давать много преимуществ: она позволяет работать в индивидуальном темпе, оставляя время на принятие решения, позволяет сохранить свою индивидуальность. Она дает ученикам возможность обратиться к собственным потребностям, выяснить, что нужно проработать в изучаемом материале.

Групповая работа (Слайд 5) - это одна из форм коммуникативного взаимодействия: пять учащихся могут обсудить тему, разыграть ролевую игру или решить проблему. В группах учащиеся участвуют в работе более сплоченно, они также более склонны экспериментировать и использовать новый языковой материал, чем при проведении работы с целым классом.

В общем, можно сказать, что небольшие группы числом до пяти человек, провоцируют большую вовлеченность и участие учащихся, чем группы с числом участников более 5 человек. Они достаточно невелики для действительного взаимодействия, но не настолько малы, чтобы ее члены были слишком зависимы от остальных. Число 5 наиболее оптимально, потому что мнение большинства будет преобладать.

Групповая, как и парная, работа дает ученикам большую независимость, потому что учитель в этом случае не контролирует каждое их действие, они могут принимать собственные решения, в том, какой языковой материал использовать для выполнения определенного задания. Учащиеся могут работать без напряжения оттого, что находятся в центре внимания всего класса. Решения принимаются коллективно, и ответственность разделена между членами группы.

Другое большое преимущество групповой формы работы в том, что она дает учителю возможность работать индивидуально с каждым учеником.

Групповая работа развивает способность к кооперации и принятию компромиссного решения. Она также более интимная, чем работа с целым классом. Учащиеся могут сами выбирать уровень своего участия в работе.

Но групповая работа тоже имеет свои недостатки: ученикам могут не нравится те люди, с которыми им приходится работать. В некоторых группах один ученик доминирует, в то время, как остальные занимают пассивную позицию, переложив всю работу на лидера.

Иногда в группах ученики более скованы, чем при работе с целыми классами, они могут использовать родной язык для выполнения задания, когда находятся не под контролем учителя.

Групповая работа нарушает представление большинства учителей о дисциплине, они чувствуют, что теряют контроль над ситуацией в шумном классе (хотя групповая работа может быть и не такой шумной, как парная).

Организация групп требует больше времени, чем организация пар. Начало и конец группового занятия - особенно такого, где требуются перемещения участников по классу - может занять много времени или нарушить порядок.

Сравнив индивидуальную и групповую формы работы, мы получили следующие результаты:


Групповая работа

Индивидуальная работа

1) Время, затраченное на

организацию работы;

+++

+

2) Время и усилия, затраченные

учителем на подготовку материала

к уроку;

++

+++

3) Дисциплина на уроке;

+

+++

4) Развитие умения

взаимодействовать в коллективе;

++

-

5) Развитие самостоятельности;

+++

++

6) Стресс от выполнения задания;

+

++

7) Вероятность конфликтов между

учащимися;

++

+



8) Зависимость от учителя;

+

++

9) Формирование навыка точного

употребления грамматического

навыка в речи;

+

+++

10) Формирование

коммуникативных навыков.

+++

От сочетания индивидуальной, групповой, парной, фронтальной форм работы, различных методов и приёмов обучения зависит как овладение учащимися необходимым объёмом знаний, умений, навыков, так и оптимальная организация урока, при которой повысится плодотворность работы учащихся: не будет усталости, не будет вреда здоровью детей.

Кроме того, содержание учебного материала включает в себя темы, знакомство с которыми способствуют формированию у учащихся бережного отношения к своему здоровью. Так, уже в начальной школе ученики вместе со сказочными героями знакомятся с режимом дня (Слайд 6). Дети обсуждают, какой должен быть режим дня, чтобы он помогал сохранять здоровье, рассказывают о своем режиме дня (Слайд 7), разучивают стихотворение о здоровье.

Вместе с учениками лесной школы ученики посещают урок здоровья (Слайд 8), дают советы другу, что делать, чтобы быть здоровым, заполняют анкету «Насколько ты здоров?» (Слайд 9), читают статью из газеты доктора Хелса и говорят, что нужно делать, чтобы быть здоровым (слайд 10).

В средней школе, при прохождении темы Забота о здоровье (Слайд 11), ученики знакомятся с названиями болезней (Слайд 12), дают советы, что следуют делать, если заболел (Слайд 13), работают в парах, давая друг другу советы (Слайд 14), говорят о здоровом питании (Слайд 15)

В средней и старшей школе учащиеся в рамках темы Спорт (Слайд 16) рассуждают о пользе спорта, о том, как спорт помогает нам сохранять и улучшать наше здоровье и формировать здоровые привычки.

Вне всякого сомнения, школьникам нужны знания об охране и укреплении своего здоровья. Необходимо воспитать у школьников привычки к здоровому образу жизни, к соблюдению правил гигиены и психогигиены в связи с растущими психоэмоциональными нагрузками на детей как в школе, так и дома. Эти знания, необходимо доносить до детей, как на уроках, так и во внеурочное время. Большая роль в этом принадлежит школе, учителю.

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызвать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка могут реализовываться через организацию урока, содержание учебного материала, а также посредством включения в урок оздоровительных моментов и создания положительной эмоциональной настроенности (Слайд 17)



5