Здоровьесберегающие технологии
в учебном процессе
« Здоровье-это не всё, но все без здоровья – ничто!» Сократ
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А.Сухомлинский
Данные статистики
- По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза.
- Распространённость хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилась в 1,5 раза, а среди школьников-подростков – в 2, раза
- Около 30% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию и 20% имеют инвалидность.
- Инвалидность среди детей за последние 5 лет возросла в 2 раза.
Данные статистики
- За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза,
- близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 4% до 12,3%,
- с нервно-психическими расстройствами увеличивается— с 6% до 16,5%,
- с нарушениями осанки увеличивается — с 2% до 17%.
- Одна из самых частых патологий у школьников — нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30—40%.
Факторы риска
Внутренние факторы
- Стрессовая педагогическая тактика
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
- Несоблюдение требований к организации учебного процесса
- Интенсификация учебного процесса
- Функциональная неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья
- Разрушение служб школьного медицинского контроля
- Отсутствие системы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
Внешние факторы
- Экология
- Семья и микроклимат в ней
- Наследственность
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья
- Круг общения
- Вредные привычки
- Питание
- Здоровый образ жизни
Здоровьесберегающие технологии
Удовлетворяют основным критериям: Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения, Что? — отбор и структура содержания, Как? — оптимальная организация учебного процесса, С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения, Кто? — реальный уровень квалификации учителя. Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.
Классификация здоровьесберегающих технологий по Н.К. Смирнову
- 1. Медико-гигиенические технологии (МГТ)
- 2 . Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
- 3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
- 4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ)
- 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
- - организационно-педагогические технологии (ОПТ),
- - психолого-педагогические технологии (ППТ)
- - учебно-воспитательные технологии (УВТ)
- - социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ)
- - лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ)
Уровни решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.
1 . Уровень района, села
2. Уровень школы
3. Уровень класса
Принципы здоровьесбережения
- Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учител я.
- Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке .
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Принципы здоровьесбережения
- Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки
- Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления .
- Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья .
Критерии здоровьесбережения н а уроке
Критерии
- Обстановка и гигиенические условия в классе
- Количество видов учебной деятельности
- Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности
- Количество видов преподавания
- Чередование видов преподавания
Характеристики
- Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители
- Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.
- Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа
Критерии здоровьесбережения н а уроке
- Наличие и место методов, способствующих активизации познавательной деятельности
- Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
- Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
- Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения
- Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы
- Место и длительность применения ТСО
- Поза учащегося, чередование позы
Критерии здоровьесбережения н а уроке
- Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
- Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
- стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
- Взаимоотношения на уроке:
- А) учитель — ученик
- комфорт— напряжение,
- сотрудничество — авторитарность,учет возрастных особенностей);
- б)ученик — ученик
- сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность,
- активность — пассивность, заинтересованность — безразличие
- Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
- Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке
- Психологический климат на уроке
Критерии здоровьесбережения н а уроке
- Эмоциональные разрядки на уроке
- Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие
- Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности
-
- Спокойный темп, заканчивается урок со звонком
- Момент наступления утомления и снижения учебной активности
Десять великих секретов здоровьесберегающих технологий
- Секрет доброты
- Секрет успешности
- Секрет эффективности усилий
- Секрет результативности
- Секрет соответствия создаваемого задуманному
- Секрет технологичности
- Секрет надежности получаемых результатов
- Секрет перспективности преобразований
- Секрет заинтересованности
- Секрет истинности
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Анализируйте все свои уроки с точки зрения сохранения здоровья школьников, обратите особое внимание на следующие аспекты вашего урока:
Гигиенические условия в классе (кабинете);
Число видов учебной деятельности, используемых на уроке;
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
Число использованных видов преподавания;
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
Чередование видов преподавания;
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
Использование возможностей показа видеоматериалов;
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
Физкультминутки и физкультпаузы;
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
Благоприятный ли был психологический климат на уроке;
Мои эмоции и выражение лица;
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
Темп и особенности окончания урока;
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Грамотная забота о здоровье –
обязательное условие
образовательного процесса
Здоровьесберегающие образовательные технологий на уроках географии
Цель.
- Развивать индивидуальные познавательные способности каждого ученика
- Максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт учащегося
- Помочь ребёнку познать себя, самоопределиться и самореализоваться
Задачи:
- Стимулировать ученика к образовательной деятельности
- Обеспечивать учащемуся возможность самообразования, саморазвития и самовыражения
- Предоставить ребёнку возможность выбора при выполнении заданий
- Способствовать повышению мотивации обучения
- Создать психологическую комфортность на уроке
Учитель
Развитие индивидуальности каждого ребёнка
Признание индивидуальности,
самобытности, самоценности каждого ученика
Ученик
Самопознание, самоопределение и самореализация
Проектная
деятельность
Технология
деятельностного метода
Коллективные способы обучения
Разноуровневое
обучение
Информационные
Игровая
деятельность
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии
Виды технологий,
используемых
на уроках
Главные элементы
здоровьесберегаюжих технологий
- Обьем учебной нагрузки, учет времени на подготовку д/з
- Моменты оздоровления (физминутки)
- Формирование психологического климат а на уроке,
- Соблюдение учащимися правильной позы
- Использование ТСО (большое эмоциональное впечатление на учащихся производят эффектное изображение картин природы , движение элементов карт и т.д. в презентациях и фильмах на экране)
- Чередование видов учебной деятельности, видов и методов преподавания
- Мотивация учебной деятельности на уроке
- Эмоциональна разрядка на уроке
Спасибо
за
внимание!