Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка.
Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. C каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, повышенной утомляемостью, слабой нервной системой. В связи с этим, каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Английский язык – серьезный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Считаю, что наряду с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, необходимым является формирования у ребёнка интереса к изучению английского языка, мотивацию к познанию, тренировать познавательную активность, развивать коммуникативные навыки.
Интерес учащегося зависит от его успехов в овладении языком. И если ученик видит, что продвигается вперёд, он с интересом занимается этим, охотнее изучает предмет.
Благодаря использованию на уроках А.Я. методов технологии критического мышления, игровой и проектной технологии, имеет место стимулирование мыслительной деятельности учащихся, и как следствие, они всё чаще попадают в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшает психологический климат на уроке, предупреждает неврологические реакции детей.
Каким должен быть урок с позиций здоровьесбережения? Идя на урок, я всегда помню, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала). Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.
Необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер педпроцесса. Включение школьника в творческую деятельность способствует реализации поисковой деятельности. Обучение без творческого аспекта неинтересно, а значит, в какой-то мере является насилием. Насилие же разрушительно для здоровья.
Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
Во избежание усталости, следует проводить смену видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, работа с учебником, творческие задания, «мозговой штурм», необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишья необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.
Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения учебного процесса. Использование на уроках проектной работы (Слайд 2 ), игры (Слайд 3) снижает нагрузку учащихся, разноуровневые задания способствуют повышению здоровья учащихся.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (Слайд 4 ), игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и эмоциональную разгрузку.
Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и расслабления. Смена позы благотворно сказывается на работоспособности.
К методам здоровьесберегающей технологии можно отнести комбинирование различных форм работы на уроке. Нами рассмотрены преимущества двух форм работы: индивидуальной и групповой.
Индивидуализация может проходить на уроке при выполнении учащимися письменных упражнений, при непосредственном взаимодействии с учителем (например, беседа), при самостоятельном выполнении домашней работы, внеклассных заданий. Такое обучение является важным шагом к развитию самостоятельности учащегося.
Преимущества индивидуальной формы работы:
• она позволяет учителям организовать процесс обучения в соответствии со скоростью работы, стилем и предпочтениями учащихся;
• она дает меньший стресс, чем при других формах работы;
• индивидуальная работа развивает самостоятельность ученика, его уверенность в себе и навык поисковой деятельности;
• индивидуальная работа может быть методом «успокоения» шумного класса
Недостатки индивидуальной формы работы:
• она не помогает в сплочении класса, развитии кооперации, в которой ученики могли бы помогать и мотивировать друг друга;
• индивидуальная форма работы требует большей подготовки и затрат времени от учителя.
Индивидуальная форма работы может давать много преимуществ: она позволяет работать в индивидуальном темпе, оставляя время на принятие решения, позволяет сохранить свою индивидуальность. Она дает ученикам возможность обратиться к собственным потребностям, выяснить, что нужно проработать в изучаемом материале.
Групповая работа (Слайд 5) - это одна из форм коммуникативного взаимодействия: пять учащихся могут обсудить тему, разыграть ролевую игру или решить проблему. В группах учащиеся участвуют в работе более сплоченно, они также более склонны экспериментировать и использовать новый языковой материал, чем при проведении работы с целым классом.
В общем, можно сказать, что небольшие группы числом до пяти человек, провоцируют большую вовлеченность и участие учащихся, чем группы с числом участников более 5 человек. Они достаточно невелики для действительного взаимодействия, но не настолько малы, чтобы ее члены были слишком зависимы от остальных. Число 5 наиболее оптимально, потому что мнение большинства будет преобладать.
Групповая, как и парная, работа дает ученикам большую независимость, потому что учитель в этом случае не контролирует каждое их действие, они могут принимать собственные решения, в том, какой языковой материал использовать для выполнения определенного задания. Учащиеся могут работать без напряжения оттого, что находятся в центре внимания всего класса. Решения принимаются коллективно, и ответственность разделена между членами группы.
Другое большое преимущество групповой формы работы в том, что она дает учителю возможность работать индивидуально с каждым учеником.
Групповая работа развивает способность к кооперации и принятию компромиссного решения. Она также более интимная, чем работа с целым классом. Учащиеся могут сами выбирать уровень своего участия в работе.
Но групповая работа тоже имеет свои недостатки: ученикам могут не нравится те люди, с которыми им приходится работать. В некоторых группах один ученик доминирует, в то время, как остальные занимают пассивную позицию, переложив всю работу на лидера.
Иногда в группах ученики более скованы, чем при работе с целыми классами, они могут использовать родной язык для выполнения задания, когда находятся не под контролем учителя.
Групповая работа нарушает представление большинства учителей о дисциплине, они чувствуют, что теряют контроль над ситуацией в шумном классе (хотя групповая работа может быть и не такой шумной, как парная).
Организация групп требует больше времени, чем организация пар. Начало и конец группового занятия - особенно такого, где требуются перемещения участников по классу - может занять много времени или нарушить порядок.
Сравнив индивидуальную и групповую формы работы, мы получили следующие результаты:
| Групповая работа | Индивидуальная работа |
1) Время, затраченное на организацию работы; | +++ | + |
2) Время и усилия, затраченные учителем на подготовку материала к уроку; | ++ | +++ |
3) Дисциплина на уроке; | + | +++ |
4) Развитие умения взаимодействовать в коллективе; | ++ | - |
5) Развитие самостоятельности; | +++ | ++ |
6) Стресс от выполнения задания; | + | ++ |
7) Вероятность конфликтов между учащимися; | ++ | + |
| |
8) Зависимость от учителя; | + | ++ |
9) Формирование навыка точного употребления грамматического навыка в речи; | + | +++ |
10) Формирование коммуникативных навыков. | +++ | — |
От сочетания индивидуальной, групповой, парной, фронтальной форм работы, различных методов и приёмов обучения зависит как овладение учащимися необходимым объёмом знаний, умений, навыков, так и оптимальная организация урока, при которой повысится плодотворность работы учащихся: не будет усталости, не будет вреда здоровью детей.
Кроме того, содержание учебного материала включает в себя темы, знакомство с которыми способствуют формированию у учащихся бережного отношения к своему здоровью. Так, уже в начальной школе ученики вместе со сказочными героями знакомятся с режимом дня (Слайд 6). Дети обсуждают, какой должен быть режим дня, чтобы он помогал сохранять здоровье, рассказывают о своем режиме дня (Слайд 7), разучивают стихотворение о здоровье.
Вместе с учениками лесной школы ученики посещают урок здоровья (Слайд 8), дают советы другу, что делать, чтобы быть здоровым, заполняют анкету «Насколько ты здоров?» (Слайд 9), читают статью из газеты доктора Хелса и говорят, что нужно делать, чтобы быть здоровым (слайд 10).
В средней школе, при прохождении темы Забота о здоровье (Слайд 11), ученики знакомятся с названиями болезней (Слайд 12), дают советы, что следуют делать, если заболел (Слайд 13), работают в парах, давая друг другу советы (Слайд 14), говорят о здоровом питании (Слайд 15)
В средней и старшей школе учащиеся в рамках темы Спорт (Слайд 16) рассуждают о пользе спорта, о том, как спорт помогает нам сохранять и улучшать наше здоровье и формировать здоровые привычки.
Вне всякого сомнения, школьникам нужны знания об охране и укреплении своего здоровья. Необходимо воспитать у школьников привычки к здоровому образу жизни, к соблюдению правил гигиены и психогигиены в связи с растущими психоэмоциональными нагрузками на детей как в школе, так и дома. Эти знания, необходимо доносить до детей, как на уроках, так и во внеурочное время. Большая роль в этом принадлежит школе, учителю.
Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызвать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка могут реализовываться через организацию урока, содержание учебного материала, а также посредством включения в урок оздоровительных моментов и создания положительной эмоциональной настроенности (Слайд 17)
5