Здоровьесберегающие технологиии в современной школе.
Ковалева Н.Г.
Учитель английского языка средней школы №26
имени А. С. Пушкина
Статья посвящена проблеме здоровьесбережения современных школьников.
В статье описаны виды современных здоровьесберегащих технологий, принципы здоровьесбережения, требования к уроку.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие образовательные технологии, здоровьесбережение, личностно-ориентированное обучение.
Данная тема актуальна, так как общество отмечает прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и учащихся средних школ в частности. Современные школьники подвержены множеству болезней, среди них- сколиоз, частые ОРВИ, близорукость, болезни органов дыхания.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
Российская педагогическая энциклопедия определяет здоровье детей как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Что происходит в современной школе со здоровьем школьника? К сожалению, неутешительная статистика отмечает, что за последние пять лет здоровье наших детей значительно ухудшилось: каждый пятый школьник оканчивает школу с хроническим заболеванием или даже инвалидностью, По данным медиков ухудшение состояния здоровья происходит в 7 лет, в 10 лет и в период с 12 до 17 лет. Существует гипотеза, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего учебных перегрузок в начальной школе составляет порядка 12%, а в старших классах несколько больше 20 %. В школу поступают примерно 70% здоровых детей, а среди выпускников таковыми оказываются только 10%. Наблюдается постепенное ухудшение зрения с 5-8 класса. Изменение зрения у этой группы детей составляет 6%. Значительные нарушения зрения наблюдаются у учеников с 9-го по 11-ый класс и составляет 12%.
Именно поэтому основная цель, которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Особенно важен здоровый образ жизни для школьников, которые испытывают серьезные перегрузки в процессе обучения, нехватку двигательной активности, неправильное питание, нарушения режима дня.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Очень важно применять такой принцип как непрерывность и преемственность, то есть работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке, и во внеурочной деятельности, при этом учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Основные компоненты здоровьесберегающей технологии:
Аксиологический: осознание учащимися высокой ценности своего здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни;
Гносеологический: приобретение необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, познание себя, своих способностей и возможностей, ознакомление с различными методиками по оздоровлению и укреплению своего здоровья;
Здоровьесберегающий: формирование гигиенических навыков и умений (уход за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой);
Эмоционально-волевой: создание условий для переживания положительных эмоций от здорового образа жизни;
Экологический: формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам (умение гуманно вести себя на природе, беречь школьное имущество, содержать их в чистоте и порядке);
Физкультурно-оздоровительный: владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.
Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих технологий:
Сотрудничество с учащимися в противовес авторитаризму;
Индивидуализация воздействий;
Творческий характер образовательного процесса;
Активные методы и формы обучения;
Направленность на предупреждение утомляемости;
Организация оздоровительного часа.
Воспитание культуры здоровья.
Немало важным является сохранение здоровья самого учителя. Учитель должен стать примером для ученика в плане здорового образа жизни. Важную роль с точки зрения ЗОЖ является организация урочной деятельности.
Требования к уроку с позиций здоровьесбережения:
Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
Количество видов учебной деятельности. Норма: 4 - 7 видов за урок.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
Количество видов материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке.
Дозирование объема домашнего задания
Сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Психологическая атмосфера, комфортная для получения знаний.
В любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки; активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности также способствуют поддержанию и сохранению здоровья современного школьника.
В центр образовательной системы такие технологии как технологии развивающего обучения, технология уровневой дифференциации обучения ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, научится вести здоровый образ жизни.
Задача современной школы состоит в том, чтобы у каждого ученика сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья, сможет получит качественное образование и продолжить общественно-полезную деятельность после окончания школы.
Давайте помнить и о том, что
Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.
Литература:
Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
Ильющенков В. В., Берсенева Т. А. Здоровье и образование. СПб, 1993.
Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
Электронные ресурсы
Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
http://www.za-partoi.ru/rubric/rubric-medosmotr.html
http://www.shkolnymir.info/ О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.